Статья

Мониторинг законодательства в области ИТ и телекоммуникаций за июнь 2016 года

Бизнес Законодательство
мобильная версия
, Текст: Наталья Рудычева

Основные изменения федерального законодательства в июне 2016 года затронули вопросы применения электронных документов в судебном делопроизводстве и при взаимодействии граждан с органами государственной власти, правила распространения информации новостными агрегаторами. Целым рядом российских регионов были утверждены списки населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к сети интернет.

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти»

Поправки касаются применения электронных документов в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве.

Участникам судопроизводства предоставлено право направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы, представления и прилагаемые к ним документы в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте суда. Такой документ надо скреплять электронной подписью. В электронном виде можно изготовить и судебное решение (за некоторыми исключениями). Такое решение скрепляется усиленной квалифицированной электронной подписью судьи (судей). По просьбе или с согласия участника уголовного судопроизводства экземпляр судебного решения в электронной форме может быть направлен ему через интернет. Участники гражданского, арбитражного и административного судопроизводства также могут получать изложенные в виде электронного документа судебное решение, определение, судебный приказ, извещение, вызов и иные документы.

При составлении судебного акта в электронной форме дополнительно изготавливают его экземпляр на бумажном носителе. Закреплена возможность представлять в суд письменные доказательства в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Уточнен порядок доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации. Запрос можно направить в электронной форме и в таком же виде получить ответ на него. Следует отметить, что поправки не обязывают суды применять электронный документооборот, а предоставляют возможность взаимодействовать с участниками процесса в электронном виде при наличии для этого в суде технической возможности.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Прописаны особенности распространения информации новостными агрегаторами.

Речь идет о программах для ЭВМ, сайтах и (или) их страницах, которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети интернет на русском языке (языках народов России), на которых может размещаться реклама и доступ к которым в течение суток составляет более 1 млн пользователей. К новостным агрегаторам не относятся зарегистрированные сетевые издания.

В частности, указанные ресурсы запрещено использовать в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения гостайны, распространения материалов, призывающих к терроризму или публично оправдывающих его, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, а также содержащих нецензурную брань. Владелец новостного агрегатора обязан проверять достоверность общественно значимых сведений до их размещения.

Владелец агрегатора не несет ответственности за распространение им недостоверной новостной информации в следующем случае. Указанная информация должна являться дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства о СМИ.

Роскомнадзору поручено вести реестр новостных агрегаторов. Согласно поправкам владельцем новостного агрегатора может быть только российское юридическое лицо или гражданин нашей страны.

Введена административная ответственность за неисполнение владельцем новостного агрегатора предписаний контролирующего органа о прекращении распространения недостоверной информации. Штраф будет грозить и в случае, если владелец агрегатора не хранит в течение 6 месяцев распространенную им новостную информацию, сведения об источнике ее получения, о сроках ее распространения, а также не обеспечивает доступ к указанной информации контролирующего органа.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 204-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 24 Федерального закона «О связи»

Скорректирован Закон о связи. Поправки предусматривают многосубъектное использование радиочастотного спектра.

Договор о таком использовании должен, в частности, содержать указание на выделенные пользователям радиочастотным спектром - сторонам договора полосы радиочастот, которые предполагается использовать совместно; права и обязанности пользователей, в т. ч. обязанности по соблюдению условий, установленных соответствующим решением о выделении полосы радиочастот; порядок взаиморасчетов между пользователями за его совместное использование и размер соответствующей платы. Стороны договора должны иметь лицензии на оказание услуг связи одного наименования.

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 538 «Об информационном ресурсе «Автоматизированная информационная система «Соотечественники»

В целях реализации госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, региональные и местные власти оценивают уровень обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможность трудоустройства, получения профобразования (в т. ч. дополнительного) и оказания соцподдержки, жилищного обустройства участников программы. Данная информация размещается в АИС «Соотечественники» (www.aiss.gov.ru). Установлено, как это делается.

Регионы и муниципалитеты формируют перечень ответственных за размещение и обновление сведений сотрудников. Данные о сотрудниках в регионах направляются оператору системы - МВД России. Информация размещается и обновляется через закрытую часть АИС путем авторизации на ее сайте, в т. ч. с использованием Единой системы идентификации и аутентификации. Срок - 10 рабочих дней с даты создания, получения сведений или внесения в них изменений.

Средства авторизованного доступа предоставляются оператором по соответствующему запросу.

Постановление Правительства РФ от 9 июня 2016 г. N 516 «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия»

Прописаны правила взаимодействия в электронной форме граждан и организаций с органами госвласти и местного самоуправления, а также с организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия. Так, органы обязаны предоставлять по выбору заявителей информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, независимо от формы или способа обращения заявителей (если иной порядок предоставления информации не установлен законодательством).

Также органы обязаны предоставлять по выбору заявителей информацию в форме электронных документов через Единый портал госуслуг и (или) соответствующие региональные порталы. Заявители вправе направлять запрос о предоставлении информации с использованием указанных порталов.

Постановление Правительства РФ от 1 июня 2016 г. N 487 «О первоочередных мерах, направленных на создание государственной информационной системы «Единая информационная среда в сфере систематизации и кодирования информации»

Государственная информационная система (ГИС) предназначена для обмена и сопоставления данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, обеспечения однократного ввода сведений в них. Также ГИС должна упростить доступ госорганов и других лиц к полной, достоверной и актуальной информации, содержащейся в информационных ресурсах государства.

Целью создания ГИС является разрешение таких проблем, как противоречивость данных, избыточность процедур по повторному предоставлению заявителю сведений и документов, а также затруднения при идентификации объектов учёта при взаимодействии физических и юридических лиц с органами госвласти. Разработаны правила ведения информации, в которых определены базовые понятия и описаны типы данных, которые задействуют в системе.

За исключением отдельных положений ГИС начнет работать с 1 января 2019 г. и будет контролироваться Минфином России, Минэкономразвития России и Федеральным казначейством. С 1 января 2019 г. утратят силу постановление Правительства РФ о базовых государственных информационных ресурсах и изменения в него.

Постановление Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 541 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности»

Ужесточены требования к соискателям и лицензиатам в области техзащиты конфиденциальной информации, а также разработки и производства средств ее защиты. А именно - к уровню образования специалистов и наличию необходимого оборудования и системы менеджмента информационной безопасности, созданной и функционирующей согласно требованиям нацстандартов.

Постановление вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования.

Региональное законодательство

Постановление Правительства Республики Бурятия от 9 июня 2016 г. N 245 «Об автоматизированной информационной системе «Интернет-портал «Сделано в Бурятии»

Положение определяет назначение, правила и порядок функционирования автоматизированной информационной системы «Интернет-портал «Сделано в Бурятии».

Основными задачами информационной системы являются: информирование участников Системы об организациях и индивидуальных предпринимателях, которые продают (производят) местную продукцию, видах продукции, местах приобретения продукции; повышение конкурентоспособности и узнаваемости товаров местного производства; повышение активности местных товаропроизводителей по продвижению собственных товаров, помощь в реализации товаров; поднятие престижа республиканских производителей, выпускающих высококачественную и конкурентоспособную продукцию.

Основной функцией информационной системы является обеспечение выдачи информации участникам системы о товарах и услугах, производимых в Республике Бурятия. Регламентированный доступ к информационной системе предоставляется пользователям на основе обращения в адрес оператора. Доступ к информации осуществляется автоматически на основе учетных данных, закрепленных индивидуально за каждым пользователем.

Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Приказ Комитета по связи и информатизации Ленинградской области от 7 июня 2016 г. N 8 «Об утверждении требований к закупаемым органами исполнительной власти Ленинградской области отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) в сфере информационно-коммуникационных технологий»

Приказом Комитета по связи и информатизации Ленинградской области определены требования к потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам (в том числе предельным ценам) компьютеров, оргтехники и мобильных телефонов, закупаемым органами исполнительной власти области, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями.

Делается это в соответствии с требованиями федерального законодательства с целью недопущения закупки предметов, необходимых чиновникам при исполнении ими служебных обязанностей, с избыточными потребительскими свойствами по чрезмерно высоким ценам. В частности, для должностных лиц категории «руководители» (руководителей структурных подразделений и их заместителей) разрешается приобретать ноутбуки стоимостью до 140 тыс. рублей (с типом процессора от i5; минимальными размером оперативной памяти и объемом накопителя - 6 ГБ и 600 ГБ соответственно; дискретным интегрированным видеоадаптером с объемом памяти не менее 1 ГБ). Рядовым чиновникам придется довольствоваться техникой более скромного уровня.

Постановление Правительства Тюменской области от 9 июня 2016 г. N 229-п «Об информационной системе Единый центр хранения и обработки данных систем видеонаблюдения Тюменской области»

Единый центр хранения и обработки данных систем видеонаблюдения Тюменской области представляет собой информационную систему, содержащую совокупность информации об объектах видеонаблюдения, а именно: видеоизображение объекта видеонаблюдения, сведения о его местонахождении, дате и времени осуществления видеонаблюдения, совокупность сведений о поставщиках и пользователях информации об объектах видеонаблюдения, а также содержащую программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие между оператором системы, поставщиками информации в системе, пользователями информации системы в электронной форме. Обладателем информации, хранящейся и обрабатываемой в системе, является Тюменская область в лице уполномоченного органа. Информация, обрабатываемая в системе, является информацией ограниченного доступа.

Мониторинг подготовлен специалистами компании «Гарант». 

С полными текстами документов можно ознакомиться в системе ГАРАНТ