С момента активного выхода на рынок смартфонов, мобильная аналитика является одним из важных преимуществ BI-платформы, говорит Андрей Пивоваров, руководитель группы перспективных технологий предпроектного консалтинга, Oracle СНГ. «Первоначально требования к аналитике были весьма скромны: просмотр аналитических панелей и отчетов. Потребителями такой аналитики преимущественно были менеджеры высшего звена, которым хотелось быть в курсе текущего состояния их бизнеса в любом месте и в любое время, но особых требований к функциональности приложения не выставлялось», – рассказал Андрей Пивоваров.
С развитием мобильных сценариев использования почтовых сервисов, онлайн/оффлайн работы с документами пришло понимание, что мобильные аналитические решения хорошо вписываются в общую концепцию работы. Активное распространение девайсов BYOD и постоянно растущий прессинг со стороны конкурентов также повлияли на востребованность BI-решений, отмечает Анна Свиридова, технический специалист по решениям для бизнес-анализа Microsoft в России. Она считает, что возможность быстро получить аналитические отчеты и статистику спроса на товары и услуги не только своей компании, но и компании-конкурентов, позволяет оперативно предпринимать меры для изменения ситуации.
Как отмечают представители компаний-вендеров ПО, динамичный стиль работы руководителей – постоянные командировки, совещания и работа на объектах – одна из причин востребованности мобильной аналитики. Основными пользователями таких решений ранее были топ-менеджмент и руководители среднего звена. А теперь ими могут стать любые пользователи аналитической системы внутри компании.
В банке «Хоум Кредит» считают особенно целесообразным внедрение мобильного BI для менеджмента массовых, быстро меняющихся процессов, таких как продажи, взыскание, контактный центр. «С 2013 г. в нашем банке внедрено приложение для мобильных устройств для управления процессами в контактном центре. Пользователю из числа менеджеров среднего и высшего звена доступна аналитика производительности в реальном времени, и предусмотрена возможность напрямую по телефону связываться с лицами, ответственными за процесс. Сейчас мы рассматриваем варианты внедрения мобильного BI и для других процессов», – говорит Кирилл Лядов, начальник управления систем BI и аналитики банка «Хоум Кредит».
Культура потребления
В России наиболее востребована мобильная аналитика в таких секторах, как телеком, банки, нефтегазовый сектор и ритейл. В свою очередь, Анна Свиридова считает, что необходимо говорить не об отраслях, активно использующих мобильную аналитику, а о потребностях конкретных организаций и управленцев, которые «дозрели» до понимания необходимости мобильных сценариев.
Такие компании объединяют следующие факторы: отлаженные бизнес-процессы по сбору данных; наличие корпоративных аналитических систем; наличие общей среды коллективной работы; разрешенные к использованию в организации мобильные устройства; налаженные коммуникативные процессы; активные руководители разных уровней; необходимость мобильного режима работы.
«Например, одному из наших заказчиков требовался комплексный анализ, в котором собственные производственные показатели по выпуску продукции должны были сравниваться с рыночной статистикой, получаемой из разнообразных источников. Аналитикам требовались автоматически обновляемые данные из всех систем и возможность оценить свою долю рынка, стоимость своего продукта относительно рыночных котировок. Руководитель компании хотел видеть результат этого анализа на планшете в том же виде, в котором информация доступна аналитику. Современные средства BI позволяют решить все эти задачи», – добавила Анна Свиридова.
Бизнесу интересна не мобильная аналитика как отдельное решение, а полноценная система бизнес-аналитики, одним из требований к которой является наличие приложений для мобильных устройств, позволяющих работать с этой системой в удаленном режиме, считает Алексей Мещеряков, руководитель направления платформенных решений SAS Россия/СНГ.
По его словам, исходя из требований бизнеса, формируются и основные требования к мобильным BI-платформам. Во-первых, они должны быть полностью интегрированы с системой, пользователь должен иметь возможность полноценно работать с теми же интерактивными отчетами и информационными панелями, которые он регулярно использует через web непосредственно с мобильных устройств без специальных преобразований: фильтровать данные, детализироваться по уровням, комментировать полученный результат.
Во-вторых, интерфейс мобильного приложения должен учитывать особенности и преимущества работы с планшетами, позволять использовать привычные жесты для перелистывания страниц, детализации, масштабирования и др. В-третьих, должна поддерживаться работа в режиме offline, без подключения к сети. Это позволяет пользователям работать с информацией, например в самолете или в удаленных регионах.
В-четвертых, важна безопасность и разграничение прав доступа. Возможность подключения к серверу должна быть доступна только с определенных устройств или, наоборот, закрыта, например, для утерянных устройств. Пользователям, аналогично привычному способу работы через web, должны быть доступны определенные объекты (отчеты и панели) в системе и определенные данные в них.
В целом, бизнес от решений мобильной аналитики ждет разные режимы доступности, актуальность информации, возможность быстро дать указания и примечания к цифрам, хранение истории, разграничение доступа к данным и механизмы авторизации, легкость поддержки и развития решения, интеграция мобильных решений с корпоративными системами и так далее.
Опциональный подход
Вендоры ПО отмечают, что в России системы класса BI не используются в полной мере: круг пользователей системы в компании, как правило, достаточно узок, и использует только часть функциональных возможностей. Лишь единицы аналитиков в компаниях, по словам Алексея Мещерякова, работают непосредственно с инструментами анализа данных и построения отчетности. «Большинство же компаний ограничиваются заранее преднастроенными отчетами и панелями», – констатирует он.
Мобильная аналитика в России представляет собой молодой рынок, который растет фактически с нуля. Если раньше драйвером роста были руководители компаний, то сейчас движение отрасли придают специалисты и менеджеры без привязки к основному месту работы. «Раньше, даже при наличии мобильных устройств в организации, в приоритете было формирование «настольных» аналитических решений. Когда эти задачи решены, возникает потребность сделать данные доступными и мобильными», – говорит Анна Свиридова.
Несмотря на то, что вендоры наблюдают в последнее время рост мобильной бизнес-аналитики, отделять его от темпов роста «классической» бизнес-аналитики не следует. Многие компании, ранее не использовавшие «классическую» BI, выбирают решения, в которых мобильное приложение присутствует как опция. «С другой стороны наблюдается тенденция роста использования мобильной аналитики компаниями, которые в силу различных факторов не внедрили приложения в свои бизнес-процессы», — говорит Андрей Пивоваров. Он добавляет, что в выигрыше оказываются вендоры, которые предлагают комплексные решения, позволяющие анализировать самые актуальные данные в мобильном приложении.
Бизнес-аналитику ждет мобильность
Большинство клиентов, по данным участников рынка, считают наличие мобильной аналитики критичным или очень важным требованием. Такая тенденция сохраняется на протяжении года. В свою очередь аналитики отмечают три важнейшие причины активного интереса к мобильным платформам: уверенность, что мобильная аналитика даст конкурентные преимущества; необходимость повысить эффективность работы выездных сотрудников; и недопустимость задержки в принятии решений из-за неактуальных данных.
Кроме того, спрос на мобильную аналитику отчасти будет расти и за счет популярности планшетов и смартфонов, что будет обусловлено снижением стоимости на эти устройства.
Сдерживающими факторами для развития рынка мобильных приложений могут стать требования служб информационной безопасности компаний, которые скептически относятся к возможности предоставления данных на мобильных устройствах. Внедрение мобильных BI-решений, стоимость которых по карману лишь крупным компаниям, также является преградой для распространения сервисов мобильной BI. Однако, по словам Андрея Пивоварова, российские менеджеры готовы делать инвестиции и считают мобильные аналитические приложения приоритетным направлением.
В 2012 г. рынок BI-систем России и стран СНГ вырос на 15%, составив 39,6 млрд руб. В 2011 г. показатель оценивался в 34,5 млрд руб. Такие данные приводит TAdviser, отмечая, что в расчет взяты лицензии и услуги. Однако эксперты затрудняются оценить рынок мобильной бизнес-аналитики, потому что она зачастую идет лишь опцией к классической BI.
Большинство участников исследования Dresner Advisory Services в 2012 г. отмечали, что уровень проникновения BI в их организации достигает 10%, тогда как в 2010 г. они не скрывали нулевого присутствия таких сервисов в своих компаниях. Сейчас планы многих компаний по внедрению мобильной аналитики до 2015 г. более чем агрессивны.
Мобильный BI: планы развертывания до 2015 г. включительно
Источник: Dresner Advisory Services, 2013
Согласно тому же исследованию Dresner Advisory Services, если в 2010 г. 52% пользователей находили решения мобильной аналитики важными, то к концу 2012 г. этот показатель составил 61%. В целом мобильную BI ждут очень серьезные перспективы: соотношение мобильных и традиционных BI-проектов к 2015 г. в мире составит 4:1, такой прогноз дает Gartner.