Спецпроекты

Алексей Клочков, «Террасофт Россия»

Алексей Клочков, «Террасофт Россия»:

Без BPM и low-code бизнес не смог бы ускорить трансформацию в десятки раз

Какие требования предъявляют enterprise и корпоративные клиенты к BPM-решениям? Почему low-code считают одним из ключевых направлений развития всего корпоративного ПО, в том числе и BPM-продуктов, и в какие технологии стоит инвестировать в 2021 г.? Об этом в интервью CNews рассказал Алексей Клочков, управляющий директор компании «Террасофт Россия».

CNews: Как российский BPM-рынок трансформировался под влиянием пандемии? Эти изменения отличаются от изменений на зарубежных рынках?

Алексей Клочков: Если говорить о нашем опыте, то мы наблюдали и наблюдаем до сих пор очень интересную реакцию рынка: компании продолжают наращивать инвестиции в технологии и реализовывать проекты цифровой трансформации. Эта тенденция затронула и BPM-направление: клиентам из разных отраслей важно ускорять бизнес и повышать эффективность операций, поэтому они внедряют решения для автоматизации процессов. Но стоит учитывать, что мы работаем по большей части с крупными компаниями, которые видят для себя преимущества BPM-технологий вне зависимости от внешних факторов.

Такая ситуация наблюдается и за рубежом. Компаниям пришлось действовать в десятки раз быстрее, чем обычно: только вдумайтесь — по статистике, в среднем на организацию удаленной работы уходило всего 11 дней! Можно сказать, что кризис стал источником возможностей, и многие компании вынужденно прошли путь трансформации за полгода, при том, что при нормальном темпе они бы прошли его за 6 лет. На этом пути организациям приходилось ускоренно перестраивать процессы, для чего им и потребовались BPM-инструменты.

CNews: Какие тренды будут править рынком BPM в 2021 году?

Алексей Клочков: Назову несколько направлений, которые считаю ключевыми в развитии рынка. Во-первых, распространение low-code подходов к автоматизации процессов и в целом к разработке ПО. Пандемия показала, что компаниям жизненно необходимо быть гибкими и быстро адаптироваться к новым условиям работы. И вот как раз low-code технологии станут в этом хорошими помощниками, потому что они помогают оперативно запускать инновации в работу и поддерживать их функционирование. Аналитики Forrester говорят, что low-code платформы ускоряют разработку ПО в 10 раз по сравнению с традиционными методами. В итоге сокращается не только time-to-market, но и расходы на ИТ.

Во-вторых, стоит сказать и об ИИ-технологиях. Это уже не просто модная непонятная новинка, а прикладной инструмент, который активно используется и будет использоваться для решения задач бизнеса. Если говорить в разрезе наших продуктов, то клиенты уже сами могут подключать модели машинного обучения для разных этапов процесса, например, категоризации обращений в контакт-центре, оценки вероятности успеха сделки, определения next best offer. То есть заказчики уже активно пользуются ИИ-функциональностью, и я не вижу, что помешает этой тенденции развиваться и дальше.

Также в качестве тренда могу привести распространение отраслевых решений. Вендоры все чаще производят не готовые «коробки», а гибкие платформы, которые можно дополнять другими продуктами для решения точечных задач бизнеса. Нашим заказчикам, например, доступна площадка Creatio Marketplace с сотнями готовых дополнений, решений, коннекторов и темплейтов, которые создают наши партнеры и клиенты по всему миру.

И еще хотел бы отметить возрастающий интерес к облачным технологиям. Исследования показывают, что уже через 5 лет распределение между облачными и on-premise решениями в корне изменится в пользу первых, и это неудивительно — они более гибкие, простые в развертывании и менее дорогостоящие. Наши клиенты уже сейчас выбирают облако в большинстве случаев.

CNews: Хорошо, что вы упомянули low-code. В продуктах Creatio вы делаете очень большой акцент именно на этой составляющей. Почему low-code?

Алексей Клочков: Потому что мы видим, что у клиентов есть потребность в таких инструментах. Они хотят быть более гибкими, сократить сроки запуска новых процессов и внедрения новых ИТ-продуктов, эффективнее использовать время и бюджеты. И low-code — тот инструмент, который позволяет это делать.

klochkov500.jpeg
Алексей Клочков: Через 5 лет распределение между облачными и on-premise решениями в корне изменится в пользу первых

Например, давайте посмотрим со стороны менеджеров. В компаниях они отвечают за управление процессами и людьми, но при этом чаще всего у них нет возможности влиять на технологии, которые как раз и используются для организации работы. Для любого внедрения и даже доработки какого-то продукта необходимо привлекать ИТ-департамент. И вот здесь low-code подходы дают возможность менеджеру и любому члену команды улучшать существующие ИТ-решения, даже без навыков разработки. В результате команда получает контроль над всеми составляющими, которые влияют на конечный результат, и может эффективнее расходовать свои ресурсы.

CNews: Звучит, как будто low-code может стать основным направлением развития всего корпоративного ПО. Вы с этим согласны?

Алексей Клочков: Да, думаю, можно так сказать. Low-code технологии позволяют компаниям улучшить два показателя — срок и стоимость вывода продукта в промышленную эксплуатацию. Это желаемый результат для всех компаний при внедрении любого инструмента, поэтому уверен, что с low-code продуктами мы будем сталкиваться все чаще. В своем мнении я опираюсь и на исследования аналитических агентств: эксперты Gartner утверждают, что к 2024 году 75% крупных компаний будут использовать как минимум 4 low-code инструмента, с которыми будут работать как ИТ-эксперты, так и аналитики или бизнес-пользователи.

CNews: Вы работаете в сегменте corporate и enterprise клиентов. В чем отличия таких компаний? Какие требования к BPM-решениям, да и всей вашей продуктовой линейке, они предъявляют?

Алексей Клочков: Требования у крупных клиентов и правда отличаются. Они смотрят на отказоустойчивость продукта, возможности интеграции в ИТ-ландшафт предприятия и совместимость с другими решениями, внимательно изучают вопросы безопасности, оценивают уровень доверия к технологиям поставщика на рынке. То есть для работы с крупными клиентами у разработчика должны быть имя и репутация, которые подтверждаются реализованными проектами. Кроме того, все компании хотят быть быстрыми, поэтому на один из первых планов выходит гибкость ПО.

CNews: Какую долю своих усилий вы тратите на развитие BPM-направления в ваших продуктах?

Алексей Клочков: Начиная с первых версий наших продуктов функциональность BPM была их неотъемлемой частью, и мы вкладывали в это направление очень и очень много ресурсов. У нас есть десятки R&D команд, которые работают над Creatio, и они развивают разные возможности платформы и продуктов, в том числе и BPM. Мы просто всегда активно инвестировали в управление процессами, и это стало одним из наших конкурентных преимуществ.

Также хотел бы отметить, что мы работаем не только над развитием направления ВРМ в наших продуктах, но и над его популяризацией, ростом востребованности в целом. Мы проводим мероприятия, посвященные в том числе BPM-технологиям и кейсам их использования, создаем курсы и обучающие материалы (совсем недавно появился новый бесплатный курс на Udemy, посвященный BPM), сотрудничаем с вузами, запускаем многочисленные инициативы с партнерами для повышения интереса к технологиям.

CNews: Вы сказали, что на ваших мероприятиях вы показываете в том числе и кейсы клиентов. Какие проекты вы можете выделить в области BPM?

Алексей Клочков: Выделить только несколько всегда сложно, у нас сотни новых проектов запускается ежегодно. Из последних могу назвать проект автоматизации процессов продаж и внутреннего Service Desk в Банке ДОМ.РФ, который был реализован командой из нескольких сотрудников (тут очень помогли low-code возможности Creatio). Также построение общего центра обслуживания в «Татнефти», где фактически была создана организация внутри организации, которая предоставляет услуги тысячам сотрудников компании. Часто наши проекты становятся участниками и лауреатами разных премий, как, например, проект автоматизации процессов e-commerce в Clarins Group, который стал финалистом конкурса «BPM-проект года 2019».

Очень часто заказчики автоматизируют один участок работы, а позже добавляют и другие направления, потому что платформа очень гибкая и позволяет управлять разными процессами в одной цифровой среде. Мы очень рады, что клиенты могут делать такие разнообразные и масштабные проекты с помощью продуктов Creatio.

Вернуться на главную страницу обзора