Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Microsoft Dynamics AX Forum 2010: в поисках эффективности

Российские компании могут конкурировать как на международных, так и на внутреннем рынках только за счет повышения эффективности собственных операций. Для этого нужно выявить и оптимизировать ключевые бизнес-процессы. А роль ИТ – держать уже оптимизированные процессы под контролем.

"Очевидный вывод – нам придется измениться, один из ключевых факторов для этого – производительность труда и оптимизация, – сделал заключение Илья Пантелеев. – Для этого нужно, прежде всего, найти и подвергнуть ревизии основной бизнес-процесс или процессы компании".

Отличительная черта такого процесса, по определению руководителя "АНД Проджект", – максимальное влияние на объем продаж и выпуска продукта компании/организации, а также на его стоимость. Далее необходимо начать работать над оптимизацией этого процесса: добиться максимальной скорости прохождения процесса с обеспечением надлежащего качества.

Информационным технологиям, по мнению экспертов, отводится роль средства для закрепления обновленного процесса, повышения скорости совершения операций, и, что не менее важно, оперативного получения полной и достоверной информации для принятия качественных решений.

По оценкам участников форума, для того, чтобы бизнес смог дать качественный ответ на вызовы новых экономических условий, информационные системы предприятий должны соответствовать ряду требований. Во-первых, ИС должны отвечать требованиям эргономики и обладать понятным интерфейсом. Во-вторых, они должны обеспечивать необходимую производительность. В-третьих, они обязаны отличаться гибкостью, чтобы быть в состоянии закрепить именно тот бизнес-процесс, который признан оптимальным. В-четвертых, ИС должны иметь функциональную наполненность, ведь у разных компаний основные процессы могут различаться. В-пятых, базой для дальнейшего развития должны служить стандартные предложения: тратить время "на изобретение велосипеда" – слишком дорогое удовольствие сегодня.

Ближайшее будущее ERP

На форуме были продемонстрированы возможности оптимизации работы предприятия при помощи современной ERP-системы. Так, Владимир Водянов, директор Microsoft Business Solutions в России, отметил, что спрос на ERP-решения в нашей стране продолжает расти, поскольку "в текущей экономической ситуации как средние, так и крупные компании сталкиваются с новыми задачами, требующими максимально эффективных решений". "Особенно актуальными становятся те системы управления, которые позволяют строить современные бизнес-решения с наиболее выгодными для предприятий показателями стоимости владения и возврата на инвестиции", - сказал Водянов.

В своем дальнейшем развитии ERP-решения, по свидетельству специалистов Microsoft, будут акцентироваться на трех основных аспектах. Во-первых, это люди и работа с ними. Во-вторых, это разработка адаптивных бизнес-процессов. Причем адаптивность подразумевает, кроме всего прочего, отражение специфики каждой отрасли с целью обеспечения легкости соединения между участниками процесса. И третье направление работы – это создание связанной экосистемы, в которой компания могла бы максимально эффективно наладить связи с поставщиками, заказчиками, с фирмами, которым передаются задания на аутсорсинг, и т.д.

Киз Хертог, директор направления Microsoft Dynamics AX глобального Microsoft, описал основные принципы, которыми руководствуется его компания при создании ERP-систем. Первый принцип – это релевантность, то есть отражение специфики каждой отрасли, в которой применяется система. Microsoft осуществляет большие инвестиции в расширение функциональности своих систем, в частности в прошлом году она приобрела 4 других софтверных компании, которые владели необходимыми технологиями.

Второе направление – это превращение системы Dynamics AX в идеальную систему для распределенных компаний - работающих в разных странах, в различных юрисдикциях, на разных языках. Третий элемент продуктовой стратегии Microsoft связан с ориентацией на целевой рынок, то есть выпуск продукта, предназначенного для компаний с определенным числом сотрудников. По свидетельству топ-менеджера Microsoft, система Dynamics AX ориентирована на организации с числом сотрудников от 200 до 7500 человек, то есть он подходи т как отдельным компаниям, так и подразделениям крупных международных корпораций. Четвертое направление – это повышение продуктивности, производительности труда пользователей и эффективности бизнес-процессов. И, наконец, последнее важное направление развития системы - использование концепции Software as a Service, то есть ПО как услуги.

Некоторые результаты

Своим опытом внедрения ERP-систем поделились многие участники форума. На мероприятии присутствовали специалисты известных российских компаний: группы "Разгуляй", холдинга "Солнечные продукты", холдинга "Миэль Недвижимость", "Объединенной Промышленной Корпорации", консорциума "Альфа-Групп", "ТЭП-Холдинг" и других.

Алексей Новиков, финансовый директор холдинга "Юнитайл" (торговая марка "Шахтинская плитка"), описал проблемы своего предприятия до внедрения единой ERP-системы. Из-за того, что 22 логистических центра холдинга работали в обособленных друг от друга локальных базах, собиралась только бухгалтерская отчетность и в срок не менее месяца. Кроме того, у компании не было полного понимания размера дебиторской задолженности, отсутствовала уверенность в применении единого прайс-листа, не были понятны размеры остатков продукции на складах в регионах, не имелось единой базы данных клиентов и т.д.

4 проблемы ИТ в филиалах и способы их решения
Интернет

Конечными целями внедрения ERP-системы ("программой максимум"), по словам Новикова, было получение разложить все затраты до мельчайшей причины возникновения ("построить себестоимость"), осуществление сквозного планирования и моделирования, возможность построения взаимоотношений на базе единой информационной системы и обеспечение базы для повышения эффективности имеющихся ресурсов компании.

По данным представителя "Юнитайл", благодаря внедрению системы были оптимизированы запасы готовой продукции на 300 млн руб., снижена дебиторская задолженность на 150 млн руб., сокращены затраты на учетные функции (сокращение бухгалтерских рабочих мест – 70%), а сумма экономии составила около 72 млн руб. уже в первый год эксплуатации.

"При реализации проекта обратите внимание на следующие аспекты, - дал рекомендации Алексей Новиков. – Система должна быть доступна для изучения стандарта, должна быть возможность запустить ее в короткие сроки, обратите внимание на цену проекта и цену обладания им (вместе с "железом" и каналами данных), цену специалистов по выбираемой системе. Далее оцените возможность системы закрывать ваши потребности поэтапно, и на наличие у исполнителя экспертизы по продукту и проектам".

Другой пример привел Антон Ершов, директор по ИТ компании "Морской порт Санкт-Петербург". Эта организация, созданная на базе Ленинградского торгового порта, состоит из 5 стивидорных компаний, которые хотя и входят в одну производственную структуру, расположены в нескольких километрах друг от друга, занимаются однородным бизнесом, но, тем не менее, каждая из них работает в собственной ИТ-системе и имеет свой набор нормативно-справочной информации, понимание практик ведения учета, документооборот и т.д. Как результат - неоперативно и неэффективно решаются "сквозные" по компаниям или смежным направлениям деятельности задачи: управленческий учет, бюджетирование, подготовка аналитики. "Мы прекрасно понимали, что за один проект в полном объеме во всех предприятиях, и во всех видах деятельности задачу не решить, - поделился опытом Антон Ершов, - И мы решили начать, условно говоря, с финансово-хозяйственного блока. Поэтому, нами были сформулированы задачи первого приоритета, и им был посвящен проект разработки и поэтапного внедрения производственной системы".

Дмитрий Исаев, Softline: Мы видим превосходные перспективы развития облачного бизнеса в России
Импортозамещение

В результате реализации проекта компании из холдинга "Морской порт Санкт-Петербург", вошедшие в пилотный проект, с 2009 года полностью отказались от старого набора приложений, полностью заработали в Microsoft Dynamics AX.

Две больших разницы

Как отметили собравшиеся на форуме эксперты, на российском рынке CRM и ERP-системы находятся в разных стадиях роста. "Для ERP – это стадия начальной зрелости, - заметил Илья Пантелеев из "АНД Проджект". - C одной стороны, уже имеется значительное количество внедрений, и бизнес понимает, что такое ERP. Но при этом все равно процент распространения ERP недостаточно высок". Специалисты прогнозируют, что области ERP рынок ожидает органичный рост. Российские компании хорошо понимают, что нужно повышать производительность прямо сейчас, пока на наш рынок активно не вышли азиатские страны и наши "соседи" по БРИК. "Microsoft Dynamics AX будет расти несколько быстрее рынка в целом, - считает Пантелеев. - Это связано с тем, что на рынке ERP с опережающим ростом будут распространяться те системы, которые при достаточно глубоком функциональном наполнении и хорошей производительности имеют более гибкую архитектуру".

Что касается CRM, то это класс систем, по мнению участников форума, в России еще не дошел даже до состояния начальной зрелости и находится пока на этапе начального роста. Хотя аббревиатура CRM известна уже давно, и на первый взгляд кажется, что число внедренных проектов велико, на деле это впечатление ошибочно. Последние три-четыре года рынок CRM находился скорее в некой "евангелистической" стадии, когда все проповедуют, но делают очень не многие. И, главное, очень далеко не все заказчики понимают, что они приобретают путем внедрения CRM. "С моей точки зрения евангелизация прошла примерно год назад, сейчас начинается стадия активного начального роста. На текущий момент драйверами являются три отрасли – финансы (банки, страхование, управляющие компании), телекоммуникации и дистрибуция", - заключает Илья Пантелеев.

Функциональные требования, которые клиенты предъявляют к CRM-системам, тоже претерпели изменения. Если изначально большинство заказчиков думали о том, как создать единую базу клиентов, настроить относительно простые бизнес-процессы работы с ними, и, главное, как избежать влияния человеческого фактора на клиентскую базу, то сейчас появились гораздо более глубокие задачи. Они находятся уже на стыке CRM с BI (Business Intelligence) и предназначены для решения комплексных бизнес-задач. Именно эта тенденция станет главной на ближайшие годы.

Сергей Филимонов / CNews