Путина просят отрегулировать интернет-торговлю

Бизнес Законодательство Интернет E-commerce ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
Институт развития интернета разработал меры по регулированию интернет-торговли. Деятельность товарных агрегаторов и других посредников в продаже товаров быть законодательно отрегулирована, курьерские службы не следует считать платежными агентами, а интернет-магазины должны будут выдавать покупателям чеки, выбитые в день покупки.

Отрегулировать права интернет-покупателей

Институт развития интернета (ИРИ) подготовил дорожную карту «Интернет-торговля» к Программе долгосрочного развития интернета до 2025 г., которая будет представлена Президенту России Владимиру Путину. Дорожная карта (PDF на файл-сервере CNews) нацелена, в первую очередь, на защиту интересов прав потребителей.

В частности, предлагается законодательно закрепить порядок предъявления претензий покупателями интернет-магазинов и процедуру возврата приобретенного товара. «Сейчас нигде в законодательстве не прописано, что должно быть раньше - деньги или товар, - пояснил CNews руководитель кластера РАЭК «Электронная коммерция, топ-эксперт ИРИ Иван Кургузов. - Также не понятно, как может интернет-магазин подтвердить право пользователя на обмен, если он не видел самого товара».

В отношении трансграничной торговли ИРИ предлагает законодательно прописать страну совершения сделки. Такой страной должна быть страна получения товара, уточнил Кургузов.

Предлагается законодательно прописать правовой статус и обязанности посредников, обеспечивающих поиск товаров и информирование покупателей о товарах, доставку товаров и прием платежей. Таким образом, речь идет о регулировании таких площадок, как, например, «Яндекс.Маркет» (в «Яндексе» данную инициативу ИРИ комментировать не стали). Интересно, что, по данным РБК, Роспотребнадзор уже подготовил и согласовал с отраслью поправки к Закону о защите прав потребителей, в которых наделяет торговые агрегаторы финансовой ответственностью за неполноту или неточность информации о товаре и продавце.

«Мы предлагаем более четко прописать роли участников сделки, грубо говоря, где заканчивается информационный посредник и начинается агент», - говорит Кургузов. Все эти предложения должны быть реализованы к сентябрю 2017 г.

Президент Национальной ассоциации участников дистанционной торговли Александр Иванов не понимает смысла предложений ИРИ. «Закон о «Защите прав потребителей» - один из немногих реально работающих законов, и нет необходимости его менять, - говорит Иванов. - Принцип действия закона прост: если покупатель чем-то не доволен, он предъявляет претензии продавцу. Непонятно, зачем с точки зрения покупателям усложнять процедуру и вводить дополнительных участников в цепочку продажи товара».


ИРИ подготовил для Владимира Путина меры по регуляции интернет-торговли

Защитить курьерские службы

К более раннему сроку - сентябрю 2016 г. – следует законодательно признать курьерские компании, доставляющие товары и принимающие оплату за них, участниками реализации товара согласно Закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (103-ФЗ). По словам Ивана Кургузова, смысл этого предложения – избавить курьерские службы от необходимости становится платежными агентами и выполнять соответствующие требования 103-ФЗ.

«Признание компаний, осуществляющих доставку товара и прием оплаты за него, участниками процесса продажи - важная поправка, которая сделает рынок более прозрачным и уточнит правила для всех его участников, - поясняет представитель «Связного» Мария Заикина. - Сейчас статус курьерских компаний не определен полностью - их считают то ли платежными агентами, что накладывает на них определенные обязательства (например, ведение специальных счетов), то ли все же логистическими компаниями. Поправка в законе установит единые правила работы для всех, что положительно влияют на рынок и эффективность бизнес-процессов и взаимодействие между его игроками».

Сами участники рынка экспресс-доставки по-разному смотрят на данное предложение. «Перестав пользоваться специальными счетами, обслуживающие интернет-магазины курьерские службы смогут более гибко обращаться с полученной от клиента выручкой, что упростит работу, сделает сервис более качественным», - полагает директор по связям с общественностью», - полагает директор по связям с общественностью IML Дмитрий Ключников.

Напротив, директор юридического департамента службы доставки SPSR Express Никита Корсаров не видит смысла в этом предложении. «103-ФЗ запрещает прием платежей в пользу третьих лиц без специального договора, однако практика применения данного закона пошла по не совсем верному пути, исключив из сферы его регулирования службы доставки, которые, по сути, отвечают всем признакам платежного агента, - отмечает Корсаров. - Мы считаем, что для решения этой проблемы компетентным органам (например, Росфинмониторингу) достаточно выпустить письмо с соответствующими разъяснениями требований закона, что позволит привести к единству практику его применения. Наша же компания без «отдельного приглашения» посчитала необходимым встать на учет в Росфинмониторинг в качестве платежного агента, а также безусловно соблюдать все другие требования 103-ФЗ, в том числе проведение идентификации, разработку и согласование правил внутреннего контроля».

Свежий кассовый чек

Также ИРИ планирует законодательно обязать интернет-продавцов выдавать покупателям кассовые чеки, выбитые в день покупки и пробитые в момент оплаты. «Это позволит выбивать кассовый чек утром этого дня и выдавать курьеру, - объясняет Кургузов. - Данное предложение не изменяет ситуацию с налогами и прозрачностью, но улучшает жизнь интернет-магазинам».

Требование о кассовых чеках следует вводить одновременно с введением по всей России возможности использовать программные аналоги ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защищенная), считает Ключников из IML. «Оснащении компании, работающих с 200-300 курьерами, мобильными кассовыми аппаратами обойдется в 4-6 млн руб., плюс еще расходы на обслуживание в размере 12-15 тыс. ежегодно на один аппарат, - подсчитал представитель IML. - В качестве же альтернативы можно было бы использовать планшет со специальным ПО, что позволит курьерским службам избежать роста расходов».

Никита Корсаров из SPSR Express отмечает, что печать кассового чека в момент совершения операции уже является общим требованием, но не все участники посылторговой деятельности его соблюдали, на что Минфин и Федеральная налоговая службы неоднократно обращали внимание, выпуская разъяснительные письма. «Нужно просто заставить отдельных игроков рынка эту норму соблюдать», - говорит Корсаров.