Спецпроекты

Расследование CNews: чем аукнется "дело Поносова"

Бизнес
CNews стал первым федеральным изданием, вынесшим "дело Поносова" на всеобщее обсуждение. Мы продолжаем раскрытие этой темы. Вслед за эксклюзивным интервью с Ольгой Дергуновой - собственное расследование CNews: попытка отыскать истоки и последствия "дела Поносова". Есть вероятность, что оно станет катализатором глобального изменения подхода к обучению компьютерной грамотности в целом.

Кстати, Linux позволяет использовать устаревшие компьютеры вполне полноценно. Современная, вполне поддерживаемая версия многих дистрибутивов Linux будет приемлемо работать даже на первом Pentium со 128 Мб памяти (хотя для быстрой работы OpenOffice потребуется хотя бы 256 Мб). Кроме того, старые ПК при помощи Linux можно использовать как терминалы и обеспечивать работу на нескольких из них одновременно при помощи всего одного современного компьютера; существует даже дистрибутив, предназначенный для создания Linux-терминальных сетей именно в школах – K12LTSP.

Но более широкое распространение открытого ПО в школьной системе – отнюдь не простая задача.

Не все так просто

Для перехода на открытое ПО недостаточно одного лишь желания. Так, заявление АЭС, содержащее пламенный призыв к такому переходу, было размещено в интернете... в формате Microsoft Word. Как сообщила Ксения Демакова, председатель исполкома Анархо-Экологического Сопротивления и активный участник многих его акций, пока что лишь наиболее "технически продвинутые" из анархистов используют Linux. Если даже молодые радикалы, у которых есть очевидные мотивы, доступ к специалистам и не так уж много компьютеров, не отказались от продукции Microsoft полностью – насколько же сложнее это сделать огромной системе среднего образования?

Наиболее очевидной проблемой является техническая сторона. На базе общераспространенных дистрибутивов Linux общего пользования можно сконфигурировать весьма неплохую школьную систему – но для этого потребуется специалист (или энтузиаст, обладающий достаточным количеством времени). И даже если будет создано специализированное решение (например, для всех школ региона), для его адекватной поддержки сил самих школ, особенно сельских, может не хватить.

Впрочем, удаленная поддержка, даже при медленном подключении к сети, – одна из сильных технических сторон Linux. Достаточно простой модемной связи, чтобы позволить специалистам (например, в региональном центре) управлять системой в любой школе.

Заметим также, что Windows, конечно, используется без специалистов – но результат может разочаровать. Джули Амеро, школьная учительница из штата Коннектикут (США), в марте 2006 года была приговорена к многолетнему тюремному сроку за показ детям порнографии, которую на самом деле вызвал на экран компьютерный вирус. В школе не нашлось специалиста, который бы обеспечил защиту от таких случаев; а ведь просмотр порнографии, в отличие от нелицензионного ПО, может реально повредить детям...

Поэтому адекватную инфраструктуру для технической поддержки школьных компьютеров необходимо создавать в любом случае. Применение свободного ПО может подтолкнуть к этому, но даже если вся российская школа останется верной Биллу Гейтсу, без помощи грамотных специалистов обойтись не удастся.

Вторая проблема заключается в том, что компьютерную грамотность школьников привыкли обеспечивать именно на Windows. Таким образом, внедрение Linux даже при качественной технической поддержке может оказаться непростым.

Например, в интернете циркулируют слухи о том, что применение Windows и Microsoft Office в школе попросту обязательно – вопросы в Едином Государственном Экзамене (ЕГЭ) якобы "привязаны" к этой платформе. Это не более чем миф. Павел Якушкин, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике Федерального Института Педагогических Измерений, сообщил CNews, что никакой привязки к операционной системе, прикладным программам или же аппаратным платформам в материалах ЕГЭ по информатике нет. "Это принципиальная позиция и нашей комиссии, и Министерства образования", - подчеркнул он.

Его слова можно проверить, просмотрев материалы по ЕГЭ. В частности, доступны спецификация демонстрационная версия и кодификатор по предмету "Информатика". Сдать экзамен можно одинаково успешно при подготовке на основе Windows и Linux.

Но кроме экзамена, существуют учебники и другие наработанные материалы. А они ориентированы именно на платформу Windows – причем зачастую рассказывают, какие кнопки следует нажимать и какие пункты меню выбирать. Такое положение понятно – большинство компьютеров работает под управлением Windows и логично предположить, что ученикам тоже придется пользоваться этой системой.

"Под Linux" такие учебники малополезны. Но вот будут ли самим ученикам полезны такие знания? Информационные технологии развиваются очень быстро, и "нажатия на кнопки", выученные в школе, скорее всего, окажутся бесполезны уже в институте. Причем даже в случае, если платформа Microsoft Windows/Office продолжит доминировать на рынке.

Скажем больше - школьные знания на подобном уровне устаревают сразу в момент получения. В Windows Vista представлен новый пользовательский интерфейс Aero. Его системные требования весьма высоки, и, скорее всего, подавляющее большинство школьных компьютеров не пригодны для его использования. Значит, когда ученик окажется за более мощным компьютером, ему потребуется нажимать уже немного другие кнопки.

Если же "отвязать" преподавание от конкретной версии Windows, от старого или нового интерфейса, и уделить больше внимания принципам использования основных видов ПО, то выбор конкретной программной платформы уже не будет столь важным.

Вопрос о том, насколько вообще можно сводить информатику к компьютерной грамотности – предмет отдельной дискуссии; но полноценная компьютерная грамотность, ценность которой в современной ситуации неоспорима, требует далеко не только знаний о "нажатии кнопок".

Решения – впереди

На момент выхода статьи ответы на главные вопросы, которые поставило "дело Поносова", еще не даны.

Суд Верещагинского района не вынес решение о виновности или невиновности директора. Заметим, что оно касается не только самого Александра. Виновен ли в использовании нелицензионного ПО человек, который просто не обратил внимания на его происхождение? Если "да" - то любому должностному лицу, да и просто любому владельцу компьютера в России нужно срочно учиться отличать контрафактное ПО от подлинного, что не всегда просто. Ошибка чревата уголовным преследованием, особенно если нельзя позволить полностью остановить использование компьютеров в любой момент после неожиданной проверки.

Недавнее заявление Microsoft по "делу Поносова" гласит: "Эпизод с директором сельской школы, подобно прожектору, высветил проблемы, которые неизбежно несет с собой период ускоренной информатизации на фоне все еще высокого уровня компьютерного пиратства в России... Необходимо организовать обучение как сотрудников организаций, осуществляющих финансирование государственных и образовательных учреждений, так и директоров школ навыкам управления таким новым активом, как программное обеспечение. Наша общая задача – помочь им в скорейшем приобретении этих знаний".

Но решение вопроса об авторском праве является лишь частью, хотя и важной частью, общего разумного подхода к применению компьютеров в школе и обучению компьютерной грамотности. И этот подход еще только требуется выработать - как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Ускоренная информатизация приводила к поспешным решениям далеко не только в этой области.

Министр образования Пермского края объявил о предпочтении в пользу свободно распространяемого ПО – но это заявление пока не подкреплено конкретными шагами. Конечно, ждать их столь скоро было бы рано. Более того, поспешные шаги по внедрению непривычной системы могут запутать преподавателей и учеников.

Однако "оставлять все как есть", оплатив лицензии, – далеко не лучший вариант. И отнюдь не только из-за "поддержки монополии Microsoft". Чтобы дать школьникам знания, которые будут полезны еще много лет, потребуется пересмотреть многое в преподавании компьютерной грамотности.

Будем надеяться, что предстоящие важные размышления не будут омрачены тюремным сроком для директора сепычевской школы, заслужившего – что не так-то просто – уважение своих учеников.

Михаил Рамендик / CNews

Взгляд месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»

Технология месяца

6G перебьет аппетит к 5G?

Сети 6G, как ожидают аналитики, начнут появляться уже через пять-десять лет.