Спецпроекты

Домашний интернет в Москве: грядут большие перемены

Телеком Интернет Веб-сервисы
Причин для серьезных изменений на рынке домашнего интернета несколько. С одной стороны, становящийся все более модным и доступным широкополосный интернет в будущем практически полностью вытеснит, по крайней мере, в крупных городах, технологии коммутируемого доступа. С другой - тенденция к консолидации и укрупнению может в скором времени изменить общую расстановку сил в этом сегменте отечественного телекоммуникационного рынка.

Dial-Up уходит окончательно

Перспективы развития рынка коммутируемого доступа во всемирную сеть в России становятся все более очевидными. Новых и привлекательных предложений на этом рынке практически не появляется, и, по прогнозам экспертов, данные услуги уже в весьма скором времени будут лишь эпизодически использоваться рядом малоактивных пользователей. Вероятно, наиболее ощутимо отказ от dial-up будет происходить на столичном рынке, но регионы также сыграют свою роль.

Доли крупнейших игроков московского рынка коммутируемого доступа

Доли крупнейших игроков московского рынка коммутируемого доступа

Источник: J’Son and Partners, 2005

Развитие рынка широкополосного доступа в Москве определяется двумя основными технологиями – это ADSL, на которой работает "Стрим", и Ethernet, освоенная другими крупными провайдерами и домовыми сетями. В настоящее время на рынке столичного широкополосного доступа эксперты выделяют четырех крупных игроков. Фактическим лидером рынка остается "МТУ-Интел" (торговая марка "Стрим"). По данным J’Son and Partners, на его долю приходится около 38% (более 315 тыс. пользователей по другим оценкам) столичного рынка. Далее следует тройка кабельных операторов: "Комкор-ТВ" (торговая марка "Акадо", 6%, более 62 тыс. пользователей), "Корбина Телеком" (5%, более 60 тыс. абонентов) и "Центральный телеграф/Центел" (торговая марка Qwerty, 5%, более 60 тыс. абонентов).

За прошедший год спрос на услуги широкополосного доступа стремительно вырос. По некоторым оценкам, количество пользователей широкополосного доступа немногим более чем за год увеличилось вдвое, главным образом, благодаря так называемым "домашним пользователям", обеспечившим, по данным J’Son and Partners, около 80% этого роста. Известно, что в корпоративном секторе услугами широкополосного доступа пользуются достаточно давно. В частном секторе спрос на широкополосные подключения долгое время не находил адекватных предложений. Теперь же, с одной стороны, уровень осведомленности пользователей об услугах нового поколения вырос, а провайдеры и инвесторы выступили, наконец, с предложениями, сбалансированными по соотношению цена/качество.

Доли крупнейших игроков московского рынка широкополосного доступа

Доли крупнейших игроков столичного рынка широкополосного доступа

Источник: J’Son and Partners, 2006

В настоящее время, как отмечают аналитики J’Son and Parnters, более 5,5 млн. человек регулярно пользуются широкополосным доступом в интернет. Более 50% пользователей приходится на Москву (750 тыс.). Рынок домашнего широкополосного доступа Москвы компания оценивает в $129 млн. в 2005 г. По состоянию на конец прошлого года, доля выделенного доступа составляет 55% и ежемесячно растет почти на 2%.

По оценкам, игроков рынка, в ближайшее время можно ожидать даже некоторое замедление темпов роста. "Стремительный рост рынка услуг широкополосного доступа, наблюдавшийся в 2004-2005 годах, вызванный снижением цен, замедляется, поскольку значительная часть желающих пользоваться высокоскоростным интернетом уже приобрела эту услугу. В настоящее время, темпы роста рынка в большей степени зависят от увеличения числа персональных компьютеров", - полагает генеральный директор "МТУ-Интел" Григорий Новицкий.

Грядет передел рынка?

Компании-монополисты рынка заняли свои ниши, и конкуренция с ними, по мнению аналитиков, возможна лишь за счет покупки крупных игроков. Впрочем, как мы видим, тенденция слияния и поглощения явно не обходит стороной рынок домашнего интернета. В числе недавних сделок можно вспомнить создание компании "NetByNet Холдинг", куда вошли три операторские компании: "Консул", "Меридиан" и "Квадра", предоставлявшие услуги широкополосного доступа на московском рынке под торговой маркой NetByNet. Объединенная компания позиционировала себя как третий по величине игрок на московском рынке, что, правда, не совпадало с рядом аналитических оценок.

С другой стороны, эксперты указывали на то обстоятельство, что в сегменте оказания услуг широкополосного доступа значительно выросла конкуренция, и мелкие компании уже не имеют шансов на выживание, что подстегнет Ethernet-операторов к консолидации, как одному их главных условий выживания.

Ситуация на московском рынке широкополосного доступа принципиально изменилась за последний год. "В первую очередь это связано с появлением крупных игроков, активно развивающихся на территории Москвы, - заявляет генеральный директор "Центел" Владислав Лантух. - В дальнейшем конкурентная борьба между игроками будет только усиливаться, и в ней выживут только те провайдеры, которые смогут предложить по-настоящему качественные услуги, что, несомненно, только на руку конечному потребителю".

Впрочем, у игроков рынка есть и несколько иная точка зрения относительно перспектив развития рынка в целом и нынешней расстановки сил на нем. "В настоящий момент на рынке определяющими являются три технологии: Ethernet-сети, АDSL и DOCSIS. Несмотря на лидерство Ethernet среди технологий доступа, этот сегмент рынка слишком сильно фрагментирован для того, чтобы внутри него выросли лидеры рынка. Поэтому крупнейшими московскими операторами "домашнего" широкополосного доступа останутся операторы, использующие отличные от Ethernet технологии", - комментирует коммерческий директор "Комкор-ТВ" Сергей Бешев.

В то же время в скором времени можно будет ожидать серьезных изменений на рынке локальных домашних сетей. Ряд аналитиков прогнозирует постепенный переход подобных компаний в собственность крупных игроков. "По нашим прогнозам, локальные домашние сети в основной своей массе перейдут в собственность крупных компаний. При этом, возможно, такие игроки сохранят свои особенности. Это подтверждается хотя бы тем, что уже сейчас многие операторы используют локальную тактику продвижения ADSL-предложения, копируя стратегию локальных сетей", - считает эксперт ИК "Финам" Владислав Кочетков. По мнению г-на Кочеткова, процессы консолидации локальных сетей можно оценивать как их предпродажную подготовку.

С ними не согласен аналитик J&P Борис Овчинников. "У локальных сетей есть ряд неоспоримых преимуществ, несмотря на то, что по уровню предлагаемых технологий и в маркетинговом отношении они не всегда конкурентоспособны. Однако они давно вышли на рынок, давно на нем работают, хорошо его знают и дружелюбно настроены к клиентской базе местных провайдеров. Главное, у них почти у всех нет желания продаваться, поскольку этот бизнес для них многое значит. Это уж не только бизнес, но и своего рода образ жизни. Кроме того, они традиционно отличаются дешевым внутренним контентом у локальных сетей".

Несколько иного мнения придерживаются участники рынка. "Дело в том, что любой рынок развивается по одинаковым законам - сначала на нем работают новаторы-первопроходцы, потом происходит консолидация, и рынок начинают контролировать крупные игроки. Этот рынок будет развиваться также, как в ИТ сфере. Для развития нужны очень большие инвестиции", - отмечает старший вице-президент компании "Корбина Телеком" Александр Малис.


Тема месяца

Почему программные роботы стали вдруг так популярны?

В связке с ИИ они способны выполнять контрольные и управленческие функции.

Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»