Во что вложится нефтегаз? Мнения ИТ-экспертов
Ключевыми темами обсуждения на круглом столе "ИКТ в нефтегазовом секторе", проведенном CNews Analytics и CNews Conferences, стали новые возможные векторы инвестиций отрасли в высокие технологии. Их использование здесь - уже давно норма ведения бизнеса. Особенно в условиях постоянного укрупнения сырьевых холдингов, развития сети коридоров транспортировки энергоресурсов. Тем более что рост прибыльности пока дает возможность осваивать весь спектр ИТ-задач, а также планировать их на долгосрочную перспективу.Эффективность информации
По мере повышения чувствительности бизнеса к информации и эффективности управления ею, нефтегаз, не сокращающий свои инвестиции в софт, начинает осваивать системы класса Business Intelligence. Александр Клименков, менеджер проектов "Крок", отмечает, что цель BI-проектов – в повышении эффективности анализа данных. Эффективное управление с применением BI начинается, по его словам, с нотификации проблемы. Далее производится анализ тренда, затем анализ влияния, происходит поиск ключевых факторов и формируется отчетность. Данные должны быть, во-первых, собраны и во-вторых, интегрированы – в едином хранилище. Именно принцип "одного окна" по вводу информации и ответственности за ее достоверность является залогом успешного применения BI.
Текущий этап эволюции информатизации отечественного нефтегаза – переход от накопления информации к ее эффективному использованию при управлении разработкой – констатирует Сергей Лисовский, вице-президент "Национального центра развития инновационных технологий". Специфика отрасли связана с тем, что она разрабатывает невосполняемые природные ресурсы в условиях значительной неопределенности причинно-следственных связей при управлении этим процессом, когда первостепенное значение имеет точность прогнозирования. Отсюда универсальный комплексный критерий эффективности ИКТ – по мнению экспертов "Национального центра развития инновационных технологий" – это критерий оценки влияния ИКТ на увеличение коэффициента конечной нефтегазоотдачи и сокращения потерь продукции при ее транспортировке и переработке. Соответственно, необходимо перераспределение основных усилий в информатизации на адекватное обеспечение комплексного интеллектуального проектирования, подготовки, ведения производственной деятельности, ее научного моделирования, практического анализа и управления. В результате должна произойти структурная перестройка ИТ-затрат - от статистического управления к моделированию всего многообразия бизнес-процессов, их преобразования. Отладка целостных механизмов взаимодействия необходима при этом как во внутреннем производстве (от простого накопления информации к использованию при управлении разработкой месторождений), так и для гармонизации интересов внешней среды.
"Визуальная революция"
По прогнозам, к 2030 году спрос на энергоресурсы в мире увеличится более чем на 50%. Соответственно, "сформируются новые потребности в продвинутых технологических разработках - как в области добычи и переработки сырьевых ресурсов, так и в области повышения эффективности энергопотребления", - отмечает Евгений Гусев, генеральный директор "3ДТВ-Видение". Одной их ключевых текущих задач он считает улучшение коэффициента результативности разведочного бурения, что позволит сократить затраты примерно на 60%.
При достаточно низком уровне производительности в отрасли (35% от уровня США – по данным "3ДТВ-Видение") очевидно внимание крупнейших нефтегазовых компаний к научно-исследовательским работам в области геологоразведки. Инновационное направление здесь – четырехмерная геология. Так называемый 4D-геолог осуществляет анализ фактического материала, компьютерное моделирование, проектирование разработки. Для поддержки его деятельности необходимы объемные визуализации на местах разведок, комментируют в "3ДТВ-Видение".
Коммуникационная поддержка
Поддержка сформированного в рамках нефтегазовых холдингов ИТ-поля предполагает, помимо прочего, коммуникационную составляющую инвестиций. Продолжающиеся процессы инновации в отрасли систематически и значительно уменьшают стоимость информационного обмена (Interaction Cost), отмечает Ирина Юношева, директор по продажам решений для операторский центров и CRM Avaya. При этом распределенным предприятиям необходимо работать в условиях постоянного поиска ресурсов, с одной стороны, и информации – с другой. Необходимо координировать действия, управлять и осуществлять мониторнг.
Выявление событий и реагирование на них зависимы от человеческого фактора, обращают внимание в Avaya. Бизнес-процессы "тормозятся" в ключевые моменты, ожидая вмешательства человека, драгоценное время тратится на поиск людей и оповещение, а не на принятие решений. Доставка важной информации и реагирование на нее происходит несвоевременно. В итоге весь бизнес-процесс оказывается крайне чувствителен к человеческим ошибкам. В сложившихся условиях становится очевидной необходимость перехода от стандартной ИКТ инфраструктуры к управлению коммуникациями. Единое инфо-коммуникационное пространство обеспечит мгновенную реакцию на ситуации, уменьшит неопределенность в процессах, позволит отслеживать исполнение задач. Распределенные ЦОВ позволят централизовать все контакты в единой точке и в целом – повысить операционную эффективность, что в конечном итоге означает повышение прибыли.
Презентации участников круглого стола