Спецпроекты

На страницу обзора
Российский e-health надеется на качественный скачок

Уровень развития электронного здравоохранения в России пока крайне невысокий. Относительные успехи связаны с реализацией программы ЕГИСЗ и активной позицией отдельных представителей частной медицины. Для развития e-health нужно продолжение достойного финансирования со стороны государства, иначе созданное останется полумерами. 

В 2012–2013 гг. во многих российских регионах была решена задача первичной, базовой информатизации лечебно-профилактических учреждений: установлена компьютерная техника, внедрены или внедряются медицинские информационные системы. Главной ИТ-инициативой последних лет в отрасли выступает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Именно благодаря этому проекту были запущены важные процессы: определена архитектура электронного здравоохранения, создан фундамент инфраструктуры. Постепенно эта основа подкрепляется приказами, вводятся в эксплуатацию различные медицинские информационные системы, регистры и сервисы.

На двух ступенях

Несмотря на все инициативы государства и отдельных представителей медицины на местах, общий уровень развития e-health все еще довольно низкий. «Одно из главных препятствий для развития e-health — отсутствие законодательной базы, которая установила бы единые стандарты для электронных систем здравоохранения», - говорит Владимир Котов, руководитель Дивизиона группы компаний «СофтБаланс».

Правда, если разделять медицину на коммерческую и государственную, можно говорить о разной степени информатизации. Алексей Карпинский, заместитель генерального директора компании «Ай Ко», отмечает, что коммерческие учреждения стоят на более высокой ступени развития ИТ-инфраструктуры – как минимум электронную регистратуру они освоили много лет назад. По данным эксперта, почти во всех московских частных медучреждениях установлены медицинские информационные системы (МИС), бумажные карты уже далеко не везде ведутся в параллель. Как правило, МИС в таких случаях интегрирована с финансовой системой 1С, которая выставляет счета на основании данных по оказанным услугам. «То есть элементарные уровни электронного здравоохранения в коммерческих клиниках освоены. В государственных ЛПУ такого, к сожалению, нет», - констатирует Алексей Карпинский. В компании «Комтек» среди заметных инициатив, благотворно сказавшихся на развитии электронного здравоохранения, называют внедрение электронной записи на прием и развитие портала государственных услуг, где, в частности, представлены различные услуги Минздрава.

По словам Владимира Котова, во многом уровень развития e-health в частной и государственной медицине связан с инициативностью. В частных учреждениях есть собственник, который заинтересован в том, чтобы сделать медицинское учреждение максимально соответствующим требованиям и ожиданиям пациентов. Так, благодаря внедрению электронных карт больным не придется собирать огромное количество бумаг, чтобы лечь в стационар.

Очевидно, что в будущем мы придём к унификации подходов в государственной и частной медицине, считает Елена Штыкова, директор-бизнес центра «БАРС-Медицина» компании «БАРС Груп». «Через процедуру лицензирования информационные системы частных клиник, в конце концов, будут интегрированы с сервисами ЕГИСЗ, - говорит он. - Имеющиеся отличия заключаются в мотивации, которая стоит за внедрением ИТ. В государственной медицине новые технологии внедряются для реализации определённой государственной политики, через принятие нормативных актов и программ. В коммерческой медицине основные стимулы информатизации – это повышение качества сервиса и оптимизация управления собственными ресурсами».

Смена настроек

По данным компании «Комтек», в медицинских учреждениях уже неплохо автоматизированы бухгалтерии, а также такие процессы, как выписка льготных рецептов и запись на приём. В меньшей степени e-health затронула непосредственно работу врачей. С новыми системами довольно быстро осваиваются те медицинские сотрудники, у кого есть опыт работы с компьютерами. Сложности в основном возникают при смене алгоритма работы – приходится заносить данные в электронные системы, к чему персонал на первых порах относится негативно.

Врачи постепенно привыкают к использованию электронных карт, но при этом до сих пор многие из них предпочитают распечатать электронный документ и вклеить его в бумажную карту. Как правило, большинство пациентов легче привыкают к отсутствию бумажных носителей (талоны записи на приём, талоны амбулаторного пациента). Если на начальном этапе возможны сложности, то затем люди по достоинству оценивают скорость получения необходимых документов (бумажные справки, карты).

Cтимулы и барьеры

Помимо активизации государства в области информатизации медицины и роста частной медицины, главный стимулирующий фактор для развития e-health —повышение уровня компьютерной грамотности населения: Интернет используется во всех областях человеческой деятельности, все привыкли к электронной почте и социальным сетям. «Высокое проникновение Интернета на бытовом уровне подготовило людей к переходу на электронные услуги: записаться на прием или получить консультацию врача, иметь доступ к результатам анализов и к электронным данным своей истории болезни, - подчеркивает Владимир Котов. - Другими словами, активные интернет-пользователи, которых становится все больше, привыкли отправляться в Сеть за решением любого вопроса». По словам специалиста, пациенты заинтересованы в том, чтобы иметь доступ к электронным данным истории болезни и получать информацию о своем лечении в электронном виде.

Главными тормозящими факторами Алексей Карпинский называет кадровые. Во-первых, существует катастрофическая нехватка квалифицированного медицинского персонала, особенно среднего и младшего. Кроме того, по объективным оценкам, снизилось качество выпускаемых из вузов специалистов. Во-вторых, среди сотрудников сферы здравоохранения пока довольно низкий уровень компьютерной грамотности, что связано с поздним подключением вузов к процессу информатизации, а также с тем, что возраст большой массы практикующих врачей превышает 50 лет, и эти люди испытывают трудности при работе с компьютерами. Молодые сотрудники, приходящие после вузов и колледжей и уже привыкшие работать с информационными технологиями, пока не могут «сделать погоду».

В-третьих, в медицинской сфере крайне мало хороших ИТ-специалистов. Даже если в клинике есть ИТ-директор (руководитель ИТ-отдела), то его роль зачастую сводится к замене картриджей в принтерах и проверке работоспособности телефонии. Ни к бизнесу, ни к другим процессам в клинике такой сотрудник, как правило, отношения не имеет.

«Но с повышением уровня информатизации роль ИТ-специалистов в медицине будет расти, - уверен Алексей Карпинский. - Уже сейчас мы можем привести в пример старейшую коммерческую клинику Москвы – ОАО «Медицина», где ИТ-директор стоит на уровне с ведущими врачами и обеспечивает бизнес-процесс».

История болезни, лабораторная карта, записи по каждому приему – все это уже доступно в электронном виде во многих клиниках. Но остается недоверие к электронным сервисам, и эта проблема глубже, чем просто невысокий уровень компьютерной грамотности, добавляет Елены Штыкова. «Многие преимущества электронного документооборота сложно воспринимаются медицинским сообществом, поскольку не совпадают с профессиональными установками, - констатирует специалист. - Например, однократный ввод информации обычно рассматривается как преимущество электронных сервисов, но это не так с точки зрения доктора. Врач отвечает за жизнь и здоровье человека, поэтому вправе не доверять данным, которые внесены другими специалистами. Он может назначить пациенту исследования и анализы, которые тот уже проходил, и имеет на это полное право. Пока технологии и лечебная практика станут ближе друг к другу должно пройти время».

Опрошенные CNews специалисты рассчитывают на продолжение государственных программ в области информатизации здравоохранения. «Если сейчас финансирование ИТ прекратить и программу свернуть, то все достигнутые результаты так и останутся полумерами, никаких качественных сдвигов в российском здравоохранении мы не получим», - предупреждает Владимир Островский, руководитель проектов по медицинским информационным системам корпорации InterSystems.

Следующим шагом в реализации этой программы является создание региональных медицинских информационных систем, в которых консолидируется информация, получаемая из всех ЛПУ. Кроме того, эти системы позволяют перевести процесс оказания медицинских услуг в регионе на качественно иной уровень. Но несовершенство и неполнота нормативной базы в здравоохранении затрудняет выполнение работ на этом этапе информатизации. Например, в России отсутствует единая нормативная база по структуре и типам лабораторных исследований, а без этого невозможно стандартизовать процесс лабораторной диагностики.

Последние тенденции позволяют многим специалистам с осторожным оптимизмом смотреть в будущее и ожидать в ближайшие годы скачка в развитии e-health. Полезных решений здесь можно внедрить массу. Если для учреждений общего профиля с большим пассажиропотоком по-прежнему в основном будут актуальны медицинские информационные системы, то, например, для клинико-диагностических центров с множеством исследований интерес представляют PACS-системы, а для кардиодиспансеров – носимые мобильные устройства для измерения пульса и снятия кардиограммы.

Андрей Арсентьев

Подписаться на новости

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Компания Город
2013, % 2012, % 2013
1 БАРС Груп Казань
2 Корпорация ПАРУС Москва
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Компания Город
2013 2012 Всего на 01.01.2014 г
1 БАРС Груп Казань
2 СВАН Пермь
Подробнее

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Компания Город
2013 2012 Всего на 01.01.2014 г
1 БАРС Груп Казань
2 СВАН Пермь
Подробнее

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Компания Город
2013, % 2012, % 2013
1 БАРС Груп Казань
2 Корпорация ПАРУС Москва
Подробнее