Спецпроекты

На аутсорсинг можно отдать все, кроме управления компанией

Аутсорсинг Конференции ИТ-аутсорсинг от НАС
Рынок аутсорсинга в России дошел до той стадии зрелости, на которой клиенты готовы отдать, а подрядчики – принять на аутсорсинговое обслуживание любые сервисы. Исключение составляет только управление бизнесом, передача которого на сторону означает конец развития или потерю компании. Этот факт отметили участники конференции «ИТ-Аутсорсинг: антикризисная оптимизация», проведенной 14 апреля агентством маркетинговых коммуникаций CNews Conferences совместно с аналитическим агентством CNews Analytics.

В IV квартале 2014 г., несмотря на кризисные тенденции, а где-то и благодаря им, рынок аутсорсинга в России вырос на 4%, считает IDC. Прогноз на 2015 г. составляет 4,5% (Gartner), при этом расходы на ИТ-аутсорсинг будут стабильно расти до 2018 г.

Директор по ИТ Финансового университета при правительстве РФ Владимир Соловьев видит в росте охвата аутсорсингом все новых и новых сервисов большой потенциал для появления новых моделей бизнеса. В целом новые модели становятся возможны благодаря трансформации деятельности организаций: рынки материальных продуктов превращаются в рынки интеллектуальных и цифровых продуктов, средства производства демократизируются, нишевые предложения обзаводятся «длинными хвостами» с большими возможностями, клиенты имеют больше возможностей для самообслуживания, становятся нормой бесплатные ценностные предложения.

В качестве примера Владимир Соловьев назвал гипотетическую, но вполне вероятную модель бизнеса будущего, смысл которой в том, что продаваться будут не автомобили, а документация для их самостоятельного изготовления и кастомизации. Каждый обладатель 3D-принтера сможет «напечатать себе машину», и лишь некоторые будут отдавать эту задачу автопроизводителям.

Считайте ваши денежки

Рост интереса к аутсорсингу вызван в первую очередь экономическими причинами. Респонденты говорят о сокращении расходов на ИТ до 30–60%, приводит цифры председатель комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров Марина Аншина. Но это означает не дешевизну самого аутсорсинга, а возможность оптимизировать расходы и повысить гибкость собственного бизнеса. В частности, при управлении парком устройств печати организация может сократить издержки на 10–30%, считает менеджер по работе с заказчиками PPS IPG компании Hewlett Packard Анна Якупова.

Новые модели бизнеса

Источник: Финансовый университет при правительстве РФ, 2015

До сих пор многие заказчики считали, что могут самостоятельно управлять своими принтерами, копирами, сканерами и МФУ: не такое это сложное дело регулярно менять расходники и приглашать мастера для профилактики и ремонта устройств. Однако с ростом бизнеса и увеличением потребностей в печати становятся слишком сложными и дорогостоящими процессы обслуживания парка устройств. Поэтому сегодня не только крупный и средний бизнес, но и госзаказчики обращаются к поставщикам соответствующих услуг. В качестве примера модели обслуживания Анна Якупова привела стандартный сервисный контракт по управлению средой печати, который называется HP MPS. Он исполняется по схеме «все включено» и предусматривает полный цикл обслуживания, начиная от проектирования парка и до контроля качества и обеспечения прозрачности данных отчетности перед заказчиком.

Контроль и оценка деятельности аутсорсера

Источник: Российский союз ИТ-директоров, 2015

Остальные причины популярности аутсорсинга, по оценке Марины Аншиной, – это рост зрелости облачных сервисов вместе с увеличением мобильности, а также повышение специализации, превращение обслуживания в рутинную деятельность. Появляются целые цепочки аутсорсеров, то есть отрасль структурируется, внутри нее появляются устойчивые связи между компаниями различных специализаций. Заказчики уже понимают новую реальность и разрешают подрядчику привлекать любых субподрядчиков. Сами договоры с аутсорсерами становятся более зрелыми и грамотно составлены – еще недавно этот аспект был довольно серьезной проблемой в развитии рынка.

HP MPS: основные элементы

Источник: Hewlett Packard, 2015

Михаил Широков, начальник ИТ-отдела центра инновационного развития Москвы, показал на примере своей организации, как можно управлять ИТ-ресурсами в условиях экономического кризиса: «В государственных и муниципальных организациях руководство освоило новые технологии и стало делать заказы на конкретные ИТ-услуги, например, на ВКС. Особенность работы с чиновниками такова, что реализация запросов им нужна срочно, буквально «еще вчера», при этом они не обращают такое пристальное внимание, как бизнесмены, на затраты и процессы достижения результата». Для своевременного и качественного реагирования на требования руководства в центре инновационного развития провели стандартизацию сервисов, построили систему улучшения сервисов на базе ITIL v3, внедрили CMDB, облака, службу поддержки, разработали каталог ИТ-услуг. Сегодня Центр плотно занят переводом имеющихся систем и технологий на «российские рельсы», что позволит ему полноценно работать в новых условиях.

Источник: Центр инновационного развития Москвы, 2015

Несмотря на явно наметившиеся тренды, во многих организациях решения о переходе к аутсорсингу принимаются долго и мучительно. Руслан Вагизов, исполнительный директор ICL Services, рассказал, что во многих случаях реакция сотрудников – не топ-менеджеров – компании-заказчика на аутсорсеров резко отрицательная: «Мы же пришли забрать у них работу, это значит, что они могут попасть под сокращение из-за контракта с нами. Поэтому приходится налаживать отношения с людьми. Нормальный аутсорсер сам оценивает потенциал сотрудников клиента и предлагает им работу. Сокращение персонала ИТ-отдела на 30% – это реальность, так происходит в жизни. Во время одного из таких сокращений мы взяли к себе на работу 10% людей, еще 10% проектных сотрудников остались без задач и ушли, а остальные были сокращены и не взяты нами, так как оказались неэффективными».


Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.