Спецпроекты

Бизнес

Топ-10 проблем российских аутсорсеров ПО

На сегодняшний день в России активно развивается аутсорсинговая разработка ПО. Особенно ярко эта тенденция проявляется в секторе малого и среднего бизнеса. Почти каждый ИТ-специалист начинал свою карьеру именно в такой небольшой компании. В целом динамика в отрасли положительная, но существует несколько серьезных проблем, среди которых следует выделить отсутствие стратегии развития и неравную борьбу с Китаем и Индией.

Если обратиться к исследованию ассоциации Russoft, проведенному в позапрошлом году (а коренных изменений с тех пор не произошло, и даже наметившаяся тенденция к консолидации компаний не сможет значительно изменить статистику в ближайшие год-два), можно увидеть, что 59% российских разработчиков ПО работали в компаниях, где численность персонала составляла менее 50 человек. В том же отчете сказано, что на аутсорсинговые компании приходилось 57% от общего объема экспорта продуктов и услуг. В списке респондентов, которые предоставили данные для исследования, в основном, представлены аутсорсинговые компании, что не может не насторожить. Но даже в этом дайджесте ничего радужного нет. Количество сотрудников небольших компаний, будущее которых не поддается анализу, настолько велико, что делать выводы по ярким и успешным примерам компаний-лидеров на этом рынке не совсем корректно.


Российские аутсорсеры ПО зачастую сталкиваются со cложными, подчас неразрешимыми проблемами

Реальная картина выглядит еще хуже, чем могут себе представить те, кто продолжает верить в достойное будущее российских компаний-аутсорсеров ПО, поскольку такая организация имеет в своем "активе" несколько серьезных и пока неразрешимых проблем.

Внешние проблемы

Первая проблема здесь — Китай и Индия. В течение последних пятнадцати лет (возраст современного рынка разработки ПО в России) Китай и Индия не испытывали на себе гнет произвола властей, развиваясь достаточно гармонично. В России же стоимость жизни выросла за последние годы в несколько раз, что повлекло за собой рост заработной платы во всех сферах. Рынок разработки ПО не стал исключением, хотя в 1999 году зарплата молодого программиста в Санкт- Петербурге равнялась зарплате сверстника в Бангалоре (Индия).

Кроме этого, правительства Индии и Китая давно осознали необходимость помощи своим компаниям-экспортерам ПО: были предусмотрены налоговые послабления, произошла переориентация учебных программ многих ВУЗов, т.е. увеличилось количество выпускников, способных работать в ИТ компаниях. Эти страны прочно застолбили за собой лидирующие роли в "конвейерной" разработке ПО. Все, что могут делать в Китае и Индии, со временем будет делаться именно там из экономических соображений. И то, что часть этих проектов попадает в Россию, является временным недоразумением.

Да, бытует мнение, что качество продуктов, разработанных русскими разработчиками, выше, если сравнивать с китайскими или индийскими аналогами. Но рано или поздно азиаты наладят производство "ИТ-товаров массового потребления", и тогда этого конкурентного преимущества у наших компаний не будет.

Немаловажной проблемой, обострившейся в последние годы, стал ориентация на американский рынок, то есть "складывание всех яиц в одну корзину", что, к слову, довольно опасно. Случись в Америке кризис, быть в беде всем тем, кто ориентирован на этот рынок. А пока будет продолжаться новая депрессия, наши компании-аутсорсеры ПО будут искать заказы в другом месте (ясно, что кризис в США затронет, как минимум, все страны, которые сотрудничают с ними) и сокращать издержки, увольняя людей.

Что и как мы делаем на рынке

Почему цифровые двойники становятся мэйнстримом в энергетике
Новое в СХД

Третья проблема — отсутствие стратегии развития. В больших компаниях, которые имеют долгосрочные перспективы и которые нашли свою нишу на рынке экспортеров заказного ПО, стратегия развития, конечно же, имеется. Чего нельзя сказать о малых и средних компаниях, хозяева которых сознательно живут днем сегодняшним. Есть проекты — надо делать. У таких людей нет долгосрочной стратегии, частью которой являются образование и развитие персонала, построение отлаженных внутренних бизнес-процессов и сильной корпоративной культуры. В основе идеологии таких компаний лежит стремление извлечь максимальную прибыль из "интеллектуальных недр" России, не слишком заботясь о последствиях своей деятельности.

Четвертой проблемой российских аутсорсеров ПО является неправильное позиционирование на рынке. Ориентир надо брать на высокотехнологичные проекты, которые, как считают многие у нас и на Западе, русские инженеры выполняют лучше своих азиатских коллег. Это давно осознали крупные игроки на российском рынке разработки заказного ПО, чего не скажешь о компаниях малого и среднего бизнеса, которые в большинстве своем по-прежнему ориентированы на "конвейерную" разработку низкотехнологичных проектов.

В качестве пятой проблемы стоит назвать несбалансированность налогового законодательства. Высокий уровень налогов вынуждает даже крупных игроков оставаться в "теневом бизнесе", выплачивая "серую" заработную плату и применяя разные финансовые уловки для ухода от налогов. Новые законы призваны смягчить налоговое бремя, но у профессионалов ИТ-рынка они вызывают немало справедливых недоумений. Государство пошло навстречу, но остановилось на середине пути.

Следующая проблема заключается в слабом маркетинге. Несмотря на то, что маркетинговая политика является неотъемлемой частью стратегии развития компании, она вынесена в отдельный пункт. В России много сильных инженеров, но мало людей, которые могут находить выгодные заказы, умеют продавать программные решения и способны найти перспективную нишу для будущих продуктов компании. И проблема эта общая для всех организаций, представленных на рынке разработки софта в России. Рынок разработки ПО стоял в России особняком. Не каждый руководитель понимал, что маркетинговые расходы должны быть значительными, и что даже программное обеспечение наивысшего качества может оказаться на задворках рынка, если нет эффективной рекламной поддержки.

Масла в огонь подливают кадры

Также следует назвать неэффективное использование человеческих ресурсов. Основным активом научно-технических компаний являются люди. Однако существует не много организаций, где вопросам максимальной реализации способностей каждого сотрудника уделялось бы должное внимание. И неважно, какую нишу в мировой ИТ-индустрии занимает компания — проблема эта общая. Но именно в компаниях-аутсорсерах наблюдается наибольшее количество патологий в области управления людьми. Страшнее всего то, что менеджмент этих компаний вовсе не печалится о том, что их сотрудники не имеют условий для максимальной реализации своего потенциала. В российских СМИ иногда позитивно оценивается факт работы большого числа российских инженеров в компаниях-аутсорсерах, поскольку получив опыт в такой организации, разработчики ("уже ставшие профессионалами") продолжат работать там, где смогут эффективно использовать потенциал своих сотрудников. Но факты говорят, что чем больше времени инженер проводит в компании-экспортере заказного ПО, не имеющей здоровой идеологии и долгосрочной стратегии развития, тем больше он деградирует.

Короткая ссылка