Разделы

Телеком B2B

"Мобильный доктор" позволит удаленно мониторить состояние 5 тыс. пациентов

Первое мобильное решение в сфере медицины – Nuvola It Home Doctor - запущено в Италии. Разработанная по проекту Министерства здравоохранения Италии совместно с оператором TelecomItalia, технология позволяет врачам вести удаленное наблюдение за состоянием более 5 тыс. тяжелых пациентов.

Итальянский проект Nuvola It Home Doctor уже прошел тестовые испытания. Технология облегчила работу врачей, которые теперь могут давать рекомендации пациентам, не выезжая на дом. Кроме того, постоянный контроль за здоровьем повышает эффективность лечения и обеспечивает психологический комфорт для самого пациента, это особенно важно для неизлечимо и тяжело больных лиц.

Пробные испытания Nuvola It Home Doctor проходили в Туринской больнице Молинетт, в программе участвовала группа гериатрических больных. Пока функциональный набор программы рассчитан именно на группу лиц с этим заболеванием, однако компания Telecom Italia уже ведет работу над созданием мобильного приложения для мониторинга кардиозаболеваний и неврологических расстройств. По словам представителя оператора, сейчас сервисом пользуются уже более 5 тыс. пациентов.

В Европе уже предпринимались попытки аналогичных проектов - совместных с операторами связи. Например, в 2009 году компания Sorin Group (производитель кардиохирургической продукции) и Orange Business Services разработали решение для удаленного мониторинга состояния людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это решение позволяет врачам удаленно отслеживать показания приборов для управления сердечным ритмом, имплантированных пациентам. Данные передаются в систему мониторинга, находящуюся дома у пациента. Используя эти данные, врач может удаленно диагностировать аритмию, другие болезни сердца и своевременно назначить необходимое лечение. В результате снижается число госпитализаций пациента и значительно повышается качество жизни пациента.

В России также учатся реализовывать подобные проекты. С 2010 года согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга №1459 "О предоставлении специализированных услуг экстренной социально-медицинской помощи "тревожная кнопка" гражданам пожилого возраста и инвалидам в Санкт-Петербурге" работает городской социальный проект "Система Забота".

Более 7 тыс. пожилых людей получают помощь в решении текущих проблем со здоровьем, ЖКХ, МЧС, социальными службами, нажимая всего на одну кнопку. "Диспетчер выслушивает его, зачастую успокаивает, привлекает необходимые для решения проблемы организации и затем курирует качество и факт отработки обращения", – рассказывает руководитель проекта Константин Лившиц. Операторами-партнерами проекта выступают все три представителя "большой тройки".

"Около 4 тыс. жителей в разных районах города обеспечены устройством "тревожная кнопка" с sim-картой "Билайн", - отмечает руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента компании "Вымпелком" Евгения Григорьева. Не более 20% клиентов системы обслуживаются как частные клиенты, абонентская плата составляет 700 рублей в месяц.

По оценкам Константина Лившица, проект система должна быть готова к расширению клиентской базы до полумиллиона. "Для сравнения, в Германии 25-30% пенсионеров пользуются услугами подобных организаций", – говорит он.

Александр Грицай, Forecast NOW: Как сделать продукт для управления запасами лучше, чем у многомиллиардных ИТ-корпораций?
Импортозамещение

"Мобильная медицина получила широкое распространение на Западе и неминуемо займет свою нишу на Российском рынке в ближайшие 3 года. В России уже сейчас некоторые компании предоставляют сервисы мобильной сигнализации (экстренный вызов помощи в основном для пожилых людей, и людей с ограниченными возможностями), некоторые разработчики создают мобильные медицинские приложения", – рассказывает Евгения Григорьева.

"Развитие подобных систем в Россииимеет большой потенциал, особенно в крупных городах, где высокая занятость населения не оставляет времени для личных встреч с доктором, – считает руководитель группы маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ Дарья Абрамова. – Такие проекты актуальны и потому, что не во всех регионах нашей страны есть врачи с редкой специализацией (например, флеболог, нефролог, трихолог). Подобные системы актуальны также для тяжелых больных, которые не могут свободно перемещаться".

С другой стороны, такие решения зависят от качества сети, доступности мобильного интернета. То есть операторы должны обеспечить регионы соответствующей инфраструктурой. "Сегодня подобные проекты имеют перспективу только в крупных городах", – говорит Дарья Абрамова.

По мнению Евгении Григорьевой, основным барьером развития мобильных приложений в России является необходимость информатизации медицинских учреждений и неготовность наших врачей и пациентов к подобным сервисам.

В погоне за трендом на супераппы
Цифровизация

Точных оценок эффективности мобильной медицины нет, но множество исследований говорит о сокращении временных и финансовых затрат медицинских учреждений, улучшении качества жизни пациентов, снижении числа критических ситуаций. "По данным одногоиз исследований, проведенных в Великобритании, обычное SMS-напоминание сокращает число пропущенных приемов врача на 26-39%", – приводит пример Евгения Григорьева.

Наталья Анищук