Разделы

Цифровизация Инфраструктура

ИТ в Кремле: в Оружейной палате появились е-гиды HP

С 10 апреля 2009 г. всем посетителям Оружейной палаты Московского Кремля стала доступна экскурсия с личным электронным гидом, который содержит полную информацию по всем 9 залам Оружейной палаты и 190 ключевым экспонатам музея. Совместный проект компании Hewlett-Packard (НР) и Музеев Московского Кремля реализован при сотрудничестве с КАМИС и построен на базе НР iPAQ и сетевого оборудования НР, а также технологий передачи информации через протокол Wi-Fi. Уникальный для России проект "Электронного гида" уже заинтересовал многих представителей других крупнейших музеев страны.

Результаты проекта

В кремлевском проекте компания HP использовала многие идеи, ранее сформулированные и отработанные в музее "Мерседес-Бенц" в Штутгарте, однако на этот раз специалисты компании пошли дальше и создали более "продвинутое" решение. Если в немецком проекте значительная часть экскурсионных материалов размещалась непосредственно на электронном гиде, в отечественной реализации абсолютно весь контент централизовано хранится на серверах. Этот вариант решения дает ряд преимуществ. Во-первых, это позволяет во много раз ускорить интеграцию новой информации в существующие экскурсионные программы для электронных гидов, а также дает возможность значительно ускорить разработку и реализацию новых программ. Во-вторых, это значительно облегчает жизнь персоналу музея: отпадает необходимость постоянно следить за содержимым электронных гидов и синхронизировать его с последней версией экскурсионной программы. В-третьих, это позволяет повысить качество обслуживания посетителей и открывает возможности к организации новых сервисов для них, так как отсутствие привязки контента к конкретным техническим средствам позволяет в будущем использовать в качестве гидов устройства самих посетителей: телефоны, КПК и т.п.

Компания Hewlett-Packard

Компания HP является одним из мировых лидеров в сфере ИТ. Штаб-квартира находится в США, город Пало-Альто, штат Калифорния. Портфель продуктов и решений HP включает в себя принтеры, персональные компьютеры, программное обеспечение, ИТ-решения и сервисы. В России НР работает 40 лет. Годовой оборот компании – 118,7 млрд долл. Рыночная капитализация НР на апрель 2009 г. – 82,52 млрд долл., число сотрудников во всем мире – 321 тыс. человек.

НР имеет богатый опыт сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями. Компания уже оказала поддержку многим проектам в сфере культуры (музеи Киото, Национальная галерея в Лондоне, музей Метрополитен в Нью-Йорке, музеи Ватикана и многие другие) и продолжает сотрудничать с крупнейшими мировыми музеями в этом направлении. Среди этих проектов – как коммерческие, так благотворительные и имиджевые. Например, в России НР недавно поддержала проект "Арт-Тур: Шедевры на улицах города", напечатав высококачественные копии более 50 шедевров Пушкинского музея для размещения в центре Москвы.

Как утверждают представители самой компании, современные технологии позволяют привлечь дополнительное внимание к искусству и культуре, вывести общение с посетителями музеев на новый уровень, и для НР важна возможность посодействовать процессу внедрения новых технологий в этой сфере. "Безусловно, проект "Электронный гид" - это не тот проект, в котором мы планировали оценивать убыточность или прибыльность. Для нас - это возможность продемонстрировать тот социальный вклад, который технологии могут привнести в работу музеев, поддержать реальные потребности музея в развитии ИКТ, обеспечить реальную перспективу развития", - прокомментировала ситуацию Ирина Ефремова, директор по корпоративному маркетингу и брэнду НР в России. В качестве замечания, стоит отметить, что налоговые льготы как на Западе, так и в России со спонсорских и благотворительных проектов коммерческим компаниям не предлагаются.

Перспективы

Общеизвестно, что бизнес-процессы любого вида подвержены влиянию ИТ. Это означает, что происходит не просто автоматизация каких-либо бизнес-функций, но и сами процессы изменяются, оптимизируются или целиком перестраиваются с учетом новых, ранее не существовавших, возможностей. Но трансформация бизнес-процессов может касаться не только коммерческих компаний, но также общественных организаций и культурных объектов, таких, как музеи. В результате появляется возможность вывода музеев на качественно новый уровень, чтобы из простых хранилищ ценных экземпляров материальной культуры, они могли бы превратиться в своеобразные ментальные центры с богатым культурным содержанием, мощным гибким разнонаправленным инструментарием для подачи информации посетителям.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес


Пользоваться электронным гидом можно в течение всего полуторочасового сеанса

Влияние ИТ на трансформацию музеев сегодня происходит в трех ключевых областях. Прежде всего, это расширение и качественное обновление аудитории – необходимо привлекать новых посетителей, и речь идет не столько об увеличении их числа, сколько о завоевании внимания качественно иных социальных слоев, тех людях, которые вообще никогда не ходят в музеи, галереи или на выставки. Во-вторых, речь идет о более широком вовлечении музеев в бизнес-отношения для повышения их экономической самостоятельности. Необходимо искать новые направления и менять схемы работы, чтобы сделать музеи если уж не коммерчески прибыльными, то хотя бы максимально компенсировать затраты на их содержание, и, таким образом, снизить их зависимость от бюджетного финансирования. И, наконец, третий аспект – это расширение культурного пространства. Сегодня значительная часть музеев, в особенности региональных, находится на периферии общественного внимания и большинство людей либо вовсе не знает об их существовании, либо имеет о них крайне смутное представление. Необходимо дать этим музея такие инструменты, технологии и знания, которые позволили бы им выйти на новый уровень взаимоотношений с социумом, представив и показав себя широкой общественности в наилучшем виде.

Сергей Филимонов / CNews