Спецпроекты

IP-телефония: спасайся, кто может?

Бизнес
Новые правила регулирования телефонной связи, которые в ближайшее время должны быть утверждены правительством России, могут серьезно повлиять на бизнес операторов IP-телефонии. Участники рынка ищут пути консолидации или выхода из бизнеса.

Правила, утверждаемые сейчас правительством, не оставляют практически никаких шансов для операторов гибридной IP-телефонии, пропускающих звонки по каналам интернета, при том, что начинаются и заканчиваются они на обычных телефонных сетях. Подобный способ передачи звонков позволяет существенно сэкономить на междугородной и международной связи. Согласно перечню услуг, подлежащих лицензированию, операторам, предоставляющим такого рода сервис, придется получать лицензии на дальнюю голосовую связь. Однако для этого сначала необходимо обеспечить предоставление услуг на всей территории России, поэтому эти лицензии, по прогнозам самого Мининформсвязи, смогут получить лишь два-три традиционных телефонных оператора, тогда как операторы IP-телефонии окажутся вне игры. В дополнение к этому, в проекте «Правил присоединения сетей электросвязи» запрещается доступ с телефонных сетей общего пользования к узлам IP-телефонии.

Мининформсвязи объясняет необходимость в данных нововведениях предстоящей демонополизацией рынка дальней связи. Сейчас монополистом на этом рынке является «Ростелеком», но операторы IP-телефонии имеют право обходить его. «Де-факто рынок дальней связи уже демонополизирован, — говорит CNews руководитель департамента госполитики Мининформсвязи Виталий Слизень. — Но мы же не можем демонополизировать то, что и так демонополизировано. Поэтому сначала надо привести рынок к нормальному, цивилизованному состоянию». По мнению г-на Слизеня, гибридная IP-телефония в принципе не является IP-телефонией как таковой, тем более что ее операторы на многих направлениях пропускают трафик не по IP, а по традиционным телефонным каналам. Соответственно, в Мининформсвязи считают, что операторы IP-телефонии должны работать по тем же правилам, что и операторы традиционной.

Хотя новые правила окончательно еще не приняты, операторы IP-телефонии уже готовятся к тому, что для них настанут не лучшие времена. Как уже сообщал CNews, МГТС закрыла услугу IP-телефонии всего через два месяца после ее запуска. «К сожалению, разработчики нормативных актов к закону „О связи“ не учли предложения МГТС. — говорит начальник управления общественных связей МГТС Анатолий Верещагин. — После вступления этих правил в действие мы вернемся к данному вопросу и рассмотрим возможность продолжения предоставления услуги».

Действующие операторы IP-телефонии ищут различные пути минимизации влияния новых правил на свой бизнес. Так, из различных источников CNews стало известно о том, что владельцы «Зебры Телеком», одного из основных игроков на российском рынке IP-телефонии, рассматривают возможность продажи оператора. «Владельцы „Зебры Телеком“, проанализировав грядущие изменения, продали или пытаются продать свой бизнес», — поделился с CNews источник в российских регулирующих органах. Руководитель одного из крупных московских альтернативных операторов также подтвердил CNews, что владельцы «Зебры» выходили на него с предложением о покупке их бизнеса. По оценкам аналитиков, сейчас «Зебра» является лидером на рынке IP-телефонии, занимая, например, в Москве до 25% в потребительском сегменте. По итогам 2004 года официальный оборот компании составил $22 млн.

Правда, в самой «Зебре» информацию о продаже опровергают. «Это не правда, и не станет правдой, по крайней мере, в ближайшем обозримом будущем. Абсолютно точно могу сказать, что наша компания не меняла своих владельцев, — говорит гендиректор оператора Виктор Каледин. — Единственным нашим акционером остается зарегистрированная на Кипре компании Starford Investments. Ltd». Вместе с тем, г-н Каледин сообщил, что уже полтора года назад венчурный проект «Зебра Телеком» достиг точки развития, после которой целесообразным стало привлечение стратегических инвестиций. Готовясь к этому, компания ввела непрерывный аудит, внедрила сквозную систему управления, провела ряд других мероприятий, вделавших ее удобным объектом инвестиции. Уже полтора года компания ведет соответствующие переговоры с потенциальными инвесторами. «Обмен финансовыми документами с потенциальными инвесторами не означает полную продажу „Зебра Телеком“. С ними обсуждаются разные варианты, предусматривающие различные доли участия существующих и новых акционеров компании, в том числе, и возможность приобретения тех компаний, которые получают финансовые меморандумы „Зебра Телеком“. Это нормальный и давно идущий рабочий процесс. В рамках этого процесса, новые правила регулирования могут сделать одни проекты более привлекательными для стратегических инвестиций, другие — менее. Но, независимо от этого, стратегические инвестиции в отрасль IP-телефонии, будут оправданны и своевременны», — подчеркнул он.

В сложившейся ситуации продажа оператора IP-телефонии может стать крайне непростой задачей. «Вряд ли найдутся покупатели, готовые дать более $15-18 млн. за „Зебру“, при том что оборот оператора в прошлом году, по его собственным данным, составил около $22 млн., — полагает аналитик J’Son&Partners Борис Овчинников. — Дело в том, что будущее обоих карточных направлений бизнеса компании туманно: перспективы карточной IP-телефонии под большим вопросом из-за новых нормативных актов, а спрос на услуги коммутируемого доступа в интернет падает сам собой. Впрочем, „Зебра Телеком“ может компенсировать это успешным развитием других, не карточных, услуг на межоператорском и корпоративном рынках».

«Сейчас на рынке, за исключением полностью традиционных компаний, никаких сделок не проводится, — говорит вице-президент оператора „Корбина Телеком“ Александр Малис. — Всему виной неопределенность, связанная с тем, что никто не понимает, как будут выполняться новые правила. Вполне возможно, что компании, которые еще недавно считались лидерами рынка, вскоре не будут стоит практически ничего».

По пессимистическому прогнозу, после изменения правил работы многие существующие компании IP-телефонии будут работать подпольно. «Об этом говорит опыт Китая и Вьетнама. После введения регулирования рынка IP-телефонии операторы продолжили работать, но в подполье, перестав при этом замечать государство и платить налоги», — рассказывает г-н Малис. Есть и более законные способы работы операторов в новых условиях. «Оператор IP-телефонии может не только создавать собственные, но и арендовать у своих партнеров уже существующие точки присутствия, а может объединить свои ресурсы с каким-либо оператором международной связи», — считает г-н Каледин.



Технология месяца

NVMe: что нужно знать о новом интерфейсе передачи данных?

Рост популярности «датаемких» решений требует быстрых протоколов передачи данных.

Точки роста

На какие проекты расходуется четвертый по величине региональный ИКТ-бюджет

Игорь Никитин

министр ИТ Пермского края