Разделы

Телеком Бизнес Мобильная связь

Убыточный СМАРТС рискует не быть проданным

Итоги работы компании СМАРТС в 2007 г. могут стать решающим фактором в эпопее по продаже оператора. Показанные компанией убытки в 437 млн рублей, по мнению аналитиков, могут поставить точку в попытке акционеров СМАРТС продать сотовый актив по желаемой стоимости. В то же время эксперты полагают, что основную ценность для конкурентов оператора представляют его абоненты.
Снижение показателя чистой прибыли ОАО «СМАРТС» по итогам 2007 г. до минус 437 млн рублей может либо поставить точку в деле о продаже активов сотового оператора, либо стать началом нового витка в развитии компании и затянуть продажу актива еще на год-два, считают аналитики.

В настоящее время на активы поволжского оператора претендует несколько покупателей. СМАРТС очень интересен компании МТС, которая в случае совершения сделки зайдет в Пензенскую область, не представленную на ее лицензионной карте. МТС таким образом сможет увеличить долю присутствия в Поволжье до более чем 30%, утвердившись на позиции лидера. Компания выставила оферту акционерам, что подтвердил источник в топ-менеджменте СМАРТС.

Достаточно привлекателен актив и для Tele2. Экс-президент и CEO «Tele2 Россия» Карл-Магнус Стенберг сообщал ранее, что компания рассматривает любые возможности по расширению бизнеса, которые соответствовали бы компании и предлагались бы по разумной цене, говоря, в том числе, и об активах ОАО «СМАРТС». В декабре прошлого года предложение акционерам СМАРТС делал и «Вымпелком», фактически добившись своего, но вмешался миноритарный акционер СМАРТС, компания «ВолгаТелеком». Воспользовавшись преимущественным правом на покупку, «ВолгаТелеком» помешал заключительному этапу сделки, что вынудило акционеров СМАРТС изменить организационно-правовую форму компании с ЗАО на ОАО.

В случае, если холдингу «Связьинвесту» удастся в судебной инстанции оспорить изменение организационно-правовой формы собственности СМАРТС и воспользоваться преимущественным правом выкупа, то доля холдинга на сотовом рынке Поволжья увеличится до 20%. По словам генерального директора компании СМАРТС Андрея Гирева, на сегодня акционеры ведут переговоры с 6 претендентами на активы компании, однако назвать их он отказался.

Убытки СМАРТС за 2007 г. могут оказать решающее влияние на стоимость компании при ее продаже
Убытки СМАРТС за 2007 г. могут оказать решающее влияние на стоимость компании при ее продаже

Если в конце 2007 г. акционеры СМАРТС были готовы продать компанию за $800 млн, то изменение организационно-правовой собственности и, как следствие, возможность объявления конкурса и возможный выход на IPO подняли стоимость актива до $1 млрд. Эксперт ИК «Финам» Владислав Кочетков оценивает реальную стоимость компании на сегодня в $400 млн. В то же время он отмечает, что в данном случае покупатели заплатят скорее за то, чтобы не дать усилиться в регионе конкурентам, и поэтому владельцы просят в 2,5 раза дороже.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева добавляет, что в данный момент основную ценность представляет абонентская база СМАРТС, а не его финансовые потоки. Она отмечает, что в той ситуации, в которой сегодня находится компания, она может позволить себе показать отрицательный показатель чистой прибыли без потерь для капитализации. Однако, в случае перерастания в тенденцию и при росте долговой нагрузки, это уже будет негативом, добавляет Зайцева. Она также считает, что сегодня покупка СМАРТС «Вымпелкомом» или МТС равноценна решению вопроса о лидерстве на российском рынке. Кроме того, СМАРТС сейчас — единственный крупный сотовый актив, который продается, и в условиях, когда лидеры рынка имеют существенный объем свободных средств, сделка становится крайне важной для них.

Город в Удмуртии задает новые стандарты цифровизации в области водоснабжения
ИТ в госсекторе

Иного мнения придерживаются эксперты AC&M Consulting. Аналитик компании Елена Саяпина, говоря об убытках компании и снижении ее чистой прибыли до отрицательного показателя, отметила, что это, скорее всего, неблагоприятно скажется на формировании цены при продаже актива. Саяпина полагает, что на сегодняшний день оператору удается удерживать абонентов за счет низких или безлимитных тарифных планов, о чем может свидетельствовать показатель ARPU в $5,8, что намного ниже среднего по России. Аналитик считает, что, дойдя до критического снижения по тарифным планам, оператор не сможет противостоять натиску конкурентов, что негативно скажется на абонентской базе. По ее мнению, сегодня операторы могут потянуть время, чтобы сбить цену на СМАРТС.

Специалист отдела продаж финансовой корпорации «Открытие» Артур Атанов считает, что вероятность сделки в ближайшее время невелика (напомним, попытки продать СМАРТС тянутся уже 6 лет). По оценке компании, справедливая цена СМАРТС составляет $800 — 900 млн. Цену в $225 за абонента Атанов объясняет тем, что среди клиентов СМАРТС присутствуют те, кто пользуются несколькими sim-картами, то есть также являются абонентами МТС или «Вымпелкома».

Председатель совета директоров компании СМАРТС и ее основной акционер Геннадий Кирюшин рассказал CNews, что показатели компании за 2007 г. никак не повлияют на стоимость активов. Он отметил, что те, кто разбирается в финансовой отчетности, понимают: продажа актива в Краснодаре помогла уменьшить долговую нагрузку.

Подписаться на новости Короткая ссылка