Спецпроекты

На страницу обзора
Как строится IP-телефония: виды VoIP-устройств

В этой статье будут рассмотрены самые распространенные на данный момент виды VoIP-оборудования, позволяющего пользоваться IP-телефонией. Речь пойдет об основных свойствах, преимуществах и недостатках каждого типа устройств, что поможет выбрать наиболее оптимальное решение для ваших задач.

Упрощенно работу IP-телефонии можно разбить на три этапа:

  1. Звуковой сигнал конвертируется из аналогового в цифровой.
  2. Цифровые данные, в свою очередь, кодируются и сжимаются, а затем передаются через интернет на устройство адресата.
  3. На этом устройстве происходит расшифровка и воспроизведение.

Протокол шифровки голосового сигнала носит название VoIP. IP-телефония получила широкое распространение благодаря двум основным факторам:

  • Во-первых, IP-телефония дешевле аналоговой связи, поскольку для ее функционирования нужен лишь интернет, а необходимое оборудование относительно недорогое. Экономия составляет до 90%, по подсчетам специалистов. Особенно это касается звонков на большие расстояния, в другие страны.
  • Во-вторых, у IP-телефонии более широкий функционал. С помощью несложного программного обеспечения можно вести запись звонков в целях контроля качества, мгновенно загружать эти записи в CRM-системы, поддерживающие такую функцию. Это помогает держать коммуникацию с клиентами под контролем. Многие другие функции, такие как удержание вызова, автоответчик, многоканальная линия, обеспечиваются функционалом компьютерных программ и не требуют дополнительной оплаты, как в случае с сотовой связью.
Подавляющее большинство крупных и средних компаний уже перешли на IP-телефонию

Именно поэтому подавляющее большинство крупных и средних компаний уже перешли на IP-телефонию. В том числе у мелких фирм и индивидуальных предпринимателей также в последние годы данная технология пользуется большим спросом.

Рейтинг провайдеров IP-телефонии 2022

В плане технической реализации IP-телефонии возможно применение различных видов VoIP-оборудования. Ниже будут рассмотрены основные из них.

Обычные аналоговые телефоны и VoIP-шлюз.

VoIP-шлюз — это лучшее решение в том случае, если в данный момент в компании уже есть аналоговые телефонные аппараты.

Подавляющее большинство крупных и средних компаний уже перешли на IP-телефонию. В сегменте СМБ и ИП эта технология также пользуется большим спросом

Технология аналоговой связи заключается в том, что голос передается по телефонным проводам путем преобразования в электрический сигнал. Эта телефонная линия является средним звеном между аналоговым устройством и АТС, в которой есть нужные данные об абонентах.

Каким образом в данном случае обеспечивается связь через IP-телефонию? Для этого существуют специальные IP-адаптеры с VoIP-шлюзами. Такое решение наиболее удобно будет организациям, в которых уже есть оборудование и готовая система аналоговых стационарных телефонов. Адаптеры конвертируют аналоговый голосовой сигнал в цифровой и передают его в интернет-связь.

Следует учитывать и недостатки такой системы. Так, могут возникать характерные шумы, свойственные аналоговой связи. Порой VoIP-адаптер понадобится перезагружать, и плюс к этому их бывает не так просто настроить. А от качества работы этого шлюза напрямую зависит стабильность соединения.

Проводные IP-телефоны

Это — специально созданное оборудование для осуществления и приема звонков через интернет. Подключаются они блоком питания и кабелем Ethernet. Такие телефоны рекомендуются, как самый надежный способ для приема звонков. У них почти не бывает поломок и стабильность соединения обеспечена физическим кабелем. Электропитание обеспечивается проводом, поэтому устройство не требует дополнительных элементов питания и подзарядки.

Проводные IP-телефоны не требуют элементов питания и подзарядки. За это приходится платить отсутствием мобильности

Также к такому телефону можно подключить гарнитуру, что особенно удобно для call-центров. Недостатком проводных IP-телефонов является отсутствие какой-либо мобильности. Из-за проводов сотрудник не может отойти от рабочего места, не прерывая звонок. Чтобы переместить рабочее место также нужно будет заново протягивать провода. Чтобы устранить этот недостаток существуют следующие два типа VoIP-оборудование, о которых речь пойдет ниже.

IP-телефоны с радиотрубкой

Такого типа устройства состоят из двух компонентов. Это подключаемая (также по Ethernet-кабелю) база и беспроводная трубка, которая подключается к базе с помощью радио-соединения. С радиотрубкой человек может свободно перемещаться по помещению во время звонка. К одной базе можно подключить до 8 трубок, что позволяет сэкономить на проводах.

Стабильность связи обеспечена также физическим кабелем, подключенным к базе. Однако на качество связи будет существенно влиять расстояние между радиотрубкой и базой. К этому также добавляются такие недостатки, как необходимость заряжать трубку, чтобы не допустить ее произвольного выключения.

Беспроводные IP-телефоны с проводной трубкой

При таком варианте телефон подключается к сети при помощи Wi-Fi. Преимущество в том, что телефон можно будет разместить в любой части кабинета, не затрачивая дополнительные провода. Однако такие устройства дороже. И, помимо этого, стабильность связи будет зависеть от качества Wi-Fi, которое может портиться при увеличении расстояния телефона от роутера.

Программная IP-телефония (софтфоны)

Такая технология представляет собой не отдельное устройство, а специальное программное обеспечение, которое устанавливается на ПК или ноутбук. При наличии компьютера никакое дополнительное оборудование приобретать и размещать на рабочем месте не требуется.

Для работы софтфона достаточно обычного компьютера, а вызов осуществляется кликом мыши в CRM-системе

Такие программы совместимы с любыми операционными системами. Если вы пользуетесь CRM-системой, для вас будет огромным преимуществом удобная интеграция таких систем с телефонией. Набор номера можно осуществлять одним щелчком мыши в CRM. Стабильность связи будет зависеть от быстродействия ПК, однако, как показывает практика, в большинстве случаев такие программы не требуют особенной производительности ПК благодаря своей простоте.

Минусов у такого решения два:

  1. Необходимость наличия гарнитуры.
  2. Необходимость подключать ПК к интернету по кабелю.

Эти минусы также существенно ограничивают мобильность, и сотрудник не сможет свободно перемещаться по кабинету, продолжая звонок. Однако у современных программ IP-телефонии существуют также версии для установки на смартфоны.

Софтфоны для смартфонов

Такое программное обеспечение представляет собой приложение, которое устанавливается на любые смартфоны с помощью AppStore или PlayMarket. Благодаря этой технологии можно осуществлять связь из любого места, где есть интернет, сотрудник не привязан к рабочему месту. Общение происходит практически так же, как по сотовой связи, приобретение гарнитуры также не требуется. Тем не менее, к сожалению, такой вариант реализации технологии VoIP является наиболее нестабильным с точки зрения качества соединения.

К сожалению, Wi-Fi и 4G — это нестабильная интернет-связь, на которую невозможно каким-либо образом повлиять. Телефон может терять соединение в зависимости от его расстояния до роутера или до вышки сотового оператора. Связь может пропасть прямо во время разговора. И еще одним недостатком является необходимость постоянной фоновой работы приложения, за которой нужно следить, иначе входящий вызов не поступит на смартфон.

Как выбрать VoIP-устройство из перечисленных видов? Прежде всего, нужно опираться на конкретные потребности и специфику работы, для которой требуется телефонная связь. Кроме того, для разных отделов можно комбинировать разные виды VoIP-оборудования.

Перейти к обзору IP-телефонии 2022

Интервью обзора