Спецпроекты

На страницу обзора
Региональное присутствие: на первом месте надежность
Российские банки в последнее время постепенно централизуют собственную инфраструктуру. Тем самым они стремятся сделать ее более гибкой и управляемой. Однако некоторые банки также выходят в регионы, строя резервные ЦОДы и перенося туда отдельные ИТ-компетенции. В обоих случаях банки сталкиваются с кадровыми проблемами. Регионы привлекательны отсутствием завышенных запросов на оплату, но продвижение в них банков может быть остановлено из-за неблагоприятных экономических предпосылок.

Некоторые российские банки, проделав путь от малых кредитно-финансовых учреждений до крупных федеральных игроков, сейчас имеют инфраструктуру в регионах, в городах нахождения головного офиса. Так, у «МДМ банка» в Новосибирске размещены ЦОДы, серверные филиалов и менее крупные серверные помещения дополнительных офисов.

По словам Эллиота Гойхмана, начальника департамента информационных технологий «МДМ банка», правильно организованный ЦОД и резервный ЦОД являются дорогостоящими элементами инфраструктуры не только в создании, но и в эксплуатации. «Поэтому мы придерживаемся подхода максимальной централизации ЦОДов, но дублируем их не только в пределах города размещения (ЦОД Москва – Р-ЦОД Москва), но и в масштабе страны (ЦОД Москва – ЦОД Новосибирск). Будучи банком с богатой историей слияний и поглощений, большая часть регионов для строительства и размещения инфраструктуры «МДМ Банка» была выбрана исходя из уже имеющихся площадей и подготовленных серверных помещений», – говорит он.

Михаил Северов, руководитель стратегических проектов департамента информационных и банковских технологий банка DeltaCredit, говорит, что региональное разделение ИТ-инфраструктуры банка оправдано только в том случае, если это позволяет получить экономию и не приносит существенных дополнительных рисков и расходов.

Он также приводит удачные примеры регионального разделения инфраструктуры. По его словам, некоторые банки создают в регионах резервные ЦОДы, дублирующие функции основного и отвечающие за задачу обеспечения бесперебойности функционирования сервисов ИТ. Кроме того, некоторые кредитно-финансовые учреждения выносят подразделения разработки и технической поддержки в регионы, что позволяет сократить расходы на аренду рабочих площадей и зарплату сотрудников. Но это приводит к кадровым проблемам. «Ведь квалифицированные ИТ-специалисты, как правило, стремятся переехать в Москву, поэтому найти в регионах хороших администраторов баз данных или разработчиков достаточно сложно», – отмечает Михаил Северов.

shema_plotnosti.jpg

Среди примеров переноса инфраструктуры в регионы есть и отрицательные примеры. «Многие банки, сталкиваясь с ростом нагрузки на АБС и сложностью поддержки систем в режиме 24х7, принимают решение разделить их на несколько отдельных систем для каждого региона. Но при этом вместо использования принципа централизованного удаленного управления создают в каждом регионе отдельный штат ИТ-специалистов. Подобный метод является, скорее, экстенсивным, поскольку усложняет общую инфраструктуру и приводит к существенному росту расходов на ее поддержку», – говорит Михаил Северов.

Централизация как панацея

Однако крупнейшие банки, изначально присутствовавшие во многих регионах России, либо изначально имели централизованную инфраструктуру, либо уже завершили процессы централизации. Это объясняется несколькими причинами.

По словам Сергея Русанова, члена правления ВТБ24, директора департамента банковских и информационных технологий, одна из важных причин, по которой банк на протяжении последних нескольких лет вел процесс централизации инфраструктуры на базе головного офиса (Москва), это способность такой конфигурации быть более гибкой. «Для успешного ведения бизнеса любая коммерческая организация должна уметь быстро реагировать на изменения рынка, вновь появляющиеся возможности и потребности. Для этого требуется определенная гибкость, в том числе и от ИТ-инфраструктуры. Такая гибкость обеспечивается в настоящий момент централизацией основной ИТ-инфраструктуры на базе головного офиса», – говорит он.

В результате централизации в ВТБ24, функции, процессы, и компетентные ИТ-службы были сконцентрированы в головном офисе и семи базовых филиалах. Это позволило, во-первых, существенно сократить затраты на предоставление ИТ-сервисов, во-вторых, значительно повысить их качество.

По словам Сергея Русанова, в региональных подразделениях ВТБ24 размещены минимально необходимые элементыИТ-инфраструктуры, построенные по единой типовой схеме. Их задача – обеспечивать коммуникации внутри банка.

Михаил Северов отмечает, что его банк также пошел по пути централизации ИТ-инфраструктры и ИТ-подразделений, исключая их региональное разделение. «Это позволяет сократить расходы на их поддержку и развитие. В регионах находятся только сетевые сервисы, обеспечивающие бесперебойное подключение к банковским системам, а также аутсорсинговые компании, позволяющие сократить расходы на разработку и поддержку пользователей в регионах», – говорит он.

Однако при региональном дроблении и централизации возникает кадровая проблема. В первом случае необходимы квалифицированные кадры в регионах, а во втором – высокие потребности ИТ-специалистов и слишком высокая конкуренция на рынке труда. Дело в том, что при централизации инфраструктуры основным рабочим местом ИТ-специалиста становится Москва, где расположены штаб-квартиры крупнейших российских банков. Спрос на трудовые ресурсы существенно возрастает, что влечет за собой увеличение стоимости трудовых ресурсов.

Банки по-разному решают возникающие проблемы. Так, в ВТБ24, чтобы увеличить эффективность ИТ-служб, запустили проект по усилению присутствия таких подразделений в регионах, там, где рынок труда не так сильно перегрет, а стоимость ИТ-специалистов и недвижимости существенно ниже, чем в столице.

С развитием бизнеса расширяется круг задач в области ИТ-технологий, при этом одновременно требуется и сокращение затрат на содержание ИТ-служб банка. «В связи с этим мы планируем усиливать региональное присутствие ИТ-служб в регионах за счет постепенного перераспределения ИТ-ресурсов из головного офиса на региональную площадку, там, где стоимость ИТ-специалистов ниже, чем в Москве. В планах также – запустить дополнительную региональную площадку в Екатеринбурге для размещения ИТ-служб не позднее 1-го квартала 2014 года», – добавляет он.

В свою очередь Эллиот Гойхман считает, что точечные переносы отдельных центров ИТ-компетенций больших банков в регионы с более низким уровнем оплаты труда станут трендом. Банки будут открывать центры поддержки клиентов, обработки вызовов, создавая аутсорсинговые центры разработки внутри страны, полагает он.

Перспективы

Как отмечают эксперты, чаще всего в регионах банки размещают архивы и резервные ЦОДы. Дело в том, что стоимость аренды, электроэнергии, водоснабжения и прочих услуг в регионах значительно дешевле.

Федеральный округ 1.07.13 1.08.13 1.09.13
Центральный 571 569 564
Северо-Западный 70 70 70
Южный 46 46 46
Северо-Кавказский 48 46 46
Приволжский 105 105 106
Уральский 43 43 43
Сибирский 50 50 50
Дальневосточный 23 22 22
Российская Федерация 956 951 947

Источник: ЦБ РФ

*самостоятельные КО

Региональное присутствие инфраструктуры значительно повышает надежность ИТ и бизнес-процессов банков, т.к. при отказе основных серверов резервные не будут затронуты, объясняет такой выбор Юрий Терехин, директор департамента по работе с финансовыми институтами компании «Форс». «Крупные банки будут более активно переносить в регионы ЦОДы для экономии своих затрат на ИТ-инфраструктуру, так как в крупных городах стоимость аренды, электроэнергии, водоснабжения, услуг и т.д. будет расти опережающими темпами по сравнению с регионами. В то же время качество услуг и снабжения в «хороших» регионах будет повышаться. Централизация ИТ-затрат и обслуживания в многофилиальных банках будет усиливаться и дальше», – добавляет он.

Также в последнее время крупные банки стали рассматривать и вопросы выноса из городов основных ЦОДов ради снижения стоимости ИТ-инфраструктуры в целом.

В свою очередь Алексей Антонов, директор по маркетингу, R-Style Softlab, отмечает, что необходимость снижения издержек и оптимизация бюджетов всегда была ключевым фактором для любого бизнеса. «В связи с этим регионы приобретают все большую привлекательность, где подрастающее поколение талантливых ИТ-специалистов и отсутствие завышенных запросов на оплату сформировали более благоприятный рынок труда. Вероятнее всего, этот тренд только усилится, банки продолжат перенос ключевых ИТ-служб в региональные центры», – прогнозирует он.

По его словам, ИТ-компании, разрабатывающие ПО для банков, развиваются в аналогичном направлении: либо открывают региональные филиалы, либо формируют проектные команды для выполнения конкретных нужд региональных подразделений банков.

Однако экономические предпосылки для ИТ-служб банков в регионах сейчас носят неблагоприятный характер, что может привести к снижению присутствия ИТ-служб в регионах. «Учитывая опасения, которые озвучивали эксперты ведущих банков о неравномерном распределении долговой нагрузки по регионам, и данные по изменению уровня просрочки и доходов, можно предположить, что движение по усилению регионального присутствия ИТ-служб будет ограничено. В целом по рынку можно ожидать отсутствие роста или даже свертывание присутствия региональных ИТ-служб за счет повышения внутренней эффективности подразделений и замены на централизованные подразделения ИТ», – полагает Элиот Гойхман.

Виталий Мосеев

Подписаться на новости

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Банк Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.)
1 Сбербанк 17 055
2 ХКФ Банк * 954
3 Юникредит Банк 878
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
№  Компания Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС)
1 Крок 15 935 758
2 Ай-Теко 14 426 000
3 IBS* 9 672 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Компания Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС)
1 Крок 15 935 758
2 Ай-Теко 14 426 000
3 IBS* 9 672 000
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Банк Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.)
1 Сбербанк 66 800
2 Россельхозбанк 1 535 *
3 Газпромбанк 865
Подробнее