Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

Западных вендоров изгонят с локальных рынков

До конца этого десятилетия рынок ПК будет расти, в основном, за счет самых многонаселенных развивающихся стран — Китая, России, Индии, полагают исследователи. При этом западные бренды будут вытеснены на этих рынках местными сборщиками ПК, которые лучше понимают потребности массового потребителя.
К концу нынешнего десятилетия число персональных компьютеров в мире увеличится более чем вдвое и достигнет 1,3 млрд. штук (ныне — 575 млн.). Такие цифры приводятся в новом исследовании рынков 16 развивающихся стран, проведенном компанией Forrester Research. Массовая компьютеризация ожидает, прежде всего, Китай, Россию, Индию, Индонезию, Мексику.

На рынках развитых регионов мира, таких как США, Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион, к 2010 году будет куплено еще 150 млн. новых ПК. Более существенный рост будет происходить на развивающихся рынках — по прогнозу Forrester, к концу десятилетия там будут использоваться 566 млн. новых компьютеров. Для сравнения, в 2003 году в развивающихся странах использовали 75 млн. ПК — совокупные темпы годового роста (CAGR) этого рынка достигнут 31%.

Специалисты Forrester Research также пришли к выводу, что «киты» мировой сборки ПК (такие компании, как Dell и HP) в долгосрочной перспективе проиграют конкурентную борьбу фирмам, действующим на локальных рынках. «Сегодняшние продукты от западных вендоров ПК не будут доминировать на этих рынках в долгосрочной перспективе, — говорит старший аналитик Forrester Саймон Ятс (Simon Yates). — Напротив, местные производители ПК, такие как Lenovo Group в Китае и „Аквариус“ в России, которые могут лучше подобрать форм-фактор ПК, его цену и приложения согласно с требованиями своих рынков, в конечном итоге выиграют бой за долю рынка». В качестве примера понимания того, что местные сборщики ПК победят западных на рынках развивающихся стран, Forrester Research приводит продажу бизнеса ПК IBM китайской компании Lenovo Group. По мнению экспертов, IBM осознает, что основной рост рынка ПК придется на развивающиеся рынки, и стоит сделать ставку на местных вендоров.

Forrester Research иллюстрирует это следующим образом: процесс компьютеризации идет волнообразно. Первая волна, которую составили наиболее состоятельные, образованные покупатели, проживающие в городах, желает сменить свои ПК начального уровня на более мощные и обратит свой взгляд на известные западные бренды, такие как Dell, HP и IBM. Вторая волна состоит из потребителей, принадлежащих к «среднему классу», это самая массовая категория образованных людей, впервые покупающих ПК. Особое внимание они обращают на цену товара и его потребительские качества, а к брендам равнодушны. Здесь начинают доминировать местные производители, которые способны успешно адаптировать свои товары к локальным ценам и нуждам. Третья волна затрагивает сельских жителей — это массовый рынок, который производителям ПК будет сложнее всего завоевать. Такие потребители могут больше склоняться к альтернативе ПК — например, смартфонам. Эта потребительская категория наиболее чувствительна к ценам из-за низких доходов. В местностях, где они проживают, не хватает инфраструктуры, финансирования, линий связи и надежных источников питания для работы на ПК.

В связи с этим Forrester Research призывает производителей ПК, желающих завоевать рынки развивающихся стран, разрабатывать новые поколения компьютеров — более простых в использовании и обслуживании, износоустойчивых и недорогих, адаптированных под нужды конкретных покупательских групп.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Forrester Research делает также негативный прогноз в отношении программного обеспечения компании Microsoft. Высока вероятность, что местные компании-производители предпочтут бесплатные платформы Linux, чтобы снизить стоимость ПК, полагают эксперты. Корме того, Forrester прогнозирует победу беспроводных технологий над проводными. По их мнению, инвестиции в проводную инфраструктуру за пределами крупных городов не окупятся, так что сельским жителям придется подождать запуска беспроводных сетей, таких как WiMAX и 3G GSM.

По прогнозам Forrester Research, к 2010 году в Китае будет 178 млн. новых ПК, а в Индии — 80 млн. Несмотря на то, что Индия приобретает все большую известность как центр аутсорсинга, в этой стране один из самых низких в мире уровней распространения ПК. Тем не менее, к концу десятилетия он вырастет ежегодно на 37%. В Индонезии рост количества новых компьютеров составит 40% в год — с 2,6 млн. в 2003 году до 40 млн. в 2010 г. А в Мексике уровень распространения новых ПК достигнет 46 компьютеров на каждые 100 человек — это самый высокий показатель для всех исследуемых развивающихся рынков.