Разделы

Бизнес Цифровизация

4 барьера на пути цифровизации малого и среднего бизнеса: как их преодолеть

В последние годы на волне цифровизации корпорации вступили в бесконечную гонку друг с другом: начиная с внедрения data-driven инструментов управления и заканчивая проведением конференций в метавселенной. А как решают вопрос с цифровизацией в сегменте малого и среднего бизнеса?

Когда в цифровизацию мало инвестируют

Практика показывает, что все компании малого и среднего бизнеса из них так или иначе вкладывают средства в цифровизацию своего бизнеса. Однако объем инвестиций сильно варьируется: от 100 тыс. руб. до нескольких миллионов. Характерно, что в 2024 г. большинство бизнесменов планируют увеличить объем этих вложений. Популярными направлениями, в которые владельцы компаний хотят инвестировать свои бюджеты, стали маркетинг и продажи, автоматизация и ИИ, а также управление проектами. Однако существует несколько основных трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели при цифровизации своего бизнеса.

1. Недостает собственной экспертизы

Недостаток знаний и опыта в области цифровых технологий действительно может стать препятствием для успешного проведения цифровой трансформации, поскольку приведет к неправильному выбору стратегии цифровизации или некачественной реализации проектов.

Дороговизна кастомных разработок — серьезный барьер на пути к цифровизации МСБ

Среди возможных решений могут быть: сотрудничество со сторонними консультантами и экспертами, поиск менторов и наставников в интересующей области, а также обучение и повышение квалификации собственных сотрудников. Есть и другая опция найм. Но, как правило, в этом случае компании потребуется заложить немалый бюджет, поэтому далеко не каждый может позволить себе такой вариант.

2. На рынке не хватает готовых решений, кастомные разработки стоят дорого

Действительно, рынок готовых решений для задач малого и среднего бизнеса пока только начинает развиваться и формироваться, но растет он достаточно быстро. Поэтому в перспективе нескольких лет проблема отсутствия готовых решений сменится сложностью выбора наиболее эффективных из них.

Дороговизна кастомных разработок также является серьезным барьером на пути к цифровизации бизнеса. Сумма затрат на создание индивидуальных цифровых решений может достигать от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей в год. Более того, для поддержания и развития кастомного продукта необходимы штатные разработчики, что также подразумевает внушительные затраты, поскольку сейчас все фиксируют острый дефицит таких специалистов, а их зарплатные ожидания довольно высокие. Как следствие это может заставить предпринимателей отказаться от идеи цифровой трансформации в пользу давно известных и проверенных путей развития.

Одним из возможных решений в этом случае является переход в облака. Это должно стать одним из главных ИТ-трендов 2024 г. В связи с тем, что поддержка и развитие собственной серверной инфраструктуры становятся все более дорогостоящими, спрос на решения, предлагаемые по модели as a service, будет неуклонно расти, особенно среди представителей малого и среднего бизнеса.

3. Нет собственных ИТ-подразделений

Отсутствие собственных ИТ-подразделений может затруднить процесс цифровой трансформации. Так, бизнесу может потребоваться создание или расширение своего ИТ-отдела, что требует дополнительных инвестиций и времени.

Среди возможных решений могут быть: привлечение аутсорсинговых компаний и специалистов для выполнения ИТ-задач, использование ресурсов фрилансеров и удаленных команд для временной работы над проектами, а также сотрудничество со стартапами и небольшими ИТ-компаниями, которые могут предложить более доступные цены и гибкие условия работы.

4. Сложно оценить эффекты цифровой трансформации

Оценка эффектов цифровой трансформации может быть сложной задачей из-за отсутствия четких метрик и показателей. Это способно привести к тому, что предприниматели не смогут оценить результативность своих усилий и, возможно, откажутся от дальнейшего развития бизнеса в этом направлении.

Поэтому еще до начала трансформации нужно определить на какие именно показатели вы хотите повлиять. Если у вас есть рутинные процессы, которые выполняют сотрудники, то показателем будет высвободившееся время сотрудников (или экономия на фонде оплаты труда). Если вы опасаетесь, что в результате кибератаки ваш бизнес потеряет деньги, то метрикой будет отсутствие потерь. Если ваши клиенты долго ждут ответа оператора, метрикой будет время ответа и CSAT (оценка удовлетворенности) клиентов. Таким образом, изначально определение KPI зависит от бизнес-целей компании и уязвимостей бизнес-процессов.

В любом случае цифровизация должна быть обоснованной и необходимой для конкретного бизнеса, а не напоминать слепое следование всем тенденциям. Важно определить приоритеты и решать только те задачи, которые действительно необходимы для успешного развития компании.

Так, первым шагом должно быть обеспечение безопасности данных и защита от кибератак, а также установка системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) Не менее важным пунктом будут грамотно подобранные решения для бухгалтерского и финансового учета. И только после выполнения этих базовых задач можно приступать к следующему этапу цифровизации. Наиболее частые запросы от предпринимателей на этом этапе связаны с управлением командой, улучшением коммуникации внутри коллектива и автоматизацией рутинных операций.

В настоящий момент цифровизация является одним из ключевых факторов успеха малого и среднего бизнеса. Она открывает множество возможностей для оптимизации бизнес-процессов, повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития и роста компаний. Цифровизация позволяет МСБ снизить затраты на ведение бизнеса, решить проблему «кадрового голода», упростить взаимодействие с клиентами и партнерами, она обеспечивает доступ к новым рынкам, повышает безопасность и прозрачность бизнеса.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Игорь Мандик