Разделы

Бизнес

МРЦБ: до ИТ-консалтинга нужно дорасти

Российский рынок ИТ-консалтинга стремительно развивается, прирастая задачами нового класса. Сегодня для осуществления масштабного ИТ-проекта недостаточно компетенции лишь в сфере информационных технологий. Директор по управлению проектами компании МРЦБ Наталья Яскевич, проработав свыше 12 лет на российском рынке ИТ-консалтинга, уверена: решить подобные задачи под силу только консультанту, имеющему за плечами солидный опыт реализации самых разных проектов, высококвалифированный штат сотрудников и профессиональных методологов. В интервью корреспонденту CNews Наталья Яскевич рассказывает об особенностях и перспективах развития российского рынка ИТ-консалтинга.

CNews: Давайте выделим факторы, критичные для успеха проекта внедрения информационной системы.

Наталья Яскевич: Первый фактор, на мой взгляд, - наличие проработанной методологии, учитывающей последующую автоматизацию.

Далее - подробно расписанный сценарий интеграционного тестирования, по которому можно осуществить приемку системы и определить готовность к внедрению. Часто на этапе внедрения возникает риск, что пользователи свои ошибки, свое нежелание работать с новой системой, прячут за обвинениями в адрес самой системы. Поэтому методика испытаний должна быть детально проработана.

Наталья Яcкевич
Наталья Яскевич: Мы будем продолжать инвестиционные программы, ориентированные на развитие, обучение и удержание персонала

Третий фактор – это организационные процедуры, которые позволяют отследить матрицу ответственности: кто, что и когда делает. Создание детального календарного плана и распределение ответственности на уровне конкретных фамилий позволяет избежать многих ошибок. Важно четко определить, кто функциональный, а кто технический заказчик. Ведь ИТ-подразделение компании – не заказчик системы само по себе, а лишь технический исполнитель, как и консультанты. А основными заказчиками являются функциональные бизнес-подразделения.

Также важно, чтобы внедренцы и пользователи разговаривали на одном языке. В нашей компании более 100 методологов, системных аналитиков. Почти все имеют обширный опыт работы в реальном секторе. Им легко найти общий язык с пользователями. Для методологов важен опыт работы не столько в автоматизации, сколько в предметной области, например, в налоговом учете, в бюджетировании, в капитальном строительстве, энергетике и пр.

CNews: Ваша компания образовалась в сложные годы - начало 90-х. Расскажите подробнее об истории, каковы были первые проекты, как сложились существующие сейчас направления работы?

Наталья Яскевич: Автоматизацией мы стали заниматься изначально. Первый проект по автоматизации нефтехимического комбината предопределил профиль наших клиентов – крупные промышленные предприятия. В ходе реализации этого проекта мы столкнулись с тем, что для достижения успешного результата одной установки программного обеспечения, даже с проработанной функциональной и технологической архитектурой, недостаточно. Для ввода исторических данных в систему нам самим приходилось структурировать учет, который велся вручную.

И в дальнейшем в проектах автоматизации часто возникала необходимость проведения комплексного внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в некоторых случаях – восстановление учета. Благодаря этой сложной и трудоемкой работе, мы приобрели огромный опыт в формализации процессов и учетных процедур.

Помимо подготовки к загрузке исторических данных в систему, особое внимание мы уделяем разработке нормативно-справочной информации, формированию единых классификаторов.

По результатам работы "МРЦБ" были получены положительные отзывы от клиентов, что позволило долгосрочно сотрудничать с крупнейшими российскими компаниями, такими как "Ростелеком", дочерние структуры "Газпрома", РАО ЕЭС. Конечно, в проектах каждый раз решались свои задачи, но что определяло нашу позицию во взаимоотношениях с клиентом – то, что мы оперативно реагировали на смену его потребностей и развивали собственный портфель услуг.

CNews: Насколько четко клиенты самостоятельно определяют свои потребности?

Наталья Яскевич: Никто, кроме самого клиента, не понимает более точно свою конечную цель. Однако промежуточные результаты, задачи и способы их достижения не всегда четко осознаются. Например: клиент обсуждает вопрос о привлечении программистов, а при детальном анализе ситуации мы приходим к выводу, что ему нужны методологи или специалисты по внедрению и только потом программисты. Задача консультанта совместно с клиентом формализовать его потребности и предложить соответствующие пути решения.

CNews: На рынке существует тенденция, заключающаяся в том, что ИТ-компании начинают позиционироваться как бизнес-консультанты. Как вы считаете, могут ли они быть хорошими бизнес-консультантами?

Наталья Яскевич: Считаю, эти компании движутся в правильном направлении. Но накопление экспертизы и появление собственного подхода к разработке методологии – вопрос не одного месяца и даже не одного года. Методологические департаменты нашей компании уже более десяти лет формируют базу знаний, которая является универсальным ресурсом при оказании услуг в разных предметных областях. Это большое преимущество при увеличении количества проектов, ведущихся одновременно.

CNews: Каким образом при большом количестве проектов обеспечивается их качество?

Наталья Яскевич: Основным критерием успешности проекта для нас является высокий уровень удовлетворенности клиентов.

В 2005 году в нашей компании была внедрена система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000.

Мы развиваем и совершенствуем технологию предоставляемых услуг. Однако наличие регламентированных процедур не гарантирует высокий уровень качества. Самое главное – это люди и их отношение к работе. Цели в области качества, утвержденные на 2007 год, требуют от сотрудников еще большего профессионализма, поэтому мы, безусловно, будем продолжать инвестиционные программы, ориентированные на развитие, обучение и удержание персонала.

CNews: Каковы в целом итоги работы вашей компании за 2006 год?

Наталья Яскевич: Могу сказать, что последние три года компания удваивает свой оборот и продолжает его наращивать. Общее число консультантов превышает 300 человек.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В 2006 году мы реализовали более 60 масштабных проектов для 25 компаний - лидеров российского рынка. В их число входят такие гиганты, как "Связьинвест", Дальневосточная энергетическая компания, группа компаний ПИК.

CNews: Какие из ваших проектов можно назвать наиболее значимыми и интересными?

Наталья Яскевич: В прошлом году была завершена 1 Фаза программы построения корпоративной информационной системы управления Московской объединенной электросетевой компании. Ее реализация проводилась в соответствии с утвержденной концепцией автоматизации всего электросетевого комплекса. Программа включала в себя разработку методологических документов, внедрение автоматизированных систем, проектирование и развитие ИТ-инфраструктуры.

Проект в компании "Транстелеком" является примером тому, как может быть успешным сотрудничество двух компаний-подрядчиков: методолога и компании, осуществляющей настройку и внедрение информационной системы. Наши консультанты выступали как методологи. Была разработана концепция бюджетирования для всей группы компаний, утверждено техническое задание, проведен выбор программной платформы. На последующих этапах осуществлялся аудит внедрения автоматизированной системы бюджетирования.

Отдельного внимания заслуживает проект для "СУЭК", где за 12 месяцев было проведено внедрение автоматизированной системы управления предприятием на платформе для более чем 60 дочерних предприятий, шахт и угольных разрезов. Необходимо учесть, что реализация такого масштабного проекта предусматривала создание единого Координационного центра и работы 12 региональных групп внедрения.

CNews: Каким образом осуществляется работа в регионах?

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Наталья Яскевич: География наших клиентов распространяется от Москвы до Владивостока, поэтому привлечение региональных сотрудников, создание виртуальных проектных офисов для нас является часто используемой практикой.

В 2006 году открылось представительство "Консультационной фирмы "М-РЦБ" в г. Уфа.

Таким образом, мы стремимся повысить ценовую привлекательность наших услуг, возможность более оперативно реагировать на потребности региональных клиентов.

Хочу добавить, что мы готовы к партнерству в регионах, открыты для сотрудничества как по нашим проектным решениям, так и в общей методологии.

CNews: Какие направления развития вашей компании будут приоритетными на ближайшие годы?

Наталья Яскевич: Если говорить о расширении портфеля услуг, то наряду с традиционным развитием направления ERP-систем на различных платформах, мы будем вести активную работу в реализации проектов внедрения систем управления электронным документооборотом. В прошлом году мы запустили сразу несколько таких систем. Успех этих внедрений и определил развитие.

Второй акцент будет сделан на энергоконсалтинг. Данная услуга существует в нашей компании уже более трех лет, и все это время доказывает свою перспективность и необходимость дальнейшего развития.

Нашей компании присуще стремление осваивать инновационные области вместе с ростом потребностей клиентов. Уверена, что и в этом году мы начнем развитие новых направлений.

Юлия Муромец / CNews