Продажи смартфонов ушли в минус. Но не у всех
Несмотря на стагнирующий по итогам IV квартала и в целом 2018 г. глобальный рынок смартфонов, в накладе далеко не все производители: Huawei увеличила за год продажи смартфонов на 47,7%, а Nokia и вовсе их утроила.Рынок сокращается три квартала подряд
Глобальные продажи смартфонов по итогам четвертого квартала 2018 г. составили 365,2 млн штук, что на 5,7% меньше, чем за тот же период годом ранее. Таким образом, общее последовательное сокращение рынка наблюдается третий квартал подряд.
Негативный тренд также демонстрируют годовые показатели: согласно предварительным данным аналитиков компании IHS Markit, за весь календарный 2018 год было продано 1,41 млрд смартфонов, что на 2,4% меньше, чем 1,44 млрд смартфонов за 2017 год.
По данным IHS Markit, последний квартал 2018 г. подтвердил тенденцию на консолидацию рынка вокруг топовых производителей смартфонов: шесть компаний, занимающих верхние строчки рейтинга наибольших продаж за квартал обеспечили поставки порядка 75% всех смартфонов в глобальном масштабе. У большинства компаний вне этой шестерки продажи и соответствующие рыночные доли уменьшились за квартал в большей степени, нежели у лидеров.
Лидеры и аутсайдеры
Большинство компаний – лидеров рынка смартфонов, продемонстрировали в четвертом квартале 2018 г. отрицательную динамику продаж в штучном выражении, в том числе, Samsung, Apple, Oppo, Xiaomi, LG, Motorola, TCL-Alcatel и даже постоянно растущая Nokia.
На общем фоне снижения Huawei с квартальным приростом продаж на 49% смотрится новым лидером, нащупавшим «золотую жилу». Небольшой плюс – порядка 7%, также в последнем квартале года продемонстрировала компания vivo.
IV кв. 2018 | III кв. 2018 | IV кв. 2017 | |||||||
№ | Продажи, млн штук | Доля | Продажи, млн штук | Доля | Продажи, млн штук | Доля | Квартал к кварталу | ||
1 | Samsung | 70,2 | 19% | 70,9 | 20% | 74,3 | 19% | -1,0% | |
2 | Apple | 64,3 | 18% | 46,9 | 13% | 77,3 | 20% | 37,0% | |
3 | Huawei | 60,5 | 17% | 52 | 15% | 41 | 11% | 16,0% | |
4 | Oppo | 26,4 | 7% | 31,2 | 9% | 27,4 | 7% | -15,0% | |
5 | vivo | 25,2 | 7% | 28,9 | 8% | 23,5 | 6% | -13,0% | |
6 | Xiaomi | 24,8 | 7% | 33,3 | 9% | 28,2 | 7% | -26,0% | |
7 | LG | 11,1 | 3% | 11,6 | 3% | 13,9 | 4% | -4,0% | |
8 | Motorola | 10,1 | 3% | 10,7 | 3% | 11,4 | 3% | -6,0% | |
9 | TCL-Alcatel | 4,5 | 1% | 5,7 | 2% | 4,8 | 1% | -21,0% | |
10 | Nokia | 4,2 | 1% | 4,5 | 1% | 4,4 | 1% | -7,0% | |
Остальные | 63,3 | 18% | 59,9 | 17% | 81,3 | 21% | 6,0% | ||
Всего | 365,2 | 355,6 | 387,4 | 3,0% |
По итогам четвертого квартала 2018 г. Samsung Electronics смогла продать только 70,2 млн смартфонов, что на 5,5% меньше чем за аналогичный период предыдущего года. Как следствие, рыночная доля компании уменьшилась до 19,2%.
Основное воздействие на продажи Samsung оказал растущий прессинг со стороны китайских брендов, и именно это подтолкнуло компанию на пересмотр своей бизнес-стратегии по продвижению новых технологий. Так, первая тройная камера Samsung появилась в смартфонах Galaxy A, а не в топовой линейке Galaxy S, при этом первая в мире счетверенная камера также дебютировала в смартфоне Galaxy A9 среднего ценового диапазона.
Годовые продажи Samsung снизились на 8% до 290 млн смартфонов (316 млн смартфонов в 2017 году). Аналитики IHS Markit подчеркивают, что впервые с 2014 года Samsung не осилила планку продаж в 300 млн штук.
Квартальные продажи Huawei увеличились на 47,7% год к году и достигли 60,5 млн смартфонов. Для компании это уже четвертый подряд квартал с двузначными показателями роста, который наблюдается почти во всех регионах планеты за исключением Северной Америки.
Годовой итог Huawei тоже впечатляющий: с 35% годовым приростом компания впервые взяла планку в 200 млн смартфонов и закончила год с продажами в количестве 206 млн смартфонов (153 млн за предыдущий год). Также хорошо выглядит 30% рывок Xiaomi до отметки в 120 млн смартфонов (92 млн в 2017 г.).

По мнению аналитиков IHS Markit, одной из причин взрывного роста продаж смартфонов Huawei стал «патриотический фактор», за счет которого китайские покупатели стали отдавать предпочтение отечественному производителю.
В 2018 году Huawei впервые сместила Apple со второй строчки рейтинга глобальных продаж смартфонов в штучном выражении. Тем не менее, сложности компании с развертыванием сетевых инфраструктур в США и других странах несут потенциальную угрозу объемам продаж компании при переходе пользователей к смартфонам для сетей поколения 5G.
Квартальные продажи смартфонов Apple снизились на 16,9% до 64,3 млн iPhone (77,3 млн за тот же период 2017 года). Основными причинами снижения продаж аналитики называют сложности с китайским рынком, а также достаточно высокие цены на новые iPhone 2018 года.

№ | Компания | 2018, млн шт. | 2017, млн шт. | |
1 | Samsung | 290 | 316 | |
2 | Huawei | 206 | 153 | |
3 | Apple | 205 | 216 | |
4 | Xiaomi | 120 | 92 | |
5 | Oppo | 115 | 118 | |
6 | vivo | 104 | 95 | |
7 | LG | 45 | 56 | |
8 | Motorola | 39 | 38 | |
9 | TCL-Alcatel | 17 | 21 | |
10 | Nokia | 15 | 5 | |
Остальные | 254 | 334 | ||
Всего | 1 410 | 1 444 |
Неудержимый двузначный прирост продаж смартфонов Xiaomi с начала года был остановлен в последнем квартале 2018: компании удалось продать только 24,8 млн смартфонов, что на 12,1% меньше, чем 28,2 млн штук в четвертом квартале 2017 г.
По мнению аналитиков IHS Markit, такие бренды как Xiaomi, Oppo и Vivo стали жертвами сокращающегося спроса на смартфоны в Китае – на фоне усилившегося давления со стороны брендов Huawei и Honor.
Абсолютным лидером роста стала Nokia: 175% прирост продаж, с 5 млн штук в 2017 г. до 15 млн штук в 2018 г. В прошлом году финская HMD Global, владеющая брендом Nokia на смартфоны и гаджеты, сфокусировала свое внимание на продажах смартфонов среднего и бюджетного ценовых сегментов в таких регионах как Европа, Азия и Африка, что определенно оказалось верной бизнес-стратегией. В ближайших планах компании – экспансия на рынок Северной Америки.