Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Переходим на Linux: грамотный выбор дистрибутива

Если компания планирует переход на Linux, ей придётся сделать непростой выбор. Не существует единого дистрибутива Linux, система распространяется в различных вариантах. Использование неподходящего дистрибутива может привести к непредсказуемым результатам.

Linux в корпоративном секторе

Создание и модернизация любой корпоративной ИТ-системы требуют принятия ответственных решений. Одним из них является выбор операционной системы, как для серверов, так и для рабочих станций. В последнее время всё большую популярность в корпоративном секторе завоёвывает Linux.

Для серверов, обеспечивающих взаимодействие с интернетом, эта система (а также близкие к ней ОС семейства BSD) уже давно является распространенным решением. В последние годы Linux используется и для серверов баз данных. Крупнейшие поставщики систем управления базами данных – Oracle и IBM, – активно продвигают свои продукты, работающие под управлением Linux. Есть решения Linux и для других серверов.

Linux на рабочих станциях (настольные компьютеры, ноутбуки) – решение пока что не массовое. Но во многих случаях этот вариант тоже может быть оправдан. Так, для рабочих мест с набором определенных функций (ввод данных или кассовое обслуживание) Linux позволяет создать пользовательскую среду, в которой неопытный сотрудник не сможет запутаться или изменить настройки.

Какой дистрибутив лучше?

Если на каких-либо компьютерах предполагается установить Linux, важно правильно выбрать дистрибутив этой операционной системы.

Если операционная система Windows разработана одной фирмой-производителем – Microsoft, то ОС Linux, напротив, создаётся открытым сообществом, в работе которого участвуют как крупнейшие компании (например, IBM и Hewlett Packard), так и независимые разработчики. Благодаря открытому исходному коду, вклад каждого из многочисленных участников Linux-сообщества придает надёжность быстро развивающейся системе.

Эта ОС основана на модульном принципе. Собственно Linux – это так называемое ядро операционной системы; кроме него, требуется множество других программ и библиотек, обеспечивающих необходимую функциональность. Такое построение системы идет ещё от испытанной временем ОС Unix и обеспечивает преимущества как в надёжности и безопасности, так и в развитии самой системы. (Кстати, большинство тех же модулей успешно работают под управлением систем семейства BSD, а иногда и Windows).

Опытный специалист в принципе может самостоятельно “собрать” работающую ОС из модулей. Такая сборка – сложный и долгий процесс; её давно уже практически никто не производит (кроме как в целях обучения или развлечения, а также для выполнения некоторых специальных задач). Система поставляется в виде готового дистрибутива, который можно установить и использовать.

Дистрибутив включает в себя различные программные модули, требуемые для работы системы. При его установке они размещаются на компьютере должным образом и готовы к работе. После этого на компьютере можно произвести дополнительную, более тонкую настройку.

Системная интеграция – дело специалиста

Ещё раз подчеркнём, что выбор ОС (и, в частности, Linux) – лишь одна из задач при создании или обновлении ИТ-системы. К сожалению, во многих случаях к этой задаче относятся недостаточно ответственно. На компьютеры просто устанавливают “какую-нибудь” систему и “какие-нибудь” программы – “лишь бы заработало”. Иногда руководители предприятий, прочитав рекламные материалы, надеются, что сам факт установки какого-либо дистрибутива (например, Windows или Linux) обеспечит высокую надёжность и безопасность. Как правило, такие надежды не сбываются.

Чтобы обеспечить подлинную надёжность и безопасность, требуется тщательно продумать все аспекты ИТ-системы предприятия при её создании или модернизации. Проектирование и реализация качественной ИТ-системы требует участия опытных специалистов. Более того, после того, как система запущена, требуется поддержка специалистом её работоспособности – системное администрирование.

Существуют программные продукты (в частности, некоторые специализированные дистрибутивы Linux), которые специально созданы для установки и работы без квалифицированного администратора. Тем не менее, обычно, специалист требуется в любом случае; просто вышеупомянутые системы могут уменьшить объем его работы.

Любой компании, независимо от масштаба, необходимо участие специалистов (или как минимум одного специалиста) в системной интеграции. Без этого, как правило, невозможно добиться стабильной работы ИТ-системы.

Существуют различные варианты привлечения специалистов. Прежде всего, можно принять на работу опытного системного администратора и поручить интеграцию ему. Не всегда обязательно нанимать такого специалиста на полный рабочий день – “приходящий администратор”, посещающий офис лишь по необходимости и проводящий оперативную поддержку системы удалённо, может быть отличным вариантом для небольшой компании. А вот уровень специалиста должен быть действительно высоким; работать с неопытным студентом не следует. (Хотя студенты, иногда, могут быть отличными помощниками администратора).

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Можно также заказать услуги системной интеграции какой-либо компании. (В частности, российские поставщики Linux успешно ведут подобные проекты.) В любом случае, интеграцию можно поручать специалисту или компании, к которым руководство испытывает доверие. Опрометчивые решения могут дорого обойтись компании.

При выборе дистрибутива Linux решение должны принимать именно специалисты, которые обеспечат интеграцию и в дальнейшем возьмут на себя администрирование. У них могут быть разные критерии при выборе. Даже если администратор выбирает дистрибутив самостоятельно, поскольку он его “хорошо знает”, – это нормально; в случае, если функциональные возможности дистрибутива достаточны, такой выбор обеспечит максимальное качество администрирования.

Однако решение об окончательном выборе дистрибутива всё же следует взвесить. Некоторые варианты могут быть отсеяны сразу. В частности, система не должна быть целиком зависима от одного специалиста или его команды; другой системный администратор должен иметь возможность заменить его. Конечно, это зависит не только от дистрибутива, но и правильного выбора администратора.

Без привлечения специалистов устанавливать Linux следует лишь в ознакомительных целях и то на компьютер, не имеющий выхода в интернет. Но даже в этом случае желательно найти специалиста, способно дать консультацию по телефону или электронной почте, чтобы быстро разрешать вопросы, возникающие при установке. Для “первого знакомства” с системой без посторонней помощи подходят так называемые LiveCD – дистрибутивы, которые загружаются с компактов-дисков и не требуют инсталляции.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Свойства дистрибутивов

ОС Linux отличаются друг от друга по многим параметрам. Мы рассмотрим лишь те из них, которые особенно важны для выбора дистрибутива в корпоративном секторе. Большинство современных дистрибутивов Linux – универсальные. В такой дистрибутив включено множество программ – от WWW- и FTP-серверов до настольных “офисных” приложений. Конечно, нет необходимости устанавливать их все; можно выбрать набор ПО, оптимальный для той или иной задачи.

Существуют также и специализированные дистрибутивы – специально предназначенные для интернет-сервера, рабочей станции и пр. Общеизвестно, что “Linux - бесплатен”. Действительно, как ядро Linux, так и немалое количество модулей к этой системе – ПО с открытым исходным кодом. Это означает, в частности, что сами по себе программы распространяются свободно. Подавляющее большинство дистрибутивов также можно свободно копировать и устанавливать на любое число компьютеров – это абсолютно законно; но некоторые дистрибутивы, такие как коммерческий Red Hat Enterprise Linux, требуют оплаты.

Система Linux состоит из множества программных модулей. В дистрибутивах Linux предусмотрены механизмы для установки, замены, обновления и т.п. различных программных модулей - пакетов. Качественные средства управления пакетами позволяют содержать систему в таком виде, который заметно облегчит администрирование.

В большинстве современных дистрибутивов используется одна и та же система управления пакетами – RPM. Она работает достаточно стабильно и принята за основу в известном стандарте Linux Standard Base. Существуют и другие системы управления пакетами. наиболее известная из которых – dpkg, применяемая в Debian GNU/Linux и основанных на нём дистрибутивах. Она несколько сложнее, чем RPM, но предоставляет более широкие возможности.

К сожалению, в современных программных пакетах (включая и ПО, входящее в состав дистрибутивов Linux) нередко обнаруживаются уязвимости, ставящие под угрозу безопасность системы. Правда, грамотная настройка Linux позволяет свести к минимуму возможный вред от таких ошибок, но всё же весьма желательно как можно скорее получать исправленные версии. И большинство дистрибутивов предоставляет такую возможность. Зачастую пакеты с исправлениями можно устанавливать даже в автоматическом режиме (система периодически проверяет наличие обновлений от производителя, получает их из сети и устанавливает, пользуясь средствами управления пакетами).

Важно, насколько оперативно предоставляются обновления для конкретной версии дистрибутива. На корпоративных системах, как правило, новые версии не устанавливаются сразу после выхода. Поэтому, если при появлении новой версии дистрибутива более не создаются обновления безопасности для старой, такой дистрибутив вряд ли применим в корпоративном секторе.

Даже квалифицированный специалист не может знать абсолютно всё о системе. Поэтому необходима возможность получения технической поддержки. Коммерческие поставщики дистрибутивов Linux, как правило, обеспечивают те или иные виды поддержки за определённую плату. Нередко техническая поддержка предлагается в комплекте с самим дистрибутивом при покупке “коробочной версии”, или же в качестве послепродажной поддержки.

Заметим, эти услуги бывают весьма различны, как по уровню, так и цене – от консультаций по телефону или электронной почте в течение 1-3 месяцев до контрактных обязательств по разрешению возникших проблем в определённый срок.

Однако, если администрированием системы занимается грамотный специалист, главным источником поддержки для него может стать неформальное Linux-сообщество. В интернете можно получить поддержку множества опытных администраторов и разработчики программных пакетов. Вокруг большинства дистрибутивов также формируются те или иные сетевые сообщества, но их многочисленность общая квалификация не одинаковы. Более того, некоторые дистрибутивы разрабатываются открытым сообществом как таковым, а не тем или иным вендором. Одним из таких дистрибутивов является, к примеру, Debian GNU/Linux.