Разделы

ПО Свободное ПО Открытое ПО

Аналитики: открытое ПО начинает теснить проприетарное

Новое исследование от Deutche Bank Analytics прогнозирует, что в мире развитых облачных технологий открытое ПО грозит стать по-настоящему серьезным конкурентом проприетарному программному обеспечению.

Аналитики Deutche Bank Analytics выпустили отчет, озаглавленный «The Torvalds Legacy - The Rise of Open Source», который демонстрирует, как изменилась картина противостояния между открытым и проприетарным ПО с начала 90-х, когда единственным заметными противником Microsoft была Red Hat, ныне компания-миллиардер.

«Открытое программное обеспечение стало мейнстримом внутри многих больших компаний, и появились десятки надежных поставщиков открытого ПО, которые достигли достаточного уровня для того, чтобы обслуживать крупных и требовательных корпоративных клиентов», - утверждают аналитики.

С другой стороны, проприетарные поставщики осознают серьезность этого вызова, так как сами интегрируют все больше и больше открытых компонентов в свои решения. Корпоративные приложения не пишутся с нуля, а собираются из сторонних открытых компонентов - такова «новая реальность» по мнению Deutche Bank.

Клиентам, в свою очередь, эта ситуация лишь на руку, так как давление со стороны открытого программного обеспечения заставляет проприетарных поставщиков следить за ценами, чтобы выдержать конкуренцию. К примеру, внедрение открытого фреймворка обработки «больших данных» Hadoop, по подсчетам Deutche Bank, обходится всего в 1/10 стоимости аналогичного проприетарного решения.

Наибольшее давление со стороны открытого ПО, по наблюдениям аналитиков, испытывают проприетарные вендоры в сферах управления данными и ИТ-инфраструктурой. Открытые решения в этих сферах все чаще оказываются более гибкими и справляются даже с такими объемами данных, которые собирались многие годы.

Отдельные компании также испытывают давление со стороны открытого ПО. Среди них Microsoft, которая конкурирует с открытыми продуктами Google и спорит с Red Hat за серверный рынок; Oracle и Teradata, которые соревнуются с поставщиками Hadoop и NoSQL; Informatica, конкурирующая с Talend; TIBCO, чьим противником является MuleSoft; и Adobe, которую испытывает на прочность Acquia.

Поставщики открытого ПО часто применяют демократичные модели продаж - к примеру, концепцию «попробуй, а потом покупай» - которые привлекают не только ИТ-директоров, но и маркетологов, и руководителей бизнес-подразделений.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Пока что аналитики сомневаются, что хотя бы одна компания, торгующая открытым ПО, может сделать миллиард, но по мере того, как приложения и данные все активнее уходят «в облака», эта ситуация может измениться.

Все больше поставщиков Open Source переходят на бизнес-модель, при которой программное обеспечение продается как услуга, в то время как сам его код открывается под свободной лицензией. Среди примеров - OpenShift, Acquia (Drupal), SugarCRM и целый ряд других компаний.

Аналитики ожидают, что развитие «облаков» окажет на поставщиков СПО прямой инфляционный эффект, так как оно предлагает им ясную стратегию монетизации. Проприетарным поставщикам, по мнению экспертов, следует готовиться к дефляционному эффекту.

С другой сторону, ряду открытых поставщиков придется закрывать код своих приложений хотя бы частично, чтобы повысить продажи. Так уже поступила компания Cloudera, предоставляющая платформу анализа данных на базе Hadoop. Ожидается, что к концу 2014 года прибыль компании от этого шага возрастет более чем на $100 млн.

Любовь Касьянова