Спецпроекты

Luxoft продает банкам долги IBM, Dell и Samsung

Бизнес Финансовые результаты
Luxoft нашел интересный способ пополнения оборотного капитала: компания договорилась с рядом европейских банков о возможности продажи им дебиторской задолженности своих крупных клиентов, включая Dell, IBM, Samsung, Boeing и др.

Офшорный разработчик программного обеспечения Luxoft раскрыл на сайте Американской комиссии по ценным бумагам ряд своих договоров с крупными банками. В частности, Luxoft договорился с BNP Paribas и Deutsche Bank о возможности продажи им своей непросроченной дебиторской задолженности.

Согласно договорам, Luxoft, выполнив определенные разработки для своих крупных клиентов, может продать банкам соответствующую дебиторскую задолженность до наступления срока оплаты. К продаже предлагается задолженность, до наступления оплаты которой остается один-два месяца.

Банк выкупает задолженность с дисконтом, размер которого определяется исходя из дней, оставшихся до ее погашения, и размера кредитных ставок Libor либо Euribor. BNP Paribas прибавляет к дате погашения 6 дней, а к процентной ставке – 3% ежегодно, Deutsche Bank — 15 дней и 4% ежегодно соответственно. BNP Paribas готов выкупать у Luxoft задолженность таких клиентов, как Deutsche Bank, Boeng, UBS, Dell и IBM.

В случае с Deutsche Bank собственную дебиторскую задолженность банк, естественно, не выкупает. Зато, помимо вышеперечисленных компаний, он готов приобрести задолженности целого ряда крупных клиентов: Samsung, DHL, немецкого сотового оператора T-Mobile, производителей телекоммуникационного оборудования Juniper и Atheros Technology, производителя энергетического оборудования Alstom Grid, биржи энергоресурсов RWE Supply & Trading, поставщика аппаратуры для автомобилей Harman Becker, разработчика ИТ-решений для авиакомпаний Sita, финансовых компаний Merrill Lynch, Credit Suisse Securities и Citigroup.

Схему, которую использует Luxoft, можно отнести к факторинговым кредитам, когда банк предоставляет заем некой компании, а затем погашает его за счет оплаты товаров/услуг этой компании ее контрагентами. «При больших масштабах бизнеса Luxoft и значительном пуле контрагентов различного профиля использование механизмов факторинга выглядит вполне актуально, так как позволяет заметно сократить издержки по обслуживанию дебиторской задолженности и в целом повысить ликвидность, привлекая внешние средства», - отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

У факторинга, по сравнению с кредитом, будет несколько важных плюсов, которые должны обеспечить дальнейший поступательный рост спроса на этот банковский продукт, например, гибкость по срокам предоставления и погашения займа и отсутствие требования по обеспечению, добавляет Клягин.

А вот конкурент Luxoft – американский разработчик с белорусскими корнями EPAM – такие схемы не использует. Как говорит финансовый директор EPAM Илья Кантор, компания имеет достаточно денежных средств и денежный поток, а потому у нее нет необходимости в использовании дорогостоящих финансовых схем по краткосрочному кредитованию.

Также Luxoft заложил дебиторскую задолженность своих клиентов по кредитной линии, которую компании открыл Amsterdam Trade Bank на сумму до $18 млн. Речь идет о таких клиентах, как UBS, Deutsche Bank, IBM, Boeing и Harman Becker. Оплату услуг Luxoft они должны переводить на счета именно в этом банке.

Отметим, что на Deutsche Bank и UBS приходится 47% от общего объема заказов Luxoft. При этом в контракте с UBS оговорено, что в случае перехода Luxoft под контроль конкурентов этого банка, контракт может быть расторгнут.