Спецпроекты

От модемов до облаков: "ИнфоТеКС" 20 лет на рынке ИБ

Безопасность Стратегия безопасности Техническая защита Пользователю Администратору Новости поставщиков
Два десятка лет - достаточно большой срок для любого активно развивающегося рынка, в том числе информационной безопасности. Очевидно, что перемены коснулись всех сегментов рынка - и заказчиков, и политики, и стандартов и, в первую очередь, решений. О том, как трансформировался ИБ-сектор, что нового принес последний год, на какие направления следует сделать ставку и в чем основной секрет успеха, CNews рассказал Андрей Чапчаев, генеральный директор одного из "очевидцев" событий - компании "ИнфоТеКС", отмечающей в текущем году свой двадцатилетний юбилей.

CNews: Какие проекты стали для вас ключевыми и почему?

Андрей Чапчаев: У нас достаточно много ключевых проектов, о них можно говорить долго, но, бесспорно, одним из интересных является наше участие в создании ИБ-системы для инфраструктуры Электронного правительства, создаваемой "Ростелекомом". У нас в этом проекте относительно небольшая роль - мы должны сделать VPN-сеть для защиты обмена данных между порталом госуслуг и множеством федеральных органов исполнительной власти, ответственных за предоставление госуслуг в электронном виде, но мы гордимся, что нас выбрали в качестве одного из исполнителей. Реализация этого социально важного проекта резко сократит дистанцию между населением и государством и снимет многие барьеры в получении населением госуслуг практически мгновенно и безо всяких проволочек.

CNews: Как вы считаете, что принес рынку закон "О персональных данных"? Как он повлиял на деятельность компании?

Андрей Чапчаев: В целом закон очень позитивен тем, что на уровне федерального законодательства зафиксирована необходимость защиты персональных данных – ведь, что говорить, долгие годы этой проблемой в постсоветской России откровенно пренебрегали.

На нашу деятельность этот закон сильно не повлиял. Крупные компании и ведомства, с которыми мы работаем уже многие годы, и до него ответственно относились к защите персональных данных, и не только их. Поэтому, когда закон вступил в силу, нам не составило труда получить сертификаты ФСТЭК России, подтверждающие, что наши ИБ-решения могут использоваться в информационных системах персональных данных (ИСПДн) вплоть до систем 1-го класса, содержащих персональные медицинские данные. ИБ-продукты "ИнфоТеКС" и до вступления закона в силу успешно использовались для защиты персональных данных в системах Пенсионного фонда РФ, ФОМС, ФСС и других организациях, консолидирующих гигантское количество записей о гражданах. Здесь традиционная российская ситуация – кто серьезно относился к этому вопросу, тот продолжает уделять этому внимание, кто пренебрегает, тот и дальше будет придерживаться такой политики. Покупатели наших решений из первой категории, поэтому для нас ничего не изменилось.

При этом, безусловно, данный закон увеличил спрос на консалтинговые услуги по разработке моделей угроз, инструкций и правил пользования системами. Ответственные организации с помощью подобного консалтинга привели свою внутреннюю нормативную базу в порядок и дополнили ей уже существующие у них ИБ-системы. Безответственные - за счет всевозможных моделей, инструкций и правил сделали видимость защиты персональных данных, не вкладывая средства в развертывание реальных ИБ-решений, обеспечивающих самим своим функционированием соблюдение правил и инструкций. Мы, естественно, такими консалтинговыми услугами не занимаемся, поскольку консультирующая компания должна непредвзято рекомендовать решения и не имеет права быть связанной ни с каким производителем, иначе ее консультирование трудно будет назвать независимым.

CNews: За счет чего удается достичь успеха и оставаться в лидерах? Что помогает в работе?

Андрей Чапчаев: Истинного ответа на этот вопрос не знает никто. Нужно все время думать о перспективных решениях для будущего рынка, и, так как и первое, и второе достаточно туманны, важно к этому процессу подключить хорошую команду исследователей - а для этого ее как минимум нужно иметь.

В работе лучше всего помогает ее наличие и те люди, команда, которые помогают ее осуществлять.

CNews: Расскажите о компании изнутри. Какие у вас сотрудники, как организована работа? Есть ли корпоративные программы обучения? Какие качества работников вы цените больше всего?

Андрей Чапчаев: Изнутри компания имеет стеклянные стены, белые диваны перемежаются с оранжевыми, кофеварки чередуются с декоративными пальмами. Совещания проектных групп проходят на диванах под пальмами рядом с кофеварками, совещания по линии вертикальных структур - в кабинетах руководителей или переговорных комнатах.

Если говорить серьезно, то у нас совершенно обычные сотрудники, есть ветераны, отработавшие в компании 10 и более лет, и новое пополнение. Последние несколько лет наш коллектив активно растет, и при этом текучесть кадров невелика и не превышает 10% от общей численности в год.

В крупных подразделениях, таких как центр разработки и департамент продаж и перспективных проектов, используется матричная система управления. Для реализации проекта на время его выполнения формируется проектная группа под руководством менеджера проекта. Линейные руководители (в первую очередь, начальники отделов) отвечают за соблюдение бизнес-процессов, технологии, развитие и оценку персонала, пополнение базы знаний в сфере интересов отдела.

Для компании, работающей в сфере высоких технологий, на наш взгляд, есть две важных вещи. Во-первых, должна быть правильная пропорция между инноваторами и исполнителями. Во-вторых, необходимы развитые навыки командной работы сотрудников: никакие инновации нельзя реализовать, если они не превращаются в план работы команды.

CNews: Как сказался кризис на вашей компании?

Андрей Чапчаев: Слава Богу, кризис никак не отразился на нашем бизнесе, и можно даже сказать, что он повлиял на нас позитивно. Мы сумели за кризисный год увеличить объем продаж на 10%, набрать на рынке квалифицированный персонал, который был вынужден покинуть другие компании. На какой-то момент времени мы были избавлены от пресса зарплатных ожиданий, что позволило коллективу сосредоточиться исключительно на производственных задачах.

CNews: Чего не хватает ИБ-рынку на настоящий момент?

Андрей Чапчаев: Мне кажется, все с этим рынком нормально – есть и спрос, и бюджеты, остается только работать.

CNews: Каковы дальнейшие планы компании?

Андрей Чапчаев: Будучи коммерческой организацией, мы, конечно же, ставим перед собой задачу увеличения нашей доли на рынке РФ минимум до 15% (в конечных ценах на наши изделия и с учетом сопутствующих услуг по консультированию и развертыванию систем), мы также очень рассчитываем на продвижение наших технологий на рынки стран СНГ, и самой главной задачей для нас на предстоящее 5-летие является создание решений, конкурентоспособных на международном рынке. При этом в ближайшие пару лет мы будем активно искать и разрабатывать решения по защите информации в "облаках" и виртуальных средах, а также развивать ИБ-средства для резко растущего рынка мобильных средств.

Важным технологическим приоритетом для нас будет создание технологического задела для наших будущих решений. Для хай-тек компании это то же самое, что разведанные запасы нефти и газа для нефтегазового предприятия - именно технологический задел позволит нам обеспечить рост капитализации нашей компании в долгосрочной перспективе.

Более подробные детали являются нашей коммерческой тайной.

Максим Самойленко / CNews


Событие месяца

CNews FORUM 2019 прошел с рекордным успехом

Более 1,5 тысяч гостей;     100 экспертных докладов;   50 инновационных стендов

Компания месяца

Мы все больше средств направляем на цифровизацию процессов

Алла Антонова

врио ИТ-директора X5 Retail Group