Разделы

Интеграция Внедрения

QlikTech и TAdviser изучили опыт использования BI-систем в России

Компания QlikTech, разработчик систем класса Business Discovery — бизнес-анализа, выполняемого конечными пользователями, и деловой портал TAdviser провели исследование «Практический опыт использования BI-систем в России». Целью исследования стал анализ основных тенденций использования российским бизнесом BI-систем, а также соотношения потребностей различных отраслей и используемого ими на практике функционала решений для бизнес-аналитики, рассказали CNews в QlikTech.

В опросе приняли участие 342 представителя российских компаний — ИТ-специалисты и сотрудники бизнес-подразделений. В соответствии со специализацией респондентов предлагались две группы вопросов: одна была ориентирована на ИТ-специалистов, вторая — на сотрудников бизнес-подразделений.

Примечательно, что не все участники опроса используют в своей работе BI-системы: 21,99% лишь планируют внедрять бизнес-аналитику, а 16,42% не используют её в принципе. При этом среди наиболее часто озвученных причин отсутствия BI-системы на предприятии оказались недостаток информации о представленных на рынке решениях, их дороговизна, неструктурированность баз данных компании и неготовность ИТ-инфраструктуры. Некоторые респонденты также отмечали наличие негативного опыта внедрения систем бизнес-анализа и даже консервативность руководства, считающего инвестиции в развитие аналитики «непрофильными затратами».

Так, опрос бизнес-пользователей, в котором приняло участие 160 человек, показал, что более половины всех необходимых для принятия решений данных бизнес-персонал получает без чьей-либо помощи: 29,52% респондентов самостоятельно формируют необходимые отчеты, еще 24,29% — получают нужную информацию напрямую из внутренних ИТ-систем. Примечательно, что самостоятельно получать данные приходится даже топ-менеджерам крупных компаний, хотя для этой категории опрошенных на первом месте оказались получение данных от аналитиков и генерация отчетов из ИТ-систем.

Увеличить
Распределение участников опроса по отраслям

Данные из аналитических отделов получают 15,95% опрошенных, 10,24% — из других подразделений компании, а 5,48% — по запросу из ИТ-подразделений. 13,81% респондентов за необходимой информацией вынуждены обращаться к внешним источникам — интернету, сторонним аналитическим исследованиям или внешним системам.

Между тем, потребность в регулярной аналитике у бизнес-подразделений высокая — независимо от того, есть ли BI в компании. 49,07% респондентов она необходима ежедневно, 26,9% — еженедельно. Ежемесячно нужна аналитическая информация 19,88% опрошенных, не сколько раз в год — 4,35%. И лишь 0,62% респондентов вообще не ощущают потребности в таких данных.

В компаниях, уже использующих BI-систему, ситуация несколько меняется: ежедневно нуждаются в аналитических данных 63,16% респондентов, что почти на 15 пунктов больше, чем общий показатель. Соответственно распределились и показатели частоты использования BI-системы в бизнес-подразделениях. 68,42% из тех, в чьей компании внедрена BI-система, пользуется ее возможностями ежедневно, 18,95% — еженедельно, 9,47% — ежемесячно. При этом 100% представителей госсектора и ТЭК отметили ежедневное использование BI. Также ежедневно обращаются к системе бизнес-анализа 87,5% представителей производственных компаний, 84,21% — финансовых компаний, 83,33% сотрудников фармацевтических компаний и 77,27% торговых и дистрибьюторских. Среди телеком-компаний с BI ежедневно работают лишь 46,67%.

Для удовлетворения потребности в аналитике в компаниях используются разные механизмы. Наиболее распространенным (на него пришлось 31,68%) стала самостоятельная подготовка отчетов, лишь немого уступает подготовка отчетов на уровне функциональных подразделений (29,37%). 24,42% предприятий возлагают ответственность за подготовку данных на плечи специальных аналитических отделов, 6,6% — на ИТ-службы. Головной офис берет на себя данную функцию лишь в 5,94% компаний.

Увеличить

Большинство опрошенных отметили потребность в функционале для прогнозирования — об этом сказали 73 респондента, 58 хотели бы выявлять с помощью BI-системы скрытые закономерности данных (функция Data Mining). 33 опрошенных хотели бы получить больший уровень детализации и возможность «проваливаться» до последней транзакции — будь то отдельный чек или проводка. О необходимости работы с большими массивами данных из разных источников мечтают 30 респондентов, а 29 — о ad-hoc аналитике (спонтанная аналитика без использования предопределенных заранее вопросов). Кроме того, несколько участников опроса отметили полную удовлетворенность используемой системой.

Если в целом нехватку функционала для прогнозирования отмечают 25% опрошенных, то по отраслям наблюдаются некоторые специфические особенности. Так, лидерами по «спросу» на прогнозирование являются фармацевтические компании (38,46% опрошенных), торгово-дистрибьюторские (30,77%), производственные (23,53%) и ИТ-компании (27,59%). Правда, последние абсолютно также заинтересованы и в функционале data mining (27,59%). В расширении возможностей data mining также очень заинтересованы госсектор (20% респондентов) и финансовые компании. Для телекоммуникационных компаний наиболее интересен функционал поиска по всем базам данных — на его долю пришлось 23,08% всех ответов.

В свою очередь, опрос ИТ-специалистов, в котором приняли участие 182 человека, показал, что 40,87% компаний используют BI-системы в головном офисе и в филиалах, а 35,65% — только в головном офисе. В 20% компаний система бизнес-анализа внедрена в отдельных подразделениях или филиалах. При этом среди наиболее часто решаемых BI-системами задач оказались консолидация данных из различных источников (ее отметили 69 участников опроса), интерактивная визуализация данных и анализ ключевых показателей (по 62 участника). Также к топ-3 приближаются получение фиксированных отчетов и ad-hoc аналитика — 44 и 39 респондентов соответственно. Функционал прогнозирования, о котором мечтают столько бизнес-сотрудников, реализован лишь в компаниях 19 респондентов. Кроме того, среди возможностей используемых BI-систем оказались поиск информации по всем данным и совместная работа.

10 простых шагов: как эффективно внедрить ИИ в бизнес
Искусственный интеллект

Запросы ИТ-служб к BI-системам, разумеется, отличаются от потребностей бизнес-пользователей. Так, наиболее востребованными среди ИТ-специалистов оказались скорость и удобство построения новых приложений (88 респондентов), интеграция данных из большого числа систем (84 респондента) и скорость внедрения (79 респондентов). Также значимыми стали возможность работы с «большими данными» (64 опрошенных), безопасность данных и разграничение прав доступа (53 опрошенных) и гибкость масштабирования системы (44 опрошенных). Менее важным оказалось наличие русского интерфейса — его отметили 36 респондентов, а также обработка данных в оперативной памяти, централизованное управление приложениями и возможность развертывания в «облаке».

При этом скорость внедрения оказалась самым важным параметром для госструктур, финансовых и ИТ-компаний. Возможность интеграции данных из большого числа систем выбрали большинство представителей производственных, торгово-дистрибьюторских компаний и ТЭК, а сотрудники ИТ-служб фармацевтических компаний на первое место поставили скорость и удобство построения новых приложений. Для телекома самым важным фактором стала возможность работы с большими данными.

Увеличить

Большинство респондентов уверены, что перспективы развития BI связаны как с технологиями обработки данных в оперативной памяти и ассоциативной моделью данных, так и с использованием классического OLAP. Однако в будущее отдельно взятого OLAP верят лишь 8 респондентов, в отличие от технологии in-memory и ассоциативной модели, которые отметили 50 и 47 респондентов соответственно.

Зачем и как «Росгосстрах» внедряет ИИ?
Внедрения

Среди наиболее значимых факторов, сдерживающих запуск проекта по внедрению BI, оказались плохое качество внутренних данных и отсутствие методики расчета ключевых показателей — их отметили 48 и 46 респондентов соответственно. Также играют свою роль и неуверенность в соответствии продукта задачам (35 участников) и слабое понимание преимуществ BI в целом (31 участник). Чуть реже значимыми становятся соотношение цена/качество, неготовность ИТ-инфраструктуры и сроки или сложность реализации проекта по внедрению — более 20 респондентов отметили каждый из этих факторов. А вот неуверенность в квалификации поставщика решения выделили лишь 11 респондентов.

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на выбор в пользу того или иного BI-решения, стала возможность создания прототипа или пилотного проекта — ее отметил 81 опрошенный. Сроки внедрения и запуска системы (их отметили 76 опрошенных), а также стоимость внедрения (76 опрошенных) и совокупная стоимость владения (64 опрошенных) также оказались среди решающих факторов. Немного уступают вышеназванным факторам квалификация интегратора и наличие локальной поддержки и кадров в России — их назвали 50 опрошенных и более. Также могут оказать влияние наличие готовых отраслевых решений и опыт использования продуктов в той же отрасли в России. Любопытно, что среди тех, кто еще не использует BI-систему, но уже планирует ее внедрить, возможность создания прототипа или запуска пилотного проекта оказалась не на первом месте: лидерами для этой категории респондентов становятся сроки и стоимость внедрения.

В рамках опроса QlikTech и TAdviser также удалось выявить некоторые различия во взглядах сотрудников бизнес-подразделений и ИТ-специалистов на одни и те же аспекты использования BI. Так, по мнению последних, BI используется в их компаниях для анализа финансовых показателей (это отметили 87 респондентов), продаж (86 респондентов), управленческого анализа топ-менеджерами (65 респондентов) и анализа производственных показателей (59 респондентов). 45 опрошенных отметили использование BI для анализа маркетинговых акций, 25 — для анализа работы ИТ-служб, 24 — для анализа цепочек поставок и 11 — для анализа работы систем безопасности. Кроме того, некоторые компании используют BI при анализе результатов обучения сотрудников.

Увеличить

Ответы сотрудников бизнес-отделов показали несколько иные результаты. Если анализ финансовых показателей сохранил за собой первое место по популярности (этот пункт выбрал 71 респондент), то анализ продаж и управленческий анализ поменялись местами, пусть и с совсем небольшим отрывом друг от друга. Как оказалось, функционал для анализа продаж используют 58 участников опроса, а управленческий анализ осуществляют 68. Для анализа маркетинговых акций BI используют 30 опрошенных, для анализа эффективности производства — 28, запасов — 19. В аутсайдерах оказались анализ работы ИТ-служб (12) и систем безопасности (9).

«Наше исследование показало, что у бизнеса независимо от отрасли есть потребности в BI-системах, однако информации как о возможностях систем, так и о преимуществах, которые может дать компании использование бизнес-аналитики, пока недостаточно, — заключил Алексей Артеменко, региональный директор QlikTech по России и СНГ. — Кроме того, виден некоторый разрыв между представлениями ИТ и бизнеса о BI-системах, что также открывает перед нами новые горизонты для развития. Интерес, проявленный к нашему опросу, и осознание пользователями потребностей в решении бизнес-задач свидетельствуют, что рынок BI в России будет расти высокими темпами и дальше».

Примечательно, что российский рынок BI-систем на данный момент — один из самых динамично развивающихся сегментов ИТ. Так, по данным TAdviser, его объем по итогам 2012 г. составил 43,125 млрд руб., увеличившись за год на 25%. Таким образом, рынок BI-систем растет быстрее, чем рынок ИТ в целом и рынки других сегментов делового ПО, в частности. При этом российский рынок бизнес-аналитики опережает по темпам роста и мировой рынок, объемы которого за 2012 г., по данным IDC, увеличились лишь на 8,7%.

Татьяна Короткова

Подписаться на новости Короткая ссылка