Разделы

Телеком

Мобильники становятся полноценными кошельками

В Японии начинается широкомасштабное внедрение мобильных телефонов, одновременно выполняющих функции электронного кошелька и паспорта. Учитывая преимущества, которые дает пользователям эта технология, можно ожидать ее распространения и в других регионах мира, — Япония, как всегда, является здесь первопроходцем.
Компания NTT DoCoMo, крупнейший оператор мобильной связи в Японии, 17 июля объявила о выпуске первого телефона-бумажника. Для выполнения платежных операций в мобильном телефоне установлен смарт-чип FeliCa производства корпорации Sony. Денежные операции производятся путем быстрого перемещения телефона перед сканером. Конкуренты не отстают: второй по величине мобильный оператор, компания KDDI, планирует предложить своим пользователям телефоны, оснащенные подобной функцией, в следующем году. Японский филиал Vodafone уже проводит испытания подобной технологии, сообщает Reuters.

Несмотря на относительную новизну идеи совмещения функций телефона и платежного электронного средства в одном устройстве, сама технология смарт-чипов в странах Азии не нова. Так, жители японских пригородов пользуются билетами на электрички Suica со встроенными чипами FeliCa уже третий год, а 9 тыс. магазинов, ресторанов и торговых точек по всей стране принимают платежи с помощью карточки предоплаты с пополняемым балансом Edy. Восточно-японская железнодорожная компания, планирующая предложить мобильный сервис Suica уже в этом году, заявила, что в настоящее время в Японии насчитывается более 8 млн. их владельцев. Число выпущенных карт Edy достигло 4,5 млн. штук.

«Основное преимущество Edy — в том, что она избавляет от ношения мелочи, да и расчет осуществляется быстрее», — говорит Такаши Накамура (Takashi Nakamura), менеджер компании bitWallet, которая использует сеть Edy. По его словам, пользователей привлекают также дополнительные удобства, которые предоставляют им торговцы — в частности, всевозможные скидки.

По мнению г-на Накамура, еще рано говорить об экспорте технологии за рубеж, в Европу и в США. Тем не менее, само название карты Edy является аббревиатурой названий основных валют мира — евро, доллара и иены, что свидетельствует о далеко идущих планах японских разработчиков.

В других странах Азии также начинают работать аналогичные платежные системы. В Гонконге для оплаты проезда на поездах, в автобусах, на паромах, а также для оплаты парковки или покупок используются смарт-карты Octopus. Аналогичная система действует и в Сингапуре.

«Полагаю, что телефоны с чипами FeliCa найдут спрос практически в любом крупном городе», — полагает Казуйо Кацума (Kazuyo Katsuma), токийский аналитик в области телекоммуникаций. Он считает также, что изначально невысокие цены и самого чипа (несколько долларов), и оборудования для торговых точек (несколько сот долларов) также будут способствовать распространению новой системы.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Японские специалисты ожидают, что FeliCa изменит характер ежедневной потребительской и деловой активности. Специализирующаяся в области кредитных карт компания JCB уже выдала своим сотрудникам телефоны, которые одновременно исполняют функцию идентификационной карты. С их помощью также можно осуществлять покупки в кафетерии в офисе компании.

Компания Kokunai Shinpan, оказывающая финансовые услуги, и риэлторская фирма Hayakawa Fudosan обеспечили жильцов нового жилого комплекса на юге Японии телефонами с чипами FeliCa, которые служат одновременно ключами от самого здания и от собственной квартиры. С их помощью можно быстро оплатить счета, проведя телефоном перед считывающим устройством в главном холле здания.

Торговая сеть am/pm Japan попросила своих постоянных покупателей, пользующихся карточками Edy, указать некоторые сведения о себе — например, возраст. Это позволит компании выявить покупательские предпочтения и поможет правильно спланировать поставки товаров.

Многие покупатели выражают сомнения относительно идеи совмещения в одном устройстве функций и телефона, и платежной системы, и персонального идентификатора-"паспорта". Тем не менее, Казуйо Кацума большой разницы между новым устройством и обычным бумажником или кредитной карточкой не видит. «Нет нужды каждому носить их», — отмечает он. По его словам, основными потребителями новой системы станут «продвинутые» пользователи и люди, разбирающиеся в подобного рода вещах.