Разделы

"Средние русские" помогут торговым сетям убить "радиорынки"

Ассоциация РАТЭК провела мероприятие для прессы, посвященное некоторым аспектам развития торговых сетей, занимающихся продажей крупной бытовой техники и электроники. В рамках встречи журналистам также были представлены результаты исследований предпочтений среднего класса в области названных продуктов.
Руководитель аналитической группы Маркетингового агентства "Эксперт" Игорь Березин рассказал о тенденции потребления бытовой техники и видеоаппаратуры представителями российского населения, имеющими средний достаток. (В рамках проекта "Стиль жизни среднего класса" Маркетинговое агентство "Эксперт" дважды в год в 16 крупных городах опрашивает 3 тыс. респондентов. Им задается порядка 150-200 вопросов, касающихся различных сфер жизни, в том числе - связанных с потреблением на рынке бытовой и аудио-видеотехники.)

По словам г-на Березина, сегодня российский средний класс составляет 20% от населения страны (в Москве к этой категории можно причислить 45% горожан). "Средние русские" - это порядка 10 млн. семей, причем в 6,5 млн. семей "среднедушевой" доход составляет от $ 150 до $ 250. Количество представителей нижних сегментов среднего класса стремительно увеличивается (ежегодно - на десятки процентов), уровень же верхних сегментов остается стабильным.

На долю российского среднего класса приходится 55% совокупных доходов в стране и от 60 до 80% расходов на крупных рынках - мебельном, аудио-видео техники, бытовой техники, и т.д. По данным "Эксперта", 54,2% представителей среднего класса имеют компьютер, 45,6% - сотовый телефон, 43,9% -телевизор с диагональю 72 см (29 дюймов), 33,5% -видеокамеру, 19,7% - мебель со встроенной бытовой техникой, 7,1% - посудомоечную машину.


Самым большим спросом у представителей среднего класса на рынке аудио- и видеотехники пользуются телевизоры, далее следуют аудиоцентры и видеомагнитофоны. Растет спрос на автомагнитолы.

Средние русские все чаще выбирают телевизоры с плоским экраном, которые из-за постоянного удешевления технологий перемещаются в средний ценовой сегмент. Примерно то же происходит с цифровыми видеокамерами и (пока в меньшей степени) с DVD.

Среди наиболее популярных брендов видеотехники представители среднего класса выделяют Sony, Samsung, Philips и LG. Российский средний класс неплохо обеспечен аудио- и видеотехникой. В среднем на одну семью приходится 6 предметов аудио- и видеотехники. Почти половина семей имеет телевизор с диагональю свыше 71 см и игровую видеоприставку, более трети - обладают видеокамерой и автомагнитолой.

Выбирая аудио- и видеотехнику, представители среднего класса ориентируются, в первую очередь, на технические характеристики - этот фактор назвали важнейшим 60% опрошенных. Следующими по значимости критериями являются цена и марка.

В секторе крупной бытовой техники самыми покупаемыми средним классом устройствами являются холодильники, следом за ними идут стиральные машины. Насыщенность российского рынка стиральными машинами-автоматами, по экспертным оценкам, до сих пор не перевалила отметку 60%. Сегодняшний средний русский готов покупать машины с большим числом функций, причем более дорогие шведские бренды отвоевывают часть рынка у итальянских торговых марок.

Российский средний класс достаточно обеспечен крупной бытовой техникой: в среднем на семью приходится пять предметов данной категории. Практически в каждой семье есть холодильник и стиральная машина, а вот посудомоечная машина имеется лишь у каждой десятой семьи.

Наиболее значимыми критериями выбора являются технические характеристики, цена, марка и страна-изготовитель. На рынке крупной бытовой техники лидируют такие марки как Samsung, Indesit и Siemens.

Зачем бизнесу оптимизаторы и какой лучше
Бизнес

Большинство опрошенных респондентов (90%) удовлетворено предложением на отечественном рынке бытовой техники. В прошлом году 49% представителей среднего класса покупали технику в известных специализированных сетях. Аналитики отмечают, что с ростом среднего размера годовых трат семьи растет и число покупок техники (особенно - дорогостоящей) в сетевых магазинах.

По мнению Игоря Березина, средний класс предпочитает не ходить за покупками на электронные рынки, судьба которых в дальнейшем будет зависеть от того, насколько активно сетевые компании будут их "доедать".

Руководитель отдела розничной торговли Института маркетинговых исследований GfK-"Русь" Наталья Моржова согласна с тем, что в будущем, возможно, доля электронных рынков будет уменьшаться за счет развития сетевых магазинов, однако считает, что этот процесс будет очень длительным. По ее словам, в настоящее время в Москве на открытых электронных рынках расположены свыше 1 тыс. торговых точек, через которые продается почти половина всей электробытовой техники. Доля оборота рынков электробытовой техники в Москве составляет более трети.

Г-жа Моржова отметила, что с приходом в Россию интернациональных торговых сетей (имеющих свои магазины и офисы в двух и более странах) на рынке ожидается обострение конкуренция и среди локальных сетей.

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

При этом г-жа Моржова пояснила, что "сетью" считают торговое предприятие с единым руководящим центром, который определяет стратегию развития своих магазинов (числом не менее семи). Еще одной причиной обострения конкуренции может стать и некоторое уменьшение роста потребления.

По мнению г-жи Моржовой, важное значение для успеха российских сетей, продающих бытовую технику и электронику, будут иметь такие факторы, как удачное месторасположение магазинов, хорошие качество сервиса и подготовка продавцов, наличие promotions-акций и продаж товаров в кредит, а также ориентация сети на данные маркетинговых исследований.

В качестве примеров государств, где достаточно успешно существуют и развиваются интернациональные сети, г-жа Моржова привела Чехию и Польшу. В Чехии магазины интернациональных торговых сетей составляют 10% от общего количества, в них продается почти треть всей аудио- и видеотехники. В Польше при наличии всего 3% магазинов, принадлежащих интернациональным сетям, через эти торговые точки проходит почти 20% аудио- и видеотехники.

Источники: собственная информация CNews.ru, материалы исследований аналитической группы Маркетинговогоагентства "Эксперт" и Института маркетинговых исследований GfK-"Русь".