"Облака" "перекроили" рынок WCM
Согласно новому исследованию, заказчики уже готовы воспринимать решения для управления контентом (WCM) как отдельные бизнес-приложения. При этом наиболее востребованным являются универсальные и гибкие продукты, а также "облачные" WCM.Аналитическая компания Gartner выпустила ежегодное исследование рынка WCM-решений по итогам 2011 года. Согласно приведенным в нем данным, сейчас подобные продукты начинают рассматривать как составные элементы стратегии по оптимизации общения с клиентами через разные онлайн-каналы (использование инструментов веб-аналитики, управления цифровыми активами, веб-CRM и другое ПО). По мнению аналитиков, эта тенденция вызывает четыре связанных следствия. Так, WCM начинает восприниматься заказчиками как бизнес-приложение, а не просто решение для повышения производительности труда. Кроме того, становится все более очерченным стремление получить кроссплатформенную и гибридную технологию. Помимо этого, в понимании клиентов повышается ценность интеграции WCM с другими решениями. И, наконец, растет спрос на "облачные" WCM. Заказчиками таких продуктов теперь становятся не только ритейлеры, СМИ и ИТ-компании, но и НПО, госпредприятия и образовательные учреждения.
Gartner оценивает выручку вендоров WCM-отрасли в 2011 году на уровне 1,2 млрд долларов (в 2010 году она была 1 млрд долларов), при этом 61% рынка сконцентрировано в Северной Америке, в регионе EMEA – 28%, а в азиатско-тихоокеанском – оставшиеся 11%. Аналитики предсказывают ежегодный рост рынка – к 2014 году он увеличится вдвое и будет составлять значительную часть родительского ECM-рынка (по итогам 2010 года доля WCM в ECM была на уровне 27%).
На основании сопоставительного анализа сильных и слабых сторон рыночных стратегий вендоров WCM аналитики Gartner составили текущий квадрант лидеров и аутсайдеров отрасли.
WCM-рынок 2011. Магический квадрат Gartner

Источник: Gartner, 2011
"Технологии Online Channel Optimization (OCO) реализуют подмножество концепции Web Content Management (WCM), выделяющее процедуры обмена информацией с пользователями через веб с целью их унификации и оптимизации. Кроме вендоров, производящих тиражируемые продукты и перечисленных в "магическом квадрате", я также отношу к игрокам на этом рынке и компании, тиражирующие не программные продукты, а услуги. Это все известные интернет-поисковики и онлайн рекламные сервисы, активно использующие технологии OCO, - комментирует отчет Gartner Виктор Сенкевич, технический директор PayDox. В частности, в Рунете, например, "Яндекс" и Бегун имеют очень развитые средства OCO, ведь, по определению, технологии контекстной рекламы должны использовать средства оптимизации показа контекстной рекламы в зависимости от предпочтений пользователей, приходящих на такие сайты. Также в настоящее время практически все производители ПО для интернет-магазинов, в том числе российские, используют средства анализа информации о пользователях для оптимизации информации предоставляемой пользователям, при этом собственно средства обмена информации с пользователями по веб-каналу также унифицируются и часто выделяются в отдельный пакет приложений. Такие приложения, реализующие концепцию OCO через универсальные средства обмена информации с пользователями по веб-каналу, например, в виде виджетов, уже активно предлагаются как поставщиками ИТ-услуг, так и поставщиками тиражируемого ПО".
Елена Иванова, директор отдела по маркетингу ЭОС, считает, что данный рынок настолько динамичен и настолько восприимчив к новым игрокам, что говорить о каких-то трендах здесь не стоит, так как игроки могут меняться очень динамично. "Безусловно, тренд на онлайн имеет место и используется в практической сфере, но тут важны вместе с этим еще два больших тренда, связанных с онлайн - это мобильность и облачность, и при расстановке игроков Gartner учитывал именно эти факторы в первую очередь, - расшифровывает результаты отчета эксперт.
Конечно, в итоге все бизнес-процессы, особенно при работе с клиентами и при продажах продуктов и услуг будут находиться в онлайн, но что касается России, то сейчас это на начальной стадии, однако те же интернет-магазины и тому подобное это некий очень предварительный этап на пути к WCM, что касается практической сферы. Кроме того, поскольку мобильность ставится во главе угла и в силу этого бизнес требует большей динамики, WCM-системы будут востребованы и в России, но для этого должна устоятся сначала "культура" работы в онлайн, работы именно с документами и с клиентами/партнерами". По ее словам, существующие игроки движутся в этом направлении, предлагают рынку возможности работы по такому формату, но сказать, что сегодня есть большое количество кейсов, нельзя. Рынок очень молод, он не устоялся и только формируется. Госпожа Иванова уверена, что для его формирования большим движущим фактором будет именно финансовая составляющая, т.е. экономия компаниями финансовых, временных, трудовых ресурсов, другими словами, возможность работы не просто в WCM, но и как SaaS.