Спецпроекты

На страницу обзора
Технологии удаленной работы созрели, готовы ли люди?

Дистанционная работа прочно вошла в нашу повседневную жизнь и, скорее всего, она с нами надолго. Многие сотрудники почувствовали преимущества «удаленки», но хватает и тех, кого такой режим не особенно устраивает. О том, какое будущее нас ожидает, и как гибридная работа способна сделать лучше современное общество, мы поговорили с Сергеем Хомяковым, генеральным директором компании Poly в России и СНГ.

Сергей ХомяковPoly

CNews: За последние полтора года в области деловых коммуникаций произошел концептуальный сдвиг. В связи с карантином многие организации перевели сотрудников на удаленный режим работы. Но пандемия рано или поздно пройдет, а вернутся ли компании к прежней модели работы и общения, или изменения необратимы?

Сергей Хомяков: То, что во время пандемии COVID-19 люди стали существенно больше пользоваться средствами дистанционных коммуникаций — особенно системами видеосвязи, платформами для удаленной коллективной работы — очевидно всем. Но я бы не связывал эту тенденцию только лишь с последствиями карантинных ограничений. На самом деле концепция удаленной работы созрела давно, а пандемия лишь дала толчок — и надо признать, довольно мощный, — который подтолкнул компании к тому, чтобы использовать современные инструменты общения.

Например, об удобстве и преимуществах видеоконференцсвязи мы, да и все остальные игроки данного сегмента рынка, рассказываем уже много лет. Выгоды здесь очевидны, но часто главным препятствием становится психологическая неготовность заказчиков к переменам, переходу на новую модель работы и общения. В условиях пандемии деваться компаниям было просто некуда, но в итоге все остались довольны, потому что технологии удаленных коммуникаций достигли высокого уровня качества и функциональности.

Сергей Хомяков: Концепция удаленной работы созрела давно, а пандемия лишь дала толчок

С другой стороны, не все задачи можно решать с помощью систем удаленных коммуникаций, людям все равно надо встречаться лично, так или иначе посещать офисы. Произойдет ли откат к традиционным после глобальной победы над инфекцией? Возможно, отчасти.

Я считаю, что стабильно доминирующей станет гибридная модель, при которой большинство сотрудников смогут сочетать офисную и удаленную работу, подстраиваться под задачи. На первый план сегодня выходит фактическая продуктивность работников, а не присутствие на месте «с 9 до 18». Хотя, конечно, чтобы этот подход стал доминирующим, потребуется немало времени, но процесс развития идет именно в этом направлении.

CNews: Если удаленная или гибридная модель работы это, так сказать, «новая нормальность», то, наверняка, она повлияет и на другие сферы жизни, помимо деловой активности?

Сергей Хомяков: Безусловно. В компании Poly мы регулярно делаем прогнозы насчет того, как будет развиваться отрасль в ближайшие годы и какое влияние она окажет на общество. Так, вполне вероятно, что нынешний глобальный сдвиг в парадигме рабочих процессов изменит, скажем, рынок недвижимости и городскую инфраструктуру. Люди больше времени будут работать из дома — соответственно, снизится необходимость ездить в центр города для того, чтобы присутствовать в офисе. Это приведет к сокращению спроса на деловую недвижимость. Зато вырастет интерес к локальным коворкингам (все-таки домашний офис подходит не всем), которые все чаще будут появляться в спальных районах. Поскольку у людей будет меньше поводов покидать свое место жительства, начнет активно развиваться локальная инфраструктура. Все это может радикально поменять типичный городской пейзаж.

CNews: То есть люди замкнутся в своих домах и районах? Похоже на какую-то антиутопию.

Сергей Хомяков: Вовсе нет. Наоборот, инструменты дистанционного общения, видеосвязи и коллективной работы открывают новые возможности для социальной мобильности. Можно свободно путешествовать по стране или миру, выбирать место проживания не по принципу территориальной досягаемости офиса, а по более широкому спектру критериев. Такой свободы выбора еще не было в человеческой истории. Это принципиально новые возможности, которые благодаря современным коммуникационным технологиям теперь доступны большинству работников. Мы все, можно сказать, постепенно переходим на новый этап эволюции общения.

Сергей Хомяков: Инструменты дистанционного общения, видеосвязи и коллективной работы открывают новые возможности для социальной мобильности

Более того, как показывают различные исследования, большинство людей вовсе не хотят полностью отказываться от офисов: скорее, они стремятся к нахождению баланса в вопросе выбора места и времени работы. День дома — два в офисе, или наоборот — очень востребованный формат. Самой большой проблемой, с которой сталкиваются сотрудники, переведенные на дистанционную работу, неизменно считается отсутствие возможности непосредственного общения с коллегами. Живое общение не заменят никакие цифровые инструменты. Хотя, когда такого слишком много — это уже другая крайность. В общем, здесь, как и везде, нужен взвешенный подход.

CNews: Звучит здорово, но, с другой стороны, вас теперь могут достать в любой точке планеты — в любое время в любом месте. Уже не получится оставить работу за порогом офиса.

Сергей Хомяков: Это, кстати, одна из потенциальных проблем, так сказать, обратная сторона «технологической медали». В начале октября 2021 года Poly представила результаты масштабного исследования «Эволюция рабочего места», в ходе которого было опрошено свыше 7000 сотрудников в разных странах, работающих в гибридном формате. Как показал анализ, 58% сотрудников считают, что переход к удаленной работе предполагает необходимость постоянно быть на связи, что не дает им возможности мысленно отключиться от работы. С другой стороны, исследование показывает, что гибридная модель работы останется с нами надолго. В будущем 82% респондентов намерены по крайней мере один день в неделю работать из дома, а более половины планируют равномерно распределять время между офисом и домом. В России мы наблюдаем похожую тенденцию. Хотя многие признают важность офиса, в действительности сотрудники не спешат возвращаться на свои рабочие места.

Настоящая проблема в том, что работодатели — а часто и коллеги или партнеры — зачастую не чувствуют разницы между такими понятиями, как «работа в любое время» и «постоянная готовность». То, что сотрудник может быть доступен в любой момент времени, вовсе не означает, что он должен реагировать в режиме 24/7. Формирование и соблюдение индивидуального графика, четко регламентированный рабочий режим, время для полноценного отдыха — все это является залогом того, что сотрудники будут оставаться продуктивными, смогут избежать эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Этот важнейший — и, я бы сказал, ключевой — вопрос решается не столько техническими, сколько организационными мерами. Ответ на него лежит в сфере бизнес-процессов организации.

В то же время, создавая в компании культуру инклюзивности, необходимо учитывать ряд технических моментов, которые бы позволили создать одинаково удобные условия работы для всех сотрудников, независимо от состояния их здоровья, и позволили добиться максимальной продуктивности. Благодаря современным технологиям сделать это сегодня можно даже без масштабных преобразований и инвестиций в сложные решения.

К примеру, для сотрудников, которым трудно передвигаться, «удаленка» — основной рабочий режим. Но командную работу сложно представить без встреч, поэтому дистанционно работающие сотрудники должны стать полноправными участниками совещаний. Необходимо оборудовать переговорные комнаты и удаленные офисы устройствами для аудио- и видеосвязи, в переговорных установить большие экраны для трансляции видеоконференций.

CNews: Но это ведь все не бесплатно.

Сергей Хомяков: Да, но и масштабных внедрений не требуется. В переговорных достаточно установить относительно недорогие видеобары. Это комплексные устройства, в которых есть камера, микрофоны, динамики, внешние интерфейсы для подключения периферии, пакет необходимого ПО. Часто для них даже ноутбук не требуется — только дисплей и сетевой подключение. Цена таких устройств начинается от ₽100 тыс. Сотрудников в домашних офисах можно снабдить качественными веб-камерами со встроенным микрофоном либо гарнитурами. Это тоже небольшие затраты, по сравнению с тем, сколько стоит обустройство стационарного рабочего места в офисе.

Для сотрудников с нарушениями слуха или речи можно создавать скрытые субтитры при проведении видеоконференций — такая функция уже существует у ряда коммуникационных платформ, также может потребоваться расшифровка в реальном времени. В итоге любой сотрудник сможет озвучить как текст на экране, так и собственные мысли.

Для людей с проблемами зрения разработаны специальные планшеты, которые преобразуют текстовую информацию на шрифт Брайля (хотя как раз эта опция еще достаточно дорогая, но главное, она доступна). И таких примеров очень много. Создать эффективную рабочую среду не так сложно, как может показаться. Однако стоит помнить, что только лишь технического оснащения здесь недостаточно. Необходима целостная корпоративная культура инклюзивности, в которой каждый член команды будет чувствовать себя свободно и сможет максимально полно использовать свои навыки.

CNews: Какие еще технологии сегодня двигают вперед отрасль дистанционной работы, очевидно, не обходится без искусственного интеллекта, машинного обучения?

Сергей Хомяков: Искусственный интеллект — это сегодня глобальный мейнстрим, его применяют буквально везде и сегмент удаленной работы, конечно, не исключение. Согласно аналитическому отчету IDC, который был подготовлен при поддержке Poly, 84% компаний планируют ускорить цифровизацию рабочих процессов после окончания пандемии. Это касается и технологий ИИ, которые уже интегрируются в жизнь сотрудников, изменяя офисные пространства и рабочие места.

Очень активно развиваются голосовые помощники, спрос на такие решения стабильно растет. Их основная роль в офисах сводится к контролю присутствия сотрудников в малых и средних конференц-залах, а также отправка информации о доступности мест в переговорных. Кроме того, ИИ позволяет управлять различными устройствами (мониторами, планшетами и т.д.) с помощью голосовых команд. Это помогает сократить частоту и длительность физических контактов с любыми поверхностями, что актуально в условиях пандемии.

Если говорить в более узком смысле — о решениях для видеоконференций, — то искусственный интеллект здесь уже используется достаточно широко. Например, он помогает «поумнеть» камерам, которые теперь умеют выделять докладчика, фокусировать на нем изображение и сопровождать его даже во время перемещения по залу без потери четкости картинки. Микрофоны могут более эффективно распознавать речь и подавлять фоновые шумы. Ключевой момент здесь в том, что благодаря этим и многим другим технологиям, домашние и офисные рабочие места превращаются в единое пространство взаимодействия. Это помогает компаниям обеспечить тот же рабочий ритм, который был до пандемии.

CNews: Технологии готовы, люди в целом тоже хотят «удаленку», что может пойти не так?

Сергей Хомяков: Главная ошибка, которую, по моему мнению, могут совершить (и часто совершают) организации при переходе к удаленному или гибридному формату работы — это выраженный акцент на технологиях. Но чтобы воспользоваться всеми преимуществами гибридной работы, необходимо рассматривать более широкий круг вопросов — таких, как организация рабочих пространств и учет индивидуальных особенностей сотрудников. Надо помнить не только о технологиях, но и о людях — тогда гибридная модель заработает в полную силу, принесет максимальную отдачу, а главное сохранит свою эффективность на долгие годы.