Как региональные розничные сети внедряют ERP?
Сегодня российские региональные ритейлеры по обороту и количеству магазинов порой сопоставимы с игроками федерального масштаба. Успешно конкурировать с крупными сетями им позволяют грамотно выбранные бизнес-инструменты. Этим и другим вопросам работы отрасли был посвящен виртуальный круглый стол, организатором которого стала компания Ansoft — разработчик и поставщик промышленной ERP-системы Avarda. Руководители и ИТ-директора ведущих ритейлеров из нескольких регионов РФ и стран СНГ поделились опытом выбора ERP-системы и рассказали о результатах ее внедрения.Обувь
Год назад торговый дом "Лидер", владевший тогда сетью из 12 магазинов обуви, быстро и успешно перешел с информационной системы "1С" на Avarda, не имея в штате ни одного ИТ-специалиста. И за последующий год, получив эффективный инструмент управления распределенной торговой сетью, "Лидер" сумел открыть еще 32 магазина. Такая эффективность расширения была бы практически невозможна без промышленной ERP-системы.
Оксана Шагорская, коммерческий директор торгового дома "Лидер"
Оксана Шагорская, коммерческий директор торгового дома, рассказывает: "У нас был момент, когда при 12 магазинах главным стопором нашего развития оказалась имеющаяся информационная система на базе "1С". Безрезультатные попытки ее полноценного внедрения в течение полутора лет вынудили нас срочно искать готовое решение. Про Avarda мы узнали от одного из наших поставщиков — компании Geox, которая несколько лет успешно использовала данный продукт. Также мы изучили опыт своих коллег из компаний Ecco и FinnFlare, которые развили свой розничный бизнес в России почти с нуля именно с помощью Avarda. Мы заметили, что в этих известных компаниях Avarda использовалась более 5 лет и за это время компании смогли резко масштабироваться, увеличив свои торговые сети во много раз и став ведущими игроками федерального масштаба".
Весной 2010 года компания Ansoft предложила "Лидеру" более новую версию Avarda.ERP 6.0, чем та, которая тогда использовалась в Geox, Ecco и Finn Flare. В этой версии было много новых возможностей для сетевого ритейла — и тогда руководство торгового дома поверило, что новая информационная система даст возможность совершить скачок в развитии. Так оно и оказалось.
"Сейчас мы имеем 44 магазина и строим дальнейшие планы по расширению сети, — говорит Оксана Шагорская. — В проекте перехода на Avarda мы полностью положились на опыт компании Ansoft: все работы по внедрению, включая развертывание и техническое обслуживание работающей системы, были поручены ее специалистам — и все было готово за 2 месяца. Выбранную форму сотрудничества с компанией Ansoft мы сохраняем по сей день. Все техническое обслуживание нашей ИТ-инфраструктуры и сопровождение системы Avarda во всех трех наших регионах осуществляется силами Ansoft. Несмотря на увеличение количества магазинов в 4 раза, штат наших сотрудников в центральном офисе остался практически неизменным".
"Сотрудничество с торговым домом "Лидер" дало нам возможность отлично почувствовать все нюансы самостоятельного развертывания и обслуживания территориально распределенной розничной сети, — говорит Кирилл Синицын. — Мы были кровно заинтересованы минимизировать наши затраты на техническую поддержку системы. Благодаря такому бесценному опыту обслуживания работающей в реальном времени торговой сети, мы внесли в Avarda множество новых возможностей, усовершенствовав инструменты администрирования и централизованного обслуживания системы в условиях территориальной распределенности".
Стройматериалы
"С Avarda я познакомился в 2005 году, когда мы начали тендер на выбор ERP-системы для нашей торговой сети, — говорит Алексей Затопляев, ИТ-директор сети DIY-гипермаркетов "Бауцентр". — На тот момент "Бауцентр" был ярко выраженной региональной сетью — мы имели 4 гипермаркета и базу стройматериалов в Калининграде. Мы прошли тернистый путь выбора системы и ее поставщика и в итоге остановили свой выбор на Avarda от Ansoft. Окончательному выбору предшествовала неудачная попытка внедрить Axapta, которая прекратилась после проведения детального обследования наших бизнес-процессов и получения от поставщика плана предстоящих объемных доработок. В отличие от коллег по круглому столу, мы, покупая Avarda в октябре 2006 года, рассматривали эту систему не как готовое решение, а как платформу, устраивающую нас архитектурно и дающую возможность построить на ее основе заточенный под нас инструмент".
В ходе внедрения ERP-системы "Бауцентр" вышел на федеральный уровень, открыв несколько гипермаркетов в других регионах страны — в Краснодаре и Омске. Работа компании на нескольких региональных рынках сразу внесла существенные изменения в бизнес-процессы. Пришлось очень быстро перейти к централизованной системе управления бизнесом, и архитектура Avarda способствовала этому переходу в наиболее безболезненной форме. Одновременно "Бауцентр" построил один из самых крупных логистических центров в Калининградской области. Там было внедрено другое решение Ansoft — Avarda.WMS, которое специалисты Ansoft успешно адаптировали к сложной товарной группе "Бауцентра".
"Мы четко знали, чего хотим, — продолжает Алексей Затопляев. — Мы знали, что готовых решений наших задач на ИТ-рынке не существует, в чем нас еще раз убедили результаты проведенного тендера. Мы понимали, что бюджет услуг на доработку любой системы под нашу специфику будет очень существенным. Однако, оценив функциональность системы Avarda версии 5.0, мы поняли, что объем модификаций этой системы будет намного ниже, чем других. В пользу Avarda сыграл и тот факт, что при ее доработке нам не нужно было вмешиваться в ядро системы и менять ее архитектуру. Это серьезно снижало риски. Усилиями совместной с поставщиком команды нам удалось реализовать проект, доработать недостающий функционал и перевести всю торговую сеть на Avarda".
За 5 лет эксплуатации ERP-системы "Бауцентра" вместе с ростом торговой сети росли объемы обрабатываемых данных, увеличивалось количество пользователей, обновлялся парк вычислительной техники. Сейчас в ERP-системе "Бауцентра" одновременно работают примерно 600 пользователей. Высокую транзакционную производительность при этом удается обеспечивать относительно недорогим оборудованием. Распределенная архитектура системы позволяет компании масштабироваться, не вкладывая в созданную ИТ-инфраструктуру значительных средств.
"Я не уверен, что в сложный период 2008–2009 годов мы потянули бы стоимость владения раскрученными западными ERP-системами, — говорит Алексей Затопляев. — А вот с компанией Ansoft нам удалось даже интенсифицировать работы по развитию функционала, который был нужен для повышения эффективности бизнеса. Нам удалось увеличить оборачиваемость, оптимизировать ассортимент и создать предпосылки для дальнейшего развития. Сегодня с системой Avarda нас связывают долгосрочные планы. Мы понимаем, что надежнее всего работать на решении, максимально приближенном к типовому, развиваемом и поддерживаемом производителем. Такие сложные решения, как фронт-офис магазина, механизмы обмена данными, базовые механизмы учета товародвижения и финансовых потоков, не могут быть созданы и успешно развиваться силами наших собственных программистов. Поэтому у нас есть соглашение с компанией Ansoft о регулярных работах по совмещению наших доработок со всеми обновлениями типовой конфигурации Avarda. Вместе с Ansoft мы сейчас осуществляем переход на последнюю версию Avarda.Retail Network for DIY, а потом планируем активно внедрять новый функционал, который появился в системе в ходе реализации разработчиком других проектов".
Кирилл Кондаков, руководитель отдела АСУ компании "Эрнис"
Компания "Эрнис" работает в секторе DIY Беларуси. Кирилл Кондаков, руководитель отдела АСУ, рассказывает: "В 2009 году мы имели 6 магазинов "Палас" и приняли стратегическое решение о развитии формата гипермаркетов. Попытка внедрить ПО местных разработчиков столкнулась с непреодолимыми сложностями. До запуска нового гипермаркета оставалось 4 месяца. Остро встал вопрос о быстром внедрении системы, позволяющей решить задачи мультиформатной сети. Было выбрано отраслевое решение Avarda.RetailNetwork for DIY, которое нам удалось внедрить в короткие сроки, добившись решения всех поставленных задач".
Доработки системы Avarda для "Эрнис" были связаны со спецификой белорусского законодательства, а функциональность отрасли DIY внедрялась в типовом варианте, благодаря чему бюджет проекта оказался невелик. По состоянию на октябрь 2011 года на Avarda работает вся торговая сеть "Эрнис". В ближайших планах компании — внедрение модуля Avarda.Inventory Management для управления товарными запасами в торговых подразделениях и дальнейшее наращивание используемого функционала.
"Система Avarda является готовым решением для мультиформатных оптово-розничных торговых сетей за разумные деньги", — считает Кирилл Кондаков.
Канцтовары
"Информационная система на "1С" не позволяла нам развиваться, — рассказывает Евгений Чавров, коммерческий директор торгового дома "Карандаш", лидирующего в оптово-розничной торговле канцтоварами Томска. — Наши программисты выжимали из нее все соки, оптимизировали, покупали дорогие серверы. И все равно мы каждый год "резали" базу данных. Этого хватало лишь на несколько месяцев, а потом опять начинались проблемы с производительностью. При этом мы имели архив данных в нескольких базах и о какой либо нормальной аналитике можно было забыть. Тогда было принято решение о покупке не просто платформы, а готовой и комплексной ERP-системы, включающей лучшие практики".
Евгений Чавров, коммерческий директор торгового дома "Карандаш"
Выбирая ERP-систему, "Карандаш" высоко поднял планку. Решение должно было иметь хорошие возможности для управления розничной сетью и лояльностью, а кроме того — закрыть потребности оптового направления. В частности, нужен был встроенный CRM-блок для активных продаж. Специфика рынка канцтоваров — высокая зависимость от сезона и большой ассортимент — до 40 тыс. активных позиций. Новая система должна была обладать мощными инструментами для управления товарными запасами, чтобы оптимизировать ассортимент, сократить излишки на складах, повысить оборачиваемость и уменьшить out-of-stock.
"Зарубежные продукты, которые удовлетворяли нас по функционалу, не подошли по цене, — говорит Евгений Чавров. — Собственно, это был только SAP. Более дешевые системы были только платформами, требующими вложений в доработку нужного нам функционала или в покупку дополнительных программных продуктов (вроде CRM и системы управления товарными запасами) — и все равно стоили для нас очень дорого. Из российских систем мы посмотрели многое и выбрали Avarda.ERP. Во-первых, нам понравился функционал системы. Он соответствовал ведущим западным решениям и сильно выигрывал у всех российских и дешевых западных продуктов. Avarda отвечала всем нашим требованиям, а еще закрывала нашу перспективную потребность в WMS-решении для нового склада. Во-вторых, в Томске есть опыт недавнего внедрения Avarda в сети гипермаркетов стройматериалов "Стройпарк".