Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Сергей Канев: Есть шанс кардинально изменить отношение бизнеса к ИТ

Нестабильная экономическая ситуация заставляет бизнес искать пути для экономии. Многие компании с этой целью сокращают расходы на ИКТ, априори считая их малоэффективными. О причинах такой ситуации, правильном подходе к оценке эффективности и финансовых затрат на ИТ, а также о перспективах развития рынка CNews рассказал Сергей Канев, вице-президент BCC.

CNews: Что сейчас происходит с рынком информационно-коммуникационных технологий, каковы перспективы его развития?

Сергей Канев: ИКТ-рынок нельзя рассматривать в отрыве от экономики в целом, частью которой он, собственно, и является. Развитие экономики определяет и качественные, и количественные его показатели, а главное – перспективы.

Говорить о количественных показателях в 2009 году – объемах, темпах роста, и строить прогнозы на основе анализа этих данных – пока, на мой взгляд, преждевременно, в том числе и потому, что ИТ-рынок – единственный сегмент экономики, по которому полностью отсутствуют официальные квартальные статистические данные, да и годовые очень далеки от совершенства.

Сейчас имеются отрывочные данные исследовательских агентств по первому и второму кварталам 2009 года. Они, на первый взгляд, неутешительны - фиксируется почти двукратный спад в денежном выражении. Но, во-первых, экономическая ситуация во втором полугодии как в России, так и в мире, все-таки улучшается, а во-вторых, более правильно сравнивать сопоставимое, т.е. принимать во внимание влияние динамики цен на ИКТ-продукты и услуги. В сопоставимых ценах даже в первом полугодии падение сегмента ИТ-услуг, в отличие от сегментов оборудования и ПО, было минимальным.

Тем не менее ситуация на рынке очень тревожная, и главным образом потому, что бизнес, стремясь к сокращению затрат, пошел по самому простому пути - значительного урезания инвестиций в развитие и обновление основных фондов, в том числе и в ИКТ. При этом сокращение инвестиций в ИКТ идет даже опережающими темпами.

Данный факт наглядно иллюстрирует то, что вложения в ИКТ до сих пор воспринимаются исключительно как затраты, а не как инвестиции в повышение эффективности бизнеса, совершенствование управления предприятием, организацией.

На мой взгляд, основных причин тут три, причем они взаимосвязаны. Первая заключается в отсутствии принятых единых требований к развитию корпоративных информационных и телекоммуникационных систем как неотъемлемой части базовой производственной инфраструктуры. На практике единый процесс информатизации разбивается на отдельные, с годовым периодом реализации, слабо связанные между собой проекты, даже успешное выполнение которых не в состоянии оказать заметное влияние на бизнес. Вторая - в отсутствии объективных показателей эффективности вложений в ИКТ, оценки влияния успешных ИКТ проектов и состояния ИКТ на бизнес-результаты и стоимость предприятия, требований к минимально-достаточному уровню их финансирования и т.п. Третья и, пожалуй, самая главная – в отсутствии мотивации менеджмента не на краткосрочные результаты и текущую рыночную оценку (с максимизацией прибыли текущего периода, чаще достигаемую резким сокращением инвестиционных и операционных расходов), а на устойчивое, последовательное развитие инфраструктуры предприятия с соблюдением показателей отраслевой эффективности, и улучшение таких принципиально важных для устойчивого развития предприятия в быстроменяющейся среде показателей как управляемость, гибкость, адаптивность, готовность к выпуску новой продукции и др.


Сергей Канев: ИКТ-рынок нельзя рассматривать в отрыве от экономики в целом

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Одно из наиболее очевидных последствий сложившейся ситуации – необоснованно высокая значимость для менеджмента текущих конъюнктурных финансовых показателей, при хроническом недофинансировании тех составляющих (включая ИКТ), которые оказывают влияние на долгосрочные позиции предприятия. Причем иногда ситуация доводится вообще до абсурда. Ведь сложно себе представить, что при строительстве 10-ти этажного офиса делают лифт не с 1-ого этажа до 10-ого, а один с 1 по 5-ый этаж, второй, с 8 по 10-ый, а с 5-ого по 8-ой лифта вообще нет, надо идти пешком… А еще могут быть варианты, когда с 1-ого по 5-ый лифта просто нет. Вот именно так, в своей основной массе, сейчас выглядит ИКТ-инфраструктура предприятий. А ведь только при "сквозной" автоматизации достигается максимальный эффект от использования информационных систем. Полная интеграция производственных систем с учетными, front-офисных систем с back-офисными, интеграции ИС предприятия с ИС поставщиков и заказчиков – является понятной, но редко реализованной практикой на российских предприятиях.

Тем не менее, кризис, как известно, порождает не только проблемы, но и возможности. Они связаны, в первую очередь, с вероятным изменением подходов к оценке бизнеса, введением новых систем мотивации, побуждающих к внедрению информационных и других, новых, высокоэффективных технологий. Даже шире – побуждающих мотивов к развитию новой архитектуры бизнеса, акцентов на оценку эффективности каждого бизнес процесса, и значительному росту роли ИТ в стратегии развития любого предприятия.

CNews: Что это за изменения и как они влияют на ИТ-рынок?

Сергей Канев: Изменений много – сейчас вообще речь идет о возможной кардинальной смене парадигмы развития мировой экономики. Если этот процесс действительно имеет место, то одним из ключевых станет изменение принципов, методов оценки компаний, стоимости бизнеса, и, следственно, критериев оценки менеджмента. Существующие сегодня методики оценки компании (инвестиционной привлекательности бизнеса) основаны в первую очередь на оценке финансовых и рыночных показателей. При этом структура, состояние и эффективность бизнес-процессов, управляемость, состояние и соответствие бизнес-задачам корпоративных информационных систем и инфраструктуры, и, что актуально сегодня, стрессо-устойчивость бизнеса фактически не рассматриваются. Подобные показатели практически отсутствуют в используемых методиках оценки компаний, или же влияние их на результаты оценки минимальные. Тем не менее, рискну предположить, что в ближайшем будущем ситуация начнет меняться.


Сергей Канев: ИКТ не могут и де-факто не являются затратной статьей для бизнеса

Сейчас, на фоне системных проблем финансовых рынков, прибыль от основной деятельности (а отнюдь не рост капитализации и внешние заимствования) становится главным источником дохода владельцев бизнеса и средств для развития предприятия. Поэтому, в условиях слабой предсказуемости внешней среды положение, когда основные производственные процессы представляют собой слабоуправляемый "черный ящик", когда информационные потоки предприятий не структурированы, а верхний уровень управления не имеет актуальной информации для принятия управленческих решений, - это грозит самыми серьезными последствиями. Менеджмент, не имея необходимых инструментов управления, не в состоянии гарантировать, что существующие финансовые потоки сохранятся в ближайшем будущем, не говоря уже о невозможности адекватно реагировать, скажем, на снижение спроса, оперативно принимать решения по сокращению именно тех издержек, которые действительно можно сократить без ущерба для основной деятельности компании, качества производимой продукции/услуг, безопасности производственного процесса.