Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

ИТ-стратегия для банка по мировым стандартам

Обострение конкуренции в банковском секторе, рост числа слияний и поглощений приводит к образованию более крупных, сложно организованных банковских структур. Стремясь завоевать и удержать клиентов, банки активно развивают новые направления бизнеса (розница, потребительское кредитование) и стремятся к повышению качества предоставляемых услуг. Все это заставляет банки оптимизировать свои бизнес-процессы и более активно внедрять информационные технологии.

При активной территориальной экспансии банку не обойтись без централизации и стандартизации бизнес-процессов, снижения операционных издержек.

Для работы многофилиального банка наилучшим образом подходит централизованная схема организации работы розничных подразделений, когда – при необходимости оперативно реагировать на изменения внешних обстоятельств и выводить на рынок новые банковские продукты – основная нагрузка по модернизации ложится на центральный офис. Именно в таком случае ИТ-система становится адаптивной и затраты на ее внедрение быстро окупаются.

Масштабные цели банка "Центр-инвест" потребовали кардинального пересмотра существующей ИТ-инфраструктуры. Предложенная компанией ОТР программа модернизации предполагала выполнение целого ряда проектов: внедрение новой централизованной автоматизированной банковской системы (АБС), интегрированного фронт-офисного решения для розничного бизнеса (включая каналы дистанционного обслуживания и систему отделений), системы процессинга банковских карт, системы поддержки принятия решений и консолидированной отчетности на основе единого хранилища данных, а также интеграционного решения, призванного обеспечить эффективное взаимодействие всех внедряемых приложений.

Выбор ИТ-решений

Работа по реализации ИТ-стратегии началась с тендера по выбору новой АБС и интегрированного фронт-офисного решения. На сегодняшний день в банке работает децентрализованная АБС собственной разработки. На текущий момент она справляется с поставленными перед ней задачами, но с учетом неуклонного роста бизнеса и планов по активному развитию филиальной сети, с расширением продуктового ряда и увеличению объемов совершаемых операций банку необходима централизованная, мощная, производительная система, позволяющая обрабатывать большие объемы информации, хорошо масштабируемая, с автоматизированными технологиями массового обслуживания, эргономичная и адаптированная к требованиям российского законодательства.

Разработав формализованные критерии, компания ОТР и банк "Центр-инвест" приступили к проведению тендера, в ходе которого было рассмотрено 16 предложений поставщиков. При этом учитывались не только функциональные возможности решений, но и их адаптированность к требованиям российского законодательства, гарантии поддержки в ходе реализации проекта, перспективность предлагаемых технологий и использование открытых стандартов, наличие реализованных проектов, сопоставимых по масштабу с предполагающимися объемами обслуживания в банке "Центр-инвест".

Финалистом стал консорциум компаний, предложивший вариант комплексной автоматизации всех аспектов деятельности банка: АБС, ERP, хранилище данных и интеграционную платформу пакета SAP for Banking компании SAP AG; программный продукт GEMINI Branch automation компании BSC Praha для системы отделений, а также программный комплекс GEMINI для системы дистанционного обслуживания.

Решение SAP for banking позволит банку обеспечить работу в режиме реального времени и доступность в режиме 24x7, вести учет в соответствии международными стандартами финансовой отчетности (IFRS) и соглашением Basel II, обрабатывать большие объемы данных (миллионы транзакций в час). Решение SAP for banking имеет мощные встроенные средства аналитической обработки данных, развитые средства обеспечения безопасности системы и защиты данных, а его гибкая и масштабируемая инфраструктура позволит банку оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, не нарушая имеющиеся бизнес-процессы и целостность клиентской базы данных.

Интегрированное фронт-офисное банковское решение на основе системы GEMINI компании BSC Praha позволяет предоставлять клиентам услуги с помощью различных каналов доставки. В числе его преимуществ – единая платформа, поддерживающая все возможные каналы связи с клиентом (филиалы банка, Интернет, call-центр, мобильные устройства, интерактивный автоответчик); сокращение затрат на подключение отдельных каналов и эксплуатационных расходов, поскольку все каналы используют общую инфраструктуру GEMINI; гарантированная безопасность передачи данных (использование цифровой подписи, шифрование, защита от искажения информации, идентификации клиентов с помощью специальных устройств, инфраструктуры открытых ключей PKI).

Официальный конкурс был завершен к концу 2005 года.

Предпроектные работы

Денис Гузовский, «Росгосстрах»: Массово страховые продукты не будут продаваться онлайн в течение еще трех лет
Бизнес

Для детального рассмотрения финального предложения компанией ОТР был проведены предпроектные работы, в ходе которых выполнены GAP-анализ (т.е. выявлены несоответствия предложения поставщиков требованиям заказчика и определен перечень необходимых доработок), уточнение бюджетов, проведены предварительные переговоры с поставщиками по обсуждению предполагаемых сроков и условий поставки. Выявлены возможные риски проекта и даны рекомендации по их устранению, намечен объем необходимых доработок со сроками их осуществления.

Вместе - к новым горизонтам

"После завершения всех плановых работ, включая внедрение новой АБС, функциональность информационных систем банка “Центр-инвест” позволит решать различные по сложности и масштабности задачи с максимальной эффективностью, – считает президент компании ОТР Дмитрий Рыбаков. – Кроме того, новая ИТ-инфраструктура позволит банку оптимизировать расходы в области информационных технологий".

Дмитрий Рыбаков, президент компании ОТР
Дмитрий Рыбаков, президент компании ОТР

Александр Молодцов, iFellow: Для успеха на каждом из рынков важны «инъекции» отраслевых знаний
Импортозамещение

Безусловно, в процессе развития бизнеса могут смещаться его приоритеты и уточняться бизнес-цели, на рынке будут постоянно появляться новые аппаратные и программные средства. В результате, с учетом возникающих технологических возможностей, будет корректироваться ИТ-стратегия, разработанная компанией ОТР. Но даже если мы предвидим ее изменения, банк "Центр-инвест" получил в свое распоряжение реальный инструмент для достижения его бизнес-целей.

Василий Высоков, председатель совета директоров банка Центр-инвест
Василий Высоков, председатель совета директоров банка "Центр-инвест"

По мнению Василия Высокова, председателя совета директоров банка "Центр-инвест", в глобальной экономике удача сопутствует передовым предприятиям, технологически оснащенным по самым современным стандартам: "Конкурировать надо не с соседом, а с лучшими мировыми образцами бизнеса в своем секторе".

CNews