Как построить "умный склад" для ритейлера
Как получить прибыль за счет правильного использования каждого квадратного метра площади склада? Организовать эффективную работу складского комплекса отечественному ритейлу помогают решения класса WMS. Проект внедрения такого решения завершен недавно компанией Columbus IT в питерской розничной сети "Компьютер-Центр "КЕЙ".Решение Columbus IT по автоматизации склада позволяло усовершенствовать процесс приемки товаров, оптимизировать использование складского пространства, ускорить распределение товаров, сбор и упаковку грузов. Система автоматически просчитывает наиболее оптимальные варианты размещения товара, кратчайшие маршруты сборки груза, упаковки товаров. "Решение на базе Microsoft Dynamics AX было разработано нами четыре года назад, сейчас оно активно внедряется по всей стране и за ее пределами, - говорит Олег Омельченко, руководитель группы WMS компании Columbus IT Russia. –Первое внедрение WMS-решения было в Подольске, далее на Украине в Днепропетровске, затем в Москве, и, наконец, в Питере. Таким образом, помимо того, что мы с "КЕЙ" сработались еще на первом проекте, у нас было, что им предложить для второго".
Реализация за 11 месяцев
Первой задачей для Columbus IT стало создание проекта дизайна будущего складского комплекса. "Мы разрисовали, как будет товар храниться, какие потоки будут по нему проходить, — рассказывает Олег Омельченко. — При этом учитывали, как компания будет развиваться, ее ближайшую перспективу, думали о потребностях "КЕЙ" на два-три года вперед. И исходя из этого просчитывали возможности нового склада".
Сложность представлял тот факт, что здание не было одноэтажным — это накладывало ограничения на проектирование как самого комплекса, так и системы. Нужно было продумать, как товар перевозить с этажа на этаж, учесть, сколько времени это займет, и соответственно, учитывать в системе оборачиваемость товара, чтобы на основе этого критерия размещать его по соответствующим этажам.
Олег Омельченко: Наша система дает четкий слепок - что, где, в каком количестве находится
"В общем-то, задача разработки дизайна складского комплекса обычно не является взаимосвязанной с внедрением WMS-системы. В основном мы ставим ее уже на готовые складские комплексы, — говорит Олег Омельченко. — Но мы всегда готовы выполнить и эту задачу.
Конечно, если компания сама все разработала, у них готовы требования к системе, то мы занимаемся только внедрением. Но на моей памяти чаще случалось иначе: компании, планируя новый распределительный центр, просят сделать еще и дизайн складского комплекса".
O Columbus IT
Columbus IT — международная консалтинговая компания с представительствами в 28 странах мира. Компания предоставляет консультационные услуги по выбору, внедрению и сопровождению корпоративных информационных систем, а также управленческому консалтингу; работает с крупнейшими мировыми поставщиками бизнес-приложений — Microsoft Dynamics и Cognos. В арсенале компании — более 5000 решений для предприятий различных отраслей по всему миру. Columbus IT — крупнейший в мире центр экспертизы и лидер продаж по Microsoft Dynamics AX. Кроме того, компания является единственным в Европе разработчиком сразу двух вертикальных решений Microsoft для автоматизации предприятий розничной торговли и для производителей промышленного оборудования.
Columbus IT была неоднократно удостоена специальных наград от корпорации Microsoft: в 2004 году — “Microsoft Axapta Excellence Award”, в 2005 году — “Global Partner Award”. Достижения Columbus IT в продвижении решений класса CPM были отмечены высшим статусом от корпорации Cognos. В 2005 году Columbus IT стал обладателем звания “Cognos Platinum Reseller Partner”. Подразделение ColumbusIT, работающее в странах СНГ (России, Казахстане, Украине), — одно из самых крупных и успешных в группе ColumbusIT. В компании успешно функционирует тренинг-центр и служба сопровождения клиентов. За десять лет работы Columbus IT в СНГ клиентами компании стали более 200 предприятий, среди которых: "ССМ-Тяжмаш", ТД "Перекресток", "Дикси", "Л'Этуаль", "Юнимилк", "Исток", "Тойота Мотор" и многие другие.
Параллельно с разработкой дизайна, Columbus IT проводил встречи со специалистами "КЕЙ", на которых им демонстрировалась WMS-система — решение для дистрибуторских центров — и ее возможности. Как считают в Columbus IT, параллельный ход работ — рабочие встречи со специалистами и разработка дизайна склада — позволили более полно учесть все требования специалистов "КЕЙ" к системе и к помещению. Результатом встреч стало готовое техническое задание. Зная, как какой товар на складе можно разместить, компания также могла корректировать требования к WMS-системе.
Когда дизайн будущего склада был завершен, "КЕЙ" уже собственными силами взялась за реконструкцию помещения — заливали полы, делали облицовку здания, решали вопросы с электроэнергией и отоплением. "Строители максимально использовали все рекомендации консультантов Columbus IT", — вспоминает Олег Вайнберг.
Columbus IT начал реализовывать собранные требования, затем система была оттестирована, однако внедрение пришлось отложить на несколько месяцев. "Сдвинулись строительные сроки, здание еще не было готово к тому, чтобы в него заезжать, — вспоминает Олег Омельченко. — Кроме того, чтобы минимизировать потери от переезда склада и внедрения системы, мы договорились с "КЕЙ", что если не успеем запустить решение на майские праздники 2006 года, то сделаем это в начале января 2007".
Необходимость переезда склада и запуска WMS именно в эти периоды связана с тем, что в России в это время традиционен небольшой спад. В мае товарный запас в магазинах относительно невысокий, а в январе, напротив, запасы товара почти самые большие, но у поставщиков новогодние каникулы, поэтому товар в отсутствии новых поставок легче перевезти. В результате проектные работы было решено прервать с мая по ноябрь 2006 года. Готовая и оттестированная система, учитывающая все требования заказчика, "ждала", когда будет готово помещение.
В ноябре 2006 года снова собралась рабочая группа по проекту. Были обновлены все требования, склад готов к эксплуатации. И, наконец, следующий, заключительный этап работ — собственно этап внедрения системы — наступил в январе 2007 года. Собралась вся проектная команда, система была запущена в реальном окружении, поставлена на рабочие сервера, проведено финальное обучение пользователей, обновлена пользовательская документация. Чтобы осуществить запуск нового склада с минимальными потерями для бизнеса, внедрение стартовало 2 января. На работу, помимо специалистов Columbus IT, вышли все складские работники, кладовщики, начальники складов.