Разделы

Бизнес

Сомнения в русском ИТ-прорыве

Темпы роста российского ИТ-рынка замедлились, и ожидать его ускоренного развития не стоит. Появляются новые ниши, но у отечественных компаний не хватает ресурсов для их освоения. Вместе с тем, будущее отрасли создается уже сегодня и зависит от усилий в нескольких ключевых направлениях.

В ИТ-компаниях нарастает кадровый голод, а вузы готовят специалистов для решения вчерашних задач. И дело не столько в том, что содержание российской системы образования во многом унаследовано от советскойфизики и математики, выпускники известных отечественных научных школ, по-прежнему ценятся высоко. Но формирование и направленность учебных планов, оснащение вузов и техникумов, несоответствие выпускаемых специалистов требованиям рынка не позволят отечественным компаниям развиваться прежними темпами.

По уровню ежегодных инвестиций на одного студента наша страна отстает от Европы и Америки в 20-30 раз. В российских вузах обучают профессии только два года, в отличие от четырех в западных странах. Удивляет позиция Министерства образования, которое с большим нежеланием идет на контакт с ИТ-отраслью. Несмотря на все усилия АП КИТ привлечь хотя бы одного представителя министерства к участию в ежегодных конференциях по проблемам подготовки ИТ-кадров, - все три прошли без них.

Необходимы единый подход к обучению ИТ-специалистов и реформа 1-2 годичной системы подготовки кадров (бывших ПТУ), гибкий механизм пересмотра и корректировки вузовских дисциплин. Некоторые ИТ-специальности, востребованные на рынке, по заключению академика Евгения Велихова, в России не преподают вообще. И очень малая доля выпускников – несколько процентов - способна сразу приступить к работе. Как правило, требуется хотя бы небольшая 3-х месячная переподготовка, несмотря на то, что многие студенты работают в ИТ-компаниях, начиная с 3 курса.

Катастрофически не хватает менеджеров проектов, но отечественные вузы пока никак не могут решить эту проблему. По заверениям представителей отрасли, необходима масштабная государственная программа переподготовки кадров для ИТ на основе лучших методик и зарубежного опыта, адаптированного к российским задачам и условиям.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Но, пожалуй, главное – это зарплаты преподавателей: даже должность профессора давно потеряла свою привлекательность. Происходит старение состава без всякой надежды на приток молодых квалифицированных кадров. Преподаватели не заинтересованы в совершенствовании и изменении учебных планов. Поскольку они, а не Министерство образования, –движущая сила перемен к лучшему в вузовской подготовке, неоправданно ожидать ИТ-прорыва. Такое развитие событий просто невозможно при окладе профессора и завкафедрой в $200-250. Аналогичные проблемы есть и в странах ближнего зарубежья, но решаются они по-другому. Так Алма-Атинский университет недавно заявил о вакансиях по ИТ-направлению: требуются профессор и доцент с ежемесячными окладами $5 тыс. и $3 тыс. при контракте на 5 лет. Если события будут развиваться по этому сценарию, придется догонять отнюдь не Португалию, а Казахстан.

Борьба “против”

Государство в прошлом году обратило внимание на ИТ-отрасль, о ней стали говорить в кабинетах высших чиновников, Мининформсвязи при активном сотрудничестве с бизнесом подготовило «Концепцию развития рынка ИТ», которая была одобрена правительством. После визита Владимира Путина в Бангалор и январского совещания в Новосибирске, появилась надежда на участие государства в строительстве ИТ-технопарков, и приведение налоговой нагрузки на российские ИТ-компании к уровню других стран. Но Минэкономразвития выступает «против», более того, идея поддержки ИТ-отрасли и создания технопарков была подменена законом об ОЭЗ, и отрасль в результате ничего не получила. Остается надежда на Концепцию развития ИТ-технопарков. Но документ, подготовленный в Мининформсвязи, ждет согласования в Минэкономразвития, которое может затянуться на неопределенный срок. Иррациональная позиция «ведущего реформатора» экономики не находит разумных объяснений, но масштаб последствий предсказуем. И такое категоричное неприятие успешного мирового опыта ничем кроме недальновидности объяснить невозможно.