Спецпроекты

Валерий Табаков: Комплексный подход — основа консалтинга

Наука
Рынок ИТ консалтинга в России многие эксперты уже относят к категории высококонкурентных. Ведущую роль в его развитии играют компании, занимающиеся системной интеграцией. С одной из таких компаний, длительное время работающих как в качестве интеграторов, так и в качестве бизнес-консультантов, осуществляющих комплексное сопровождение деятельности заказчика, беседует обозреватель CNews.ru. На наши вопросы отвечает президент группы компаний ИКТ Валерий Табаков.

CNews.ru: Сегодня компании, еще несколько лет назад занимавшиеся только поставками и внедрением систем автоматизации, стали массово объявлять себя специалистами по бизнес-консалтингу. Как вы оцениваете эту тенденцию? Ведь в то же время рынок твердит о нехватке квалифицированных консультантов?

Валерий Табаков: Для нас понятие «бизнес-консалтинг» означает комплексное сопровождение деятельности заказчика. Бизнес-консалтинг объединяет управленческий и ИТ-консалтинг, а также услуги по аудиту, постановке бухгалтерского учета, оценочную деятельность, юридические услуги и т.д. Другими словами, компании, занимающиеся бизнес-консалтингом, предлагают заказчику полный спектр услуг, нацеленных на комплексное развитие его бизнеса. Современный бизнес-консалтинг призван решать не только текущие, важнейшие для жизнедеятельности предприятия управленческие задачи, но и определять стратегию его дальнейшего развития. Разработка стратегии — важная составляющая бизнес-консалтинга. Многие отечественные компании нацелены на интеграцию в новую мировую экономику и стремятся выйти на качественно новый уровень развития. Чтобы соответствовать ему, им приходится решать задачи оптимизации и интеграции бизнес-процессов, перестройки системы управления, разработки единых систем анализа и агрегации информации, то есть решать задачи «научной», грамотной реорганизации бизнеса. Тенденция расширения спектра консалтинговых услуг закономерна, и эти услуги являются приоритетными. Комплексный подход к их реализации — одно из важных преимуществ на высоко конкурентном рынке консалтинга. Именно такой подход гарантирует заказчику реальный положительный результат. Поэтому многие компании, ранее занимавшиеся только поставками и внедрением систем автоматизации, начали создавать консалтинговые подразделения.

Что касается вопроса о нехватке специалистов, то сейчас в России действительно спрос на профессионалов практически во всех сферах консалтинга очень высок. По мнению экспертов, спрос на консультантов в области предоставления ИТ-услуг увеличился на 40%, а на специалистов по внедрению ERP-систем и бизнес-аналитиков — на 20–30%. Это еще одно подтверждение тому, что услуги бизнес-консультантов востребованы, и что российские предприятия нацелены на эффективное ведение бизнеса.

Табаков Валерий Алексеевич

Президент группы компаний ИКТ

Валерий Табаков родился 31 марта 1963 года в городе Кокташ Таджикской ССР.

Окончил факультет радиофизики и электроники Московского энергетического института (МЭИ), а также — Институт повышения квалификации Министерства радиопромышленности СССР и KW-University USA. Г-н Табаков — кандидат экономических наук, имеет степени Ph.D и DBA в области администрирования бизнеса

С 1986 по 1990 год работал в Московском научно-исследовательском институте приборостроения (МНИИП).
В 1990–1992 годах являлся коммерческим директором советско-итальянского СП «Hantarex S.U.»
С 1992 по 1999 год был генеральным директором ООО «Фирма ИКТ».
Затем, с 1999 по 2001 — председателем совета директоров этой компании.
В 2002–2004 гг. г-н Табаков является генеральным директором ЗАО «ИКТ-Консалт».
С 2001 года по настоящее время президент группы компаний ИКТ.

Валерий Табаков женат, имеет двоих детей.

Увлекается спортом и дайвингом.

CNews.ru: На рынке сегодня есть масса решений, предназначенных для автоматизации бизнеса предприятий. Продукты каких производителей, по-вашему, в большей степени ориентированы под потребности российского рынка?

Валерий Табаков: Давайте уточним, для каких сегментов российского рынка? Есть крупные предприятия с оборотом более $1 млрд., на которых необходимо управлять огромным числом бизнес-процессов. Для таких предприятий на наш взгляд, наиболее оптимально локализована ERP-система MySAP Business Suite, и эффективность инвестиций в создание корпоративной информационно-управляющей системы на этой платформе оправдана. Система полностью переведена на русский язык, хорошо организована ее поддержка, созданы специальные дополнения, позволяющие использовать все средства системы для решения функциональных задач предприятий, работающих именно на российском рынке. Локализована также часть отраслевых решений, что дает возможность в полной мере использовать накопленный опыт на предприятиях различных отраслей промышленности. Для средних предприятий есть другие решения, мы работаем сегодня с компаниями Microsoft Business Solutions и SAP.

CNews.ru: Почему в вашем продуктовом портфеле нет систем российских разработчиков? Отечественные продукты не удовлетворяют вас с качественной точки зрения?

Валерий Табаков: Почему же нет? Есть. Это наши собственные разработки и решения. Назову лишь некоторые из них: система управления инвестициями и капитальным строительством, автоматизированная информационная система нормативно-справочной информации, основанная на единстве методологии, организационного обеспечения, технологии работы с массивами информации и программного обеспечения. Специалистами компании разработана и внедряется концепция совершенствования системы управления, методология управления заказами на крупных предприятиях, методология совершенствования систем бухгалтерского учета, методология управления рисками и т.д. Мы располагаем солидным пакетом решений также в области энергоэффективных технологий. Для российских предприятий задача повышения энергоэффективности производства имеет сегодня первостепенное значение. В условиях постоянного роста цен на энергоносители, ужесточения требований по охране окружающей среды предприятия вынуждены реализовать проекты, позволяющие снизить энергоемкость производства, и тем самым снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность продукции. Мы решаем задачу рационального использования энергоресурсов, реализуя на предприятиях комплексную программу повышения энергоэффективности. Наши специалисты разработали и внедряют автоматизированные системы учета электроэнергии и энергоресурсов, диспетчерского и энергетического мониторинга технологических установок. Собственные разработки компании в области энергоэффективных технологий сертифицированы Госстандартом РФ и могут применяться для коммерческих расчетов на энергоресурсы, включая расчеты на оптовом рынке электроэнергии.

При выборе того или иного программного продукта вопрос качества имеет важнейшее значение. Но есть и другие, не менее значимые аспекты. Это вопрос «оптимальности» продукта для конкретного предприятия и вопрос поддержки. С начала нашей работы мы ориентировались в основном на крупные предприятия нефтегазового комплекса. Приступив к первому большому проекту — комплексной автоматизации нефтеперерабатывающего завода, мы тщательно проанализировали представленные на отечественном рынке предложения, чтобы выбрать наиболее оптимальную систему управления. Мы остановились на решении компании SAP. SAP разработала универсальный инструмент для эффективного управления любым крупным предприятием, а также предлагала наиболее качественную, на наш взгляд, поддержку.

CNews.ru: Спектр отраслевых решений, который охватывает ваша компания — достаточно разноплановый. С чем был связан выбор вами той или иной отрасли?

Валерий Табаков: С самого начала нашей деятельности мы поставили во главу угла разработку отраслевых решений. В наши дни отраслевые решения — объективная реальность, без них успешно не работает практически ни одна серьезная консалтинговая компания. Сегодня мы нацелены на унификацию наших отраслевых решений. Как показывает практика, успешно реализованные решения, такие, как автоматизация управления капитальным строительством и инвестициями, процессов материально-технического обеспечения, сбыта готовой продукции, технического обслуживания и ремонта оборудования, постановка и автоматизация процесса бюджетирования, создание корпоративного хранилища данных, совершенствование системы нормативно-справочной информации, разработка методологии и автоматизация бухгалтерского и налогового учета, управление рисками, могут быть эффективно использованы на предприятиях различных отраслей промышленности. В частности, мы уделяем большое внимание разработке решений в сфере планирования производства — основы любого производственного процесса. Мы работаем сегодня в нефтяной и газовой промышленности, в металлургии, машиностроении, нефтехимии и др. Это основополагающие отрасли отечественной экономики со множеством разнообразных и сложных бизнес-процессов.

CNews.ru: В чем заключается «добавленная стоимость» ваших отраслевых решений, какие доработки к базовым продуктам вам приходится делать? Какие отраслевые рынки вы рассматриваете в качестве перспективных для своей будущей деятельности?

Валерий Табаков: «Добавленная стоимость» наших отраслевых решений заключается в максимальной адаптации используемых продуктов для российских предприятий и условий ведения бизнеса. Наши «адаптационные» решения разработаны специалистами компании. Назову лишь некоторые — это доработка стандарта для ведения заявочной компании в сфере материально-технического обеспечения, разработка в комплексе со стандартной функциональностью рабочих мест по отгрузке нефтепродуктов водным, железнодорожным, автотранспортом, а также посредством трубопровода, создание проектных решений по реализации в ERP-системе функций подразделений управления инвестициями и капитальным строительством. В нашем активе — решение по использованию модуля ERP-системы для планирования производства. В части ведения договоров — обеспечение возможности стандартными средствами ERP-системы видения стадии подписания договоров, а также осуществления контроля их исполнения.

CNews.ru: Каковы особенности реализации проектов, связанных с документооборотом? Не происходит ли со временем унификации систем документооборота, предлагаемых различными вендорами? Насколько усложняет/упрощает подобные проекты использование систем зарубежных производителей?

Валерий Табаков: Мы считаем, что основополагающая идея автоматизации процесса документооборота на предприятии — это управление предприятием с помощью документов. А для этого необходимо объединение пользователей, информации и бизнес-процессов в рамках единой открытой платформы. Такое решение задачи, когда управление документами осуществляется в едином информационном пространстве на базе объединяющих технологий и инструментов, является, на наш взгляд, оптимальным. Это позволяет, в частности, сократить затраты на интеграцию, уменьшить совокупную стоимость владения.

Очевидно, что внедрение системы документооборота необходимо осуществлять с учетом его российской специфики — видов документов, процедур согласования, контроля исполнения и др. Автоматизированная система документооборота должна быть адаптирована к российским стандартам, совмещаться с другими бизнес-приложениями.

Если говорить об унификации систем документооборота — то это процесс неизбежный. Многие ИТ-компании работают над этой задачей. Мы также.

CNews.ru: Согласно какой стратегии вы строите свои отношения с заказчиком после завершения проекта?

Валерий Табаков: Мы считаем, что максимальный эффект для заказчика достигается в том случае, если система не только успешно внедрена, но и эффективно поддерживается. Поэтому мы создали специализированный «Центр поддержки».

Передача сервисной организации функций по поддержке информационно-управляющей системы предприятия дает заказчику возможность снизить риски, существенно повысить качество поддержки и эффективно управлять ее стоимостью. Современный деловой мир пользуется формулой — «максимальная эффективность (прибыльность) за счет все большего сосредоточения контроля над основным бизнесом + максимальная эффективность (снижение издержек) за счет передачи контроля вспомогательных видов деятельности на конкурсной основе сторонним сервисным и консалтинговым организациям». В том случае, когда предприятию приходится своими силами решать вопросы управления также и вспомогательными видами деятельности, оно вынуждено не только совершенствовать и поддерживать информационную систему, но параллельно решать также кадровые, технические, социальные вопросы. В то время как главная задача руководящего звена предприятия — обеспечение эффективного управления основного вида деятельности.

CNews.ru: Какой проект, реализованный вашей компанией в течение текущего года, представляется вам наиболее интересным?

Валерий Табаков: Один из наших крупных проектов — создание корпоративной информационно-управляющей системы в ООО «Сургутгазпром». Это долгосрочный проект, реализуемый поэтапно. Другой важный и интересный проект — внедрение системы бизнес-планирования и бюджетирования на ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». В рамках создаваемой системы предполагается автоматизировать формирование всех разделов бизнес-плана и бюджетов заказчика. В настоящее время проект прошел стадии экспресс-диагностики, разработки технического задания, и началась его непосредственная реализация.

CNews.ru: Спасибо.


Технология месяца

NVMe: что нужно знать о новом интерфейсе?

«Датаемкие» решения требуют быстрых протоколов передачи данных.

Тема месяца

Почему программные роботы стали вдруг так популярны?

В связке с ИИ они способны выполнять контрольные и управленческие функции.