Статья

ИТ в школах: от локальных решений к единому образовательному пространству

ИТ в госсекторе
мобильная версия

Уровень проникновения электронных дневников, интерактивных досок и мультимедийных кабинетов в российских школах близок к 100%. Сегодня наибольшим спросом пользуются электронные учебники и планшеты. Для повышения эффективности использования имеющегося оборудования и программного обеспечения школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основной.

Россия активно движется по пути создания цифровой образовательной среды. В целом ряде регионов в настоящее время уже стартовало тестирование интерактивных мультимедийных электронных учебников, электронных сервисов, появились проекты электронных дневников, электронных библиотек, а также «цифровых школ» и др. Некоторые технологии, например, интерактивные доски, уже стали привычным атрибутом российских школ. Другие, среди которых виртуальные лаборатории, робототехника, видеоконференцсвязь, распространены значительно меньше.

Цифровые технологии для школ

По данным опроса поставщиков ИТ-решений в образовании,который был проведен CNews в августе 2015 г., российским школам не хватает системных комплексных решений с хорошо проработанной методической основной. Сегодня в большинстве образовательных учреждений современное оборудование и программные продукты используются неэффективно.

Уровень проникновения цифровых технологий в школах

Источник: CNews, 2015

Как показал опрос ИТ-поставщиков, наибольший уровень проникновения демонстрируют такие решения как электронный дневник (100%), интерактивные доски (96%) и мультимедийный кабинет (80%). Интерес российских школ к 3D-принтерам (8%) и лабораториям робототехники (4%) пока невелик.

В Атласе будущих профессий, разработанном при участии «Сколково», сказано, что через 10–20 лет наиболее востребованные профессии будут тесно связаны с ИT. Сегодня школа ориентируется на развитие ИКТ-навыков учеников и все более глубокое изучение предметов научно-естественного цикла. Одновременно растет число бюджетных мест в вузах по специальностям, связанным с ИТ. Ожидается, что в ближайшее время в сфере образования наиболее востребованными станут решения по обучению робототехнике, программированию, биотехнологиям на основе учебных роботизированных платформ, а также цифровые лаборатории для занятий физикой, химией, биологией, географией.

О зарождении интереса российских школ к робототехнике свидетельствуют результаты опроса поставщиков ИТ-решений для образования. Речь идет, в первую очередь, об учебно-лабораторном оборудовании для изучения робототехники, цифровых лабораториях для изучения физики, химии, географии, энергетики, сопромата, а также решениях для 3D-моделирования и прототипирования. Помимо ИТ, в школах активно развиваются пресс-центры и видеостудии, в которых школьники получают опыт работы с графическими программами, учатся разработке мультимедийного контента.

Спрос на цифровые технологии в школах в 2015–2016 гг.

Источник: CNews, 2015

Согласно данным опроса, наибольшим спросом со стороны школ пользуются электронные учебники (88%) и планшеты (84%). Концепция BYOD пока не получила широкого распространения (48%), однако у нее есть перспективы роста. Облачные сервисы доказали свою эффективность и достаточно популярны.

Технологические решения, используемые в школах РФ

Электроника и программирование Лабораторные исследования Цифровые технологии
Наборы для изучения основ электроники Лаборатории по 3D-моделированию и прототипированию Интерактивные доски и дисплеи, интерактивные сенсорные столы
Электронные конструкторы для изучения электрических цепей и альтернативных источников энергии 3D-принтеры (с расходными материалами для создания дополнтельных деталей и замены утерянных) Мультимедиа студии
Стенды для отработки принципов программирования Цифровые лаборатории (для углубленного изучения естественных наук, инженерного дела, сопромата) Планшеты для работы с элетронными учебниками, подготовки к ГИА и ЕГЭ, а также управления классом
Лаборатории по робототехнике (включая роботизированные конструкторы) Системы голосования (опросов) и тестирования

Источник: CNews, 2015

Основным трендом информатизации образования сегодня является не просто внедрение отдельных технологий, а реализация комплексных проектов, направленных на создание единого и непрерывного образовательного пространства.

Электронное образование в Москве

Одним из регионов, занимающих лидирующие позиции в сфере создания цифровой образовательной среды, является Москва. Согласно данным опроса 25 московских школ, проведенного CNewsв августе 2015 г., все они активно используют электронные дневники. Система электронного документооборота в том или ином виде внедрена у 96%. Уровень проникновения интерактивных досок близок к насыщению (92%). Меньше всего распространены средства 3D-моделирования и печати (4%), технологии виртуального музея (20%). Относительно низким является уровень проникновения веб-конференций (44%), при этом практически отсутствуют онлайн-трансляции.

Используемые в школах технологии электронной образовательной среды

Источник: CNews, 2015

92% опрошенных школ используют, в том или ином объеме, облачные сервисы. Наиболее востребованными услугами в настоящий момент являются бухучет и управление кадрами из облака (60% и 52% соответственно). В целом перечень доступных облачных услуг для школ пока невелик.

Облачные сервисы, используемые в школах

Источник: CNews, 2015

30% респондентов используют мобильные приложения. Среди них мобильные версии электронного журнала, электронного учебника, обучающие игры.

Оценивая пользу от применяемых технологий, респонденты чаще всего говорят об электронном дневнике (52%) и интерактивных досках (44%) – наиболее распространенных и, по-видимому, хорошо изученных решениях. На третьем месте – электронный документооборот и облачные сервисы (по 36%).

Наиболее полезные технологии

Источник: CNews, 2015

Более 80% респондентов планируют в ближайшем времени новые ИТ-проекты, однако отмечают, что на пути их реализации имеется ряд препятствий. В 41% случаев речь идет о финансовых ограничениях, в 32% – о технических проблемах, связанных с неготовностью инфраструктуры, в 18% – о дефиците квалифицированных ресурсов, которые смогли бы обеспечить внедрение.

64% опрошенных школ подтверждают, что новые технологии используются ими при подготовке и реализации более 50% учебных программ. У 80% опрошенных школ в этих процессах участвует более половины учителей. 36% участников исследования утверждают, что имеющихся у них технологий достаточно для повышения эффективности учебного процесса, 20% затрудняются давать подобную оценку, а 44% говорят о пробелах в информатизации.

Планы по внедрению новых технологий на ближайший год

Источник: CNews, 2015

Среди школ, планирующих в ближайшее время внедрение новых технологий, 37% заинтересованы в системах дистанционного обучения, 32% хотели бы заняться модернизацией и развитием ИКТ-инфраструктуры, 26% мечтают об электронных учебниках.

Таким образом, опыт построения электронной образовательной среды, уже накопленный российскими и, в частности, московскими школами, свидетельствует о том, что отечественное образование развивается в полном соответствии с глобальными тенденциями в области цифрового обучения.

Читать аналитический отчет «Электронная образовательная среда»

Наталья Рудычева