Разделы

Интернет Веб-сервисы

B2B в России: аналитический доклад
"Эксперт РА"

Каковы различия в стартовых условиях для развития В2В между Россией и странами Европы и США? Каковы перспективы внедрения электронных технологий в различных отраслях экономики нашей страны и какие стимулирующие и сдерживающие факторы влияют на процесс интернетизации отечественных предприятий? CNews публикует выдержки из аналитического доклада "Перспективы развития межкорпоративного электронного бизнеса в промышленности России", подготовленного специалистами рейтингового агентства "Эксперт РА". В России стартовые условия для развития межкорпоративного электронного бизнеса имеют существенные отличия по сравнению с ситуацией, сложившей в Европе и, тем более, в США. С одной стороны, ряд факторов общеэкономического и инфраструктурного порядка, характерные для всех сегментов экономики, существенно осложняют процесс внедрения электронного бизнеса в существующую практику хозяйствования, а с другой - практическая реализация В2В решений при определенных условиях уже в среднесрочной перспективе может оказаться особенно эффективной именно для отечественных компаний.

На Западе появление электронного бизнеса стало следствием эволюционных процессов, происходящих в стабильной "цивилизованной" экономике, основанных на постепенной компьютеризации компаний (80-е - начало 90-х гг.), внедрении ими систем комплексной автоматизации основных бизнес-процессов (середина 90-х годов) при параллельном развитии сети Интернет. В этих условиях появление решений В2В стало логическим продолжением этих тенденций. В России же в этот период происходила крайне болезненная адаптация всех субъектов экономики к принципиально новой для них рыночной среде. В этих условиях все усилия компаний в большинстве случаев были направлены не на совершенствование и оптимизацию хозяйственной деятельности, а на поддержание объемов производства, минимально необходимых для сохранения предприятия. Как результат, сложившаяся в настоящее время система экономических взаимоотношений между российскими корпорациями пока далека от практики, принятой в развитых странах.

На сегодняшний день можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие В2В в нашей стране.

Сдерживающие факторыСтимулирующие факторы
Общеэкономические факторы
- многолетняя нестабильность экономической ситуации;

- высокая доля "теневого" сектора экономики, часто тесно связанного с легальным бизнесом;

- в целом высокий уровень монополизации промышленности, связи, транспорта;

- большая роль личных отношений и персональной заинтересованности в формировании снабженческо-сбытовых цепочек;

- низкий уровень денежных средств в общей структуре взаиморасчетов;

- множественность подходов к ценообразованию в рамках одного предприятия, обусловленная применением различных схем расчетов;

- неприемлемая для бизнеса налоговая система, побуждающая к массовому "уходу" от налогов;

- неоптимальное использование имеющихся ресурсов;

- приоритетная потребность в обновлении основных фондов при сохраняющемся дефиците собственных средств предприятий "реального" сектора;

- неблагоприятный инвестиционный климат;
- гигантские географические масштабы национального экономического комплекса;

- наметившийся в 1999-2000 гг. экономический подъем и оживление промышленного производства;

- расширение внутреннего рынка, в том числе и за счет появления новых потребителей;

- повышение уровня "монетаризации" экономики;

- высокий уровень дифференциации цен на однородную продукцию;

- в целом объективная потребность компаний в повышении эффективности снабженческо-сбытовой деятельности;

- улучшение финансового состояния предприятий, прежде всего в экспорториентированных отраслях за счет улучшения конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья;

- появление новых собственников, заинтересованных в повышении эффективности бизнеса;

- появления первых В2В проектов в России
Инфраструктурные факторы
- невысокий (в сравнении с развитыми странами) уровень информационных технологий, особенно на периферии;

- ограниченная Интернет-аудитория, в том числе и в сегменте корпоративных пользователей;

- слабая степень развития телекоммуникаций
- высокие темпы роста пользователей Интернет (преимущественно в экономических центрах);

- постепенный процесс компьютеризации компаний;

- высокий интеллектуальный потенциал в сфере развития компьютерных технологий
Управленческие факторы
- в целом низкая эффективность корпоративного управления;

- инерционность в восприятии принципиально новых подходов к ведению дел у большинства руководителей "советской" формации;

- недоверие к инструментам ведения бизнеса, не апробированным в России
- постепенное повышение уровня менеджмента в компаниях, принадлежащих собственникам, заинтересованных в долгосрочном развитии своего бизнеса.
Правовые факторы
- отсутствие правового регулирования электронной торговли (в частности, закона о электронной цифровой подписи) - осуществляется разработка проектов законов для дальнейшего утверждения законодательными органами

Вышеперечисленные факторы непосредственно влияют на степень готовности каждого из сегментов отечественной промышленности к использованию механизмов межкорпоративного электронного бизнеса, которая существенно дифференцируется в зависимости от конкретной отрасли индустрии.

Для выявления наиболее перспективных секторов отечественной индустрии с точки зрения реализации механизмов В2В в своем исследовании рейтинговое агентство "Эксперт РА" провело анализ имеющегося потенциала для ведения межкорпоративного электронного бизнеса, его возможных форм и интенсивности развития в следующих отраслях промышленности:

Данные сегменты отечественной индустрии обеспечивают основной объем промышленного производства в России: на их долю приходится свыше 90% суммарного выпуска продукции. Для сравнительного анализа использовались три основные группы факторов, влияющие на стартовые условия для внедрения В2В решений в отечественную индустрию:

Факторы, определяющие развитие межкорпоративного электронного бизнеса
Структурно-экономическиеИнформационно-инфра-
структурные
Управлен-
ческие
- Фрагменти-
рованность рынков и уровень конкуренции;

- интенсивность финансовых потоков и экспортно-импортная ориентация;

- доля денежных средств в расчетах за поставленную продукцию;

- система организации снабженческо-сбытовой деятельности;

- уровень унификации продукции
- Уровень автоматизации бизнес-процессов;

- развитие сетевой инфраструктуры;

- обеспеченность IT-персоналом;

- доступ в интернет и использование возможностей Сети;

- инвестиции в развитие информационных технологий
- Уровень менеджмента;

- характер взаимо-
отношений менеджеров и акционеров

Проведенный анализ факторов показал, что в настоящее время ни одна из исследуемых отраслей в полной мере не готова к использованию моделей В2В коммерции. В то же время, несмотря на сохранение в обозримой перспективе действия общих сдерживающих факторов, в отдельных сегментах промышленного производства уже сформировался ряд условий, благоприятствующих проведению коммерческих транзакций между основными участниками рынка в сети Интернет, и заметное развитие электронной торговли принципиально возможно уже в ближайшем будущем.

Наиболее близко к использованию B2B решений подошли крупнейшие компании металлургического комплекса. Сочетание благоприятных экономических, инфраструктурных и управленческих факторов в этой отрасли практически уникально для российской промышленности, при этом ведущие металлургические корпорации уже сейчас серьезно рассматривают возможность организации электронных торговых площадок как в России, так и за рубежом (так, в настоящее время на отечественном рынке функционируют торговые системы E-metex.ru, Metalltorg.ru и др., работают Europe-steel.com и Metal-Russia.com, предназначенные для торговли российской продукцией за рубежом). В ближайшей перспективе можно ожидать, что именно этот сектор сыграет роль "локомотива" в развитии межкорпоративного электронного бизнеса в России.

Современная ситуация на рынке медицинских препаратов делает весьма вероятным скорое возникновение элементов электронного взаимодействия между фармацевтическим компаниями. Причем инициаторами создания торговых систем в этом сегменте могут стать не непосредственные производители, большинство из которых пока слишком слабы для реализации таких схем, а крупные дистрибьюторские корпорации, оперирующие как с российскими, так и с импортными препаратами, заинтересованные в повышении эффективности бизнеса и обладающие для этого необходимыми ресурсами. Машиностроение, химический комплекс, лесная и пищевая промышленность в целом менее готовы к использованию B2B решений. Их возможности существенно дифференциируются в зависимости от конкретной подотрасли.

Отдельно необходимо отметить возможности развития технологий В2В в топливно-энергетическом комплексе. Располагая хорошими стартовыми условиями для развития Интернет бизнеса, эти отрасли в силу специфики их структурной организации в настоящее время обладают ограниченными возможностями для масштабных открытых проектов в области электронного бизнеса в сфере сбыта. Однако, вполне вероятно использование ими элементов В2В-решений во внутрикорпоративном взаимодействии в крупных холдингах, а также использование Интернета для закупок материалов и комплектующих. Кроме того, учитывая их высокий экспортный потенциал, компании нефтяной и газовой промышленности могут быть заинтересованы в организации электронных торговых площадок для экспортных операций. В более отдаленной перспективе, после реализации реформ, намеченных в российской электроэнергетике и в газовой промышленности, возможна организация В2В площадок и в этих российских отраслях.



В целом перспективы развития межкорпоративного электронного бизнеса в России главным образом связаны с возможностью дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в стране, что сможет существенно снизить влияние факторов, препятствующих эффективной реализации механизмов В2В отечественными компаниями. Учитывая, что в ближайшем будущем от российской экономики трудно ожидать принципиальных позитивных сдвигов, способных коренным образом изменить сложившуюся практику взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, в течение двух - трех ближайших лет лавинообразный рост продаж промышленной продукции посредством интернета маловероятен.

Скорее всего, до 2003 г. российский рынок В2В будет проходить этап структурной организации. В этих условиях, использование инструментов электронной торговли между корпорациями хотя и будет идти достаточно высокими темпами, однако стоимостные показатели объема рынка будут невелики. Так, в 2000 г. суммарные межкорпоративные продажи в интернете оцениваются не более чем в 60 млн. долл.* (при общем объеме производства промышленной продукции - более 160 млрд. долл.). Согласно прогнозу, разработанному исходя из максимально возможных в России объемов В2В операций, к 2003 году этот показатель может возрасти до 530 млн. долл.

При сохранении существующих темпов развития отечественной экономики и принятии законодательными органами нормативной базы, необходимой для развития В2В решений, можно ожидать, что российские компании вступят в фазу активного освоения межкорпоративного электронного бизнеса не ранее, чем через три-четыре года, когда возможно будет достигнут серьезный прогресс в сфере в развития информационных технологий и инфраструктуры, а взаимоотношения между участниками рынка примут несколько более "цивилизованный" характер.

В целом к 2005 г. общий объем операций между отечественными предприятиями в Интернет может составить 2,8 млрд. долл. Однако по этому показателю Россия будет многократно отставать от развитых стран мира и в обозримом будущем.

Состав участников межкорпоративного электронного бизнеса в России в течение ближайших пяти лет вероятно будет подвержен существенной трансформации. Так, если на начальных этапах в 2001-2002 гг. реальное развитие будет обеспечиваться в ограниченном количестве отраслей, среди которых можно выделить металлургию, а также отдельные сегменты фармацевтического рынка, пищевой промышленности и машиностроения, то к 2004-2005 гг. возможно резкое расширение областей применения В2В технологий за счет более полного вовлечения компаний из других отраслей промышленности.

Заметные изменения затронут и структуру электронных межкорпоративных продаж. Если в краткосрочной перспективе в сегменте В2В будут превалировать интерактивные взаимоотношения непосредственно между компаниями (без посредничества электронных торговых площадок), то по мере развития торговых систем к 2004-2005 гг. их доля существенно возрастет.

В целом российский рынок для межкорпоративного электронного бизнеса можно оценить как потенциально перспективный при ограниченности объемов в кратко- и среднесрочной перспективе. Поэтому стратегия поставщиков технологических решений и осуществляющих управленческий консалтинг в области информационных технологий консультационных компаний, планирующих расширение операций в России, должна строится на активном освоении свободных ниш для бизнеса уже в ближайшем будущем.

* в 2000 г. оценка базируется на использовании фактических данных об объемах транзакций в интернете, предоставленных отдельными компаниями, скорректированных на объем неучтенных операций в дальнейшем, учитывая невозможность построения в данном случае статистических моделей для прогнозирования, данные об объеме коммерческих операций между компаниями в Интернет в 2001-2005 гг. определялись на основе экспертной оценки.
Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках