Разделы

ПО Цифровизация Инфраструктура ИТ в госсекторе Внедрения Свободное ПО

Виктор Иванников: Развивая СПО, нужно думать на 10 лет вперед

Госинициативам в сфере СПО не хватает качественной экспертной оценки. Игроки рынка свободного софта объединяются в Российскую ассоциацию свободного программного обеспечения (РАСПО), чтобы совместно продвигать идеи общественного труда в стране. О корнях сложившейся ситуации и целях ассоциации корреспонденту CNews рассказал Виктор Иванников, президент РАСПО.

Разработка новых программ занимает много человеко-лет. И это дело кто-то должен был оплачивать. Здесь произошло интересное явление. У многих ИТ-компаний отдельные программные компоненты не являются мейнстримом бизнеса. Например, Hewlett Packard разрабатывал свою версию Unix – HP-UX, IBM разрабатывал свою линию Unix. А потом стало понятно, что у каждой компании есть свой фокус на рынке и вполне естественно сосредотачиваться на этом фокусе. А прочие активности могут быть вынесены из компании и переданы в мировое сообщество. Так появились бесплатный IBM Eclipse и Open Office, разработанный Sun Microsystem. Бизнес-модель заработала. Развитие свободного ПО сейчас финансируют либо государства, либо частные корпорации, крупные вендоры.

CNews: Есть ли недостатки у свободного ПО?

Виктор Иванников: Недостатки – как всегда есть. Конечно, количество приложений под Windows на порядок больше, чем под Linux. Более того, по своим производственным характеристикам СПО часто уступает соответствующим проприетарным аналогам. Характерный пример - компилятор GCC. Если взять ICC от Intel, его производительность будет выше, размер его существенно больше, число оптимизирующих преобразований, разных алгоритмов больше, безусловно. Но GCC занимает 75% рынка. И Intel, имея свой компилятор, который заведомо лучше, финансирует работы по GCC. Ведь основной бизнес компании – микропроцессоры, и для Intel важно, чтобы все программы компилировались именно под них, чтобы сообщество активно использовало и GCC, и ICC.

CNews: Как решать проблемы с большим количеством ошибок и недоработок в свободных программах?

Виктор Иванников: Существуют две серьезные проблемы, связанные с Linux - это количество ошибок на тысячу строк кода и проблема интероперабельности. Отдельные разработчики и энтузиасты не соблюдают принятые стандарты Linux при написании кода, в результате при сборке новой версии и внесении изменений от различных разработчиков могут возникать проблемы. Например, в 2007 году Red Hat задержал свою очередную версию чуть ли не на квартал. Потому что у них отдельно Oracle и SAP работали прекрасно, а вместе не шли. Нужно было устранять ошибки.

Решить проблему можно, обеспечив строгое следование стандартам. Тогда для пользователей будет не важно, что за сборку они используют – все будет гарантированно работать. Для этого все ПО в финальной стадии должно проходить специальные тестовые испытания, которые подтверждали бы соответствие этим стандартам. Например, как это происходит в GCC. Там, когда готовится релиз, во-первых, на всех платформах проверяется, потом проводятся специальные тестовые испытания. Главное – чтобы работал механизм верификации новых версий ПО.

CNews: Где можно и нужно использовать свободное ПО?

Виктор Иванников: СПО можно использовать везде. В государственных органах – для создания электронного документооборота. Если мы возьмем суперкомпьютеры, на них в 90% случаях стоит Linux. На рынке серверов Linux также уверенно наращивает долю. Linux, конечно, очень популярен в научных приложениях. Нельзя сказать, что он доминирует в студенческой среде, но занимает там не последнее место. СПО может использоваться везде, в том числе и в ФСБ, в армии, везде. Я практически не вижу потенциальных ограничений.

CNews: Если свободное ПО станет массовым, не возникнут ли серьезные проблемы? За проприетарное ПО отвечает компания-разработчик, она обеспечивает поддержку и обновление. Кто будет отвечать за СПО?

Виктор Иванников: Да, в случае с СПО модель другая. Над многими продуктами есть стабильные сообщества. В данном случае существует не компания, а распределенная группа людей, которая в состоянии продолжать и развивать проект. И риски в этом случае не выше, чем с ПО от частной компании. Например, произойдет поглощение, новые владельцы решат свернуть направление – и всё. В распределенной системе, конечно, управление намного сложнее, чем в корпоративной, дольше задержки, нет четких сроков и обязательств. Но устойчивость ее выше. Многое зависит от того, насколько многочисленно сообщество, как много в нем людей, разбирающихся в продукте, внесших в него крупицу своего ноу-хау.

CNews: Стоит ли ожидать появления свободного софта для решения корпоративных задач: CRM, ERP? Или эти классы систем будут в основном проприетарными?

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Виктор Иванников: Если говорить о сегодняшней временной точке, то свободного бизнес-ПО не так много. Но я не берусь давать прогноз, что это не изменится, а для изменений никаких препятствий нет. Соотношение между свободным и проприетарным ПО в будущем будет зависеть от тех коллективов, которые разрабатывают софт, от их мировоззрения, отношения к жизни. Ведь когда человек живет, у него много разных стимулов. Деньги не являются единственным стимулом, есть и другие: известность, популярность, признание. И то, и другое, наверное, будет существовать. Нас ждет совместная жизнь этих двух бизнес моделей. Безусловно, они будут конкурировать друг с другом.

CNews: На чем могут и должны зарабатывать компании, занимающиеся разработкой свободного ПО?

Виктор Иванников: Любой труд должен оплачиваться. Можно зарабатывать как на сопровождении, так и на разработке. За разработки могут платить крупные компании, которых в России нет, или государство. Но я уверен, что если у нас будет расти уровень компетентности и появятся стабильные группы разработчиков, западные фирмы будут это финансировать. Приведу пример. Наш Институт (Институт системного программирования РАН) реализовал проект, финансируемый HP и Intel. Нужно было провести оптимизацию свободного компилятора GCC под процессоры Itanium с очень сложной архитектурой. Есть и большой проект Института с Linux Foundation по верификации Linux и развитию инфраструктуры разработки открытого стандарта LSB. Так что если будут хорошие специалисты, то будут и хорошие заказы.

Александр Радаев / CNews