Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Сергей Канев: Есть шанс кардинально изменить отношение бизнеса к ИТ

Нестабильная экономическая ситуация заставляет бизнес искать пути для экономии. Многие компании с этой целью сокращают расходы на ИКТ, априори считая их малоэффективными. О причинах такой ситуации, правильном подходе к оценке эффективности и финансовых затрат на ИТ, а также о перспективах развития рынка CNews рассказал Сергей Канев, вице-президент BCC.

Особенно остро этот вопрос стоит в России ввиду того, что кризис застал нас в самом начале процесса модернизации инфраструктуры экономики. Сейчас этот процесс фактически остановлен, по-прежнему "выжимаются все соки" из давно подлежащей замене инфраструктуры. Более того, на пенсию уходит квалифицированный персонал, который и создавал эту самую инфраструктуру, равноценной замены которому, к сожалению, нет, что еще более, с учетом износа, повышает технологические риски. Не располагая адекватной и актуальной информацией о состоянии предприятия, ее инфраструктуры, не имея возможности контролировать действия персонала, невозможно ни грамотно осуществлять операционное управление, ни планировать развитие. Повторюсь, если раньше эта проблема мало кого занимала ввиду спекулятивно растущей капитализации, доступности дешевых заемных средств и значительного "запаса прочности" созданной во времена СССР базовой инфраструктуры, то сейчас она "встает в полный рост". От качества производственной инфраструктуры, в том числе таких ее составляющих, как ИТ, телекоммуникационная, инженерная, сейчас в значительной степени зависит и эффективность предприятия (бизнеса), его стоимость, а главное – конкурентоспособность, устойчивость и даже возможность дальнейшего существования.

Именно поэтому мне представляется вероятным, что после первого кризисного шока будет отмечен рост интереса к решениям и услугам, дающим возможность обеспечить сквозное управление предприятием фактически в режиме реального времени, ликвидировав накопившиеся за последние время перекосы в информатизации и обеспечив сквозное прохождение информации с самых нижних уровней на верхние, и наоборот.

Однако при этом для оценки стоимости бизнеса, эффективности работы менеджмента, отдельных функциональных подразделений, включая ИТ, крайне важно сформировать в дополнение к довольно развитым финансовым показателям систему нефинансовых показателей, отражающих такие принципиальные сейчас качественные параметры, как управляемость, надежность, устойчивость. Если с набором ИКТ-инструментов для решения описанной выше проблемы все более-менее понятно, то методы оценки состояния ИКТ предприятия и их непосредственное влияние на бизнес компании и основные бизнес показатели пока отсутствуют. Это, несомненно, является сдерживающим фактором развития в том числе и ИТ-рынка. ИКТ не могут и де-факто не являются затратной статьей для бизнеса (хотя многие думают ровно наоборот), ИКТ – это часть производственных систем, формирующих добавочную стоимость, они увеличивают эффективность предприятия, формируют новые возможности и перспективы.

Но в любом случае, и я хотел бы это особо подчеркнуть, изменения не происходят сами собой, для этого необходимы значительные, и что очень важно, скоординированные усилия всех заинтересованных сторон, к чему я хотел бы призвать ИКТ-сообщество, в том числе пользуясь "трибуной" CNews.

CNews: В чем заключаются сложности с нефинансовыми методами оценки?

Сергей Канев: Казалось бы, никаких сложностей быть не должно. Ведь есть же хорошо известные и давно существующие нефинансовые показатели – это и износ основных фондов, и производительность труда, и удовлетворенность заказчиков, количество изобретений на одного сотрудника, и многие другие, в том числе специфические отраслевые, например, уровень цифровизации. Но сейчас, как уже говорилось, они используются в основном для оценки эффективности работы отдельных подразделений, или как "довесок" к финансовым. При этом главная и нерешенная пока проблема состоит в их агрегировании и правильной оценке влияния на будущие финансовые потоки, и, соответственно, на стоимость бизнеса и его устойчивость. Иными словами, нефинансовые показатели есть, но их в нынешнем виде крайне сложно, а зачастую и невозможно привязать к финансовым, и использовать как единую сбалансированную систему оценки. Более того, между финансовыми и нефинансовыми показателями есть принципиальная разница – если первые, в основном, обращены в прошлое и констатируют факт, то вторые – в будущее, отражая состояние производственной инфраструктуры, и, как следствие, возможность получать доход и впредь. Но, как известно, будущее зависит от столь большого количества факторов и их взаимовлияния, что предсказать, насколько именно повлияет на EBITDA, скажем, снижение износа производственных фондов на 10% и энергопотребления на 15%, вряд ли представляется возможным. Вернее это возможно только по принципу "при прочих равных условиях", чего в жизни не наблюдается даже в относительно стабильные годы, не говоря уже о текущей ситуации.

CNews: Какие решения будут наиболее востребованы в связи с намечающимся изменением принципов оценки бизнеса?

Сергей Канев: Для этого нужно сначала ответить на вопрос – а что уже сделано, какие вопросы решены?

Если кратко оценивать сложившееся положение с корпоративной информатизацией, то с некоторыми допущениями можно утверждать, что сейчас решен, и то - не до конца, лишь вопрос учета, но никак не управления. ИКТ лишь помогают констатировать факт несколько быстрее, чем с использованием только ручного труда. Причем, ввиду "очаговости" развития ИТ (как следствие – ручной ввод первичной информации при многократном его дублировании), до сих пор не решен вопрос объективности учетной информации и ее актуальности.

В свою очередь, оценивать эффективность ИКТ в принципе возможно лишь в том случае, если реализован не только учетный контур, но и управляющий, причем не локально (применительно к отдельной функции или набору функций), а сквозным образом – применительно к ключевым производственным бизнес-процессам. Для иллюстрации приведу простой пример: на одном, очень крупном, производственном предприятии примерно треть производимой продукции остается невостребованной по той простой причине, что за время подачи заявки на производство и исполнения заказа заказчик несколько раз корректирует объем и номенклатуру заказа, но на производство, ввиду той самой лоскутной информатизации, эта информация просто не успевает дойти.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Поэтому направления дальнейшей информатизации и ее инструментарий довольно очевидны – это создание единого учетно-управляющего контура. Рассматривая то, что потребуется для этого, пойдем сверху вниз по "пирамиде" ИТ: от бизнес-ПО к инфраструктуре.

Одним из накопленных за последние годы "перекосов" в корпоративной информатизации, связанным с превалированием финансовых критериев оценки, является явный крен в сторону автоматизации финансового учета верхнего уровня, при существенно меньшем внимании к автоматизации производственных процессов. В результате сейчас, когда основной бизнес (производство) остался единственным источником финансирования, выясняется, что о нем-то как раз на верхних уровнях управления достоверно ничего или почти ничего не известно, поскольку практически отсутствуют и вертикальные, и горизонтальные информационные связи. Поясню: во-первых, отсутствуют или недостаточны связи с уровнем автоматизации технологических процессов (а зачастую уровень АСУТП вообще не реализован), практически отсутствует принципиально важный для успешной работы в быстро меняющейся бизнес-среде уровень автоматизации оперативного управления производством. Это что касается вертикальных связей, наиболее характерных для промышленных предприятий. На горизонтали – а это касается уже предприятий абсолютно всех отраслей экономики - отсутствуют или недостаточны связи между финансовыми системами (как правило, это модули ERP) и специализированными отраслевыми.

Пути решения этой проблемы очевидны: внедрение недостающей функциональности, в первую очередь, на уровне оперативного управления основной деятельностью, внедрение систем автоматизации оперативного управления и планирования производством, выполняющих в т.ч. и роль "вертикального" интерфейса, гибкая горизонтальная интеграция информационных систем на базе интеграционных продуктов (SOA), позволяющая обеспечить обмен информацией между используемыми системами.

На уровне ИКТ-инфраструктуры, несомненно, востребованы инструменты снижения издержек: как на владение самой ИКТ-инфраструктурой, так и издержек предприятия в целом. Как правило, наиболее оптимальным решением, позволяющим не только экономить, но и создавать дополнительные технологические возможности для развития бизнеса, являются оптимальная централизация, стандартизация используемых решений, создание единой информационной и телекоммуникационной среды предприятия, которая позволяет контролировать как внутренние издержки, так и оптимизировать расходы с внешними поставщиками услуг. Ее базовые элементы: сетевая, телекоммуникационная, вычислительная инфраструктура предприятия, системы управления и мониторинга как ИКТ-, так инженерной инфраструктуры, актуальные и отвечающие требованиям бизнеса приложения, их централизация на базе отказоустойчивых ЦОД (собственных или внешних), системы накопления знаний, более широкое использование технологий виртуализации и доставки приложений, системы профессионального развития и обучения персонала…

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Есть еще целый ряд вполне очевидных инструментов, позволяющих в комплексе с перечисленными выше решить задачу создания гибкой сбалансированной системы сквозного управления предприятием и организацией, нет смысла приводить их все. Но, еще раз подчеркну, количественный эффект от их внедрения можно напрямую оценить только через нефинансовые показатели.

CNews: У вас хорошее бизнес-образование (MBA, DBA). Не возникает ли у вас желания "продвинуть экономическую науку", например, в аспекте методов оценки эффективности бизнеса?

Сергей Канев: Я давно занимаюсь этой темой. Она мне интересна. Изучение разнообразной литературы по оценке бизнеса показало, что факторам влияния информационных активов на эффективность бизнеса, его стоимости не уделяется должного внимания. Терминология не устоялась, методы пока не разработаны. Однако общее понимание проблематики, возможные варианты решений практических задач такого типа у меня уже сложились. В ближайшее время планирую опубликовать интересные материалы по этой теме.