Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Oracle и SAP: большая битва за маленькую компанию

Противостояние двух крупнейших поставщиков решений для автоматизации бизнеса набирает силу. Недавно камнем преткновения двух гигантов стала небольшая американская компания Retek – разработчик ПО для автоматизации розничной торговли. В борьбе за ее приобретение Oracle бросает вызов SAP и обещает устроить конкуренту «войну технологий».

Вопреки обещаниям

Небольшая компания из Миннеаполиса, заинтересовавшая одновременно Oracle и SAP, специализируется на создании комплексных бизнес-систем для автоматизации розничной торговли. Программное обеспечение Retek помогает находить наиболее эффективные решения вопросов об оптовой закупке товаров и распределении их между розничными магазинами. Продукты компании используются для управления товарными потоками во многих крупных торговых сетях, таких как The Gap и Best Buy. По оценкам аналитиков, Retek - лидер в этой нише, но конкуренты наступают на пятки, предлагая аналогичное программное обеспечение. Компания страдает также от того, что крупные розничные сети консервативно относятся к ИТ и требуют особого подхода со стороны поставщиков ПО.

В начале марта SAP предложила Retek купить ее акции по $8,5 за каждую, заплатив в общей сложности $496 млн. Представители сторон договорились заключить договор в начале апреля этого года, после соблюдения всех формальностей учредителями и контролирующими органами. Однако спустя несколько дней, руководство Oracle сделало Retek более выгодное предложение – заплатить по $9 за акцию. Примечательно, что заявления было сделано вопреки обещанию Ларри Эллисона (Larry Ellison), президента Oralce, не покупать ИТ-компании, пока поглощенный в начале января PeopleSoft полностью «не растворится».

Ларри Эллисон: Мы собираемся устроить SAP настоящую войну технологий
Ларри Эллисон: Мы собираемся устроить SAP настоящую войну технологий

Впрочем, Oralce не скрывает своей агрессивной позиции по отношению к конкуренту. «Мы собираемся устроить SAP настоящую войну технологий, — цитирует Reuters слова г-на Эллисона, сказанные на встрече, посвященной корпоративной стратегии и финансовым прогнозам. — Мы считаем, что наши продукты — серверы приложений и СУБД — находятся в более тяжелой весовой категории, чем SAP NetWeaver. Это будет не совсем честная битва. Наша цель — агрессивный рост. Став «номером один», мы заработаем очень большие деньги».

Безусловно, Oracle и SAP не считают Retek дойной коровой. Маржа компании в прошлом году составила всего 4,7% - мизерная сумма для софтверной компании и весомая причина для выставления ее на аукцион. Годовой доход Retek составил немногим более $174 млн., что не может сравниться с миллиардными оборотами претендентов на ее контрольный пакет.

Внимание SAP и Oracle привлекли другие, факторы, например клиентская база Retek. Кроме The Gap и Best Buy, в нее входят Abercrombie&Fitch, Nordstrom, Radio Shack, британская Sainsbury's, Sears, и немецкая Tesco. Пополнение клиентуры такими именами – большой плюс для обеих компаний. Кроме того, для Oracle клиенты Retek имеют особое значение: некоторым из них компания поставляет свои СУБД, но в то же время программные решения Oracle ими практически не используются. Со своей стороны, руководство SAP, принимая решение о покупке Retek, предполагало, что продукты Retek, дополнив ее собственную линейку ПО для управления бизнесом, помогут компании завоевать рынок розничной торговли, который пусть и медленно, но начинает проявлять интерес к информационным технологиям.

Непаханое поле

Стоит отметить, что помимо завидной клиентуры у Retek есть еще одна привлекательная особенность. По мнению экспертов, в ближайшие годы в секторе розничной торговли следует ожидать увеличения расходов на программное обеспечение после длительного периода относительно небольших покупок. В то время как другие отрасли практически истощили себя, истратив большие средства на ИТ во время интернет-бума, сектор розничной торговли и близко не подошли к этому пределу.

«Большинство розничных торговцев за последние несколько лет тратили на технологии меньше, чем было необходимо; они не перерасходовали средства, как это случилось в других секторах, - говорит Питер Коулмен (Peter Coleman), аналитик рынка ценных бумаг из ThinkEquity Partners. - Следовательно, они находятся на начальной стадии значительного цикла усовершенствования». По оценкам аналитиков, оборот мирового рынка розничной торговли составляет около $10 млрд. Разумеется, производители программного обеспечения смотрят на этот сектор как на неисчерпаемое море клиентов.

В то же время технологии розничной торговли постоянно усовершенствуются. Новые стандарты штрих-кодов, рост объема данных, которые необходимо обрабатывать, новые технологии в магазинах – все это требует широкого применения информационных технологий. Кроме того, по мнению экспертов, в течение нескольких лет индустрию ожидает еще одно сильное изменение: радиочастотные этикетки (RFID), которые лягут в основу новой системы штрих-кодов. Уже сегодня технологию RFID активно тестируют такие гиганты, как Wal-Mart Stores, Target и другие. Планируется, что использование радиочастотных этикеток снизит расходы на инвентаризацию и ограничит объемы краж.

Еще один признак перспективности рынка программ для розничной торговли - внимание к нему со стороны Microsoft. Недавно корпорация объявила об инициативе интеллектуализации розничных продаж - Smarter Retail Initiative, направленной на снабжение рынка кассовыми и RFID-системами.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Гонка вооружений

У SAP достаточно ресурсов для борьбы
У SAP достаточно ресурсов для борьбы

Несмотря на прогнозируемое развитие, эксперты предупреждают, что рынок ИТ для розничной торговли является крепким орешком, что отчетливо проявилось в работе Retek. Привередливость клиентов, сложность операций, низкая маржа, всевозможные проблемы с цепочками поставок – все это снижает привлекательность инвестиций в новый сегмент. Даже SAP, которая разрабатывает собственные приложения - аналоги продукции Retek, не может значительно увеличить маржу в этой сфере. Приобретение обкатанных технологий Retek может стать первым шагом стремительного развития рынка ИТ для розничной торговли.

У Oracle и SAP есть время и ресурсы для того, чтобы побороться, и приобретение Retek станет желанной наградой для любого победителя. Коулмен считает, что эту битву выиграет Oracle. «Для SAP победа Oracle станет стимулом для усиления своей позиции на рынке и обхода конкурента, - говорит он. - Для SAP это [приобретение Retek] было бы прекрасно, но не обязательно. Это обязательно для Oracle».

Тем не менее, противостояние двух гигантов набирает обороты. Сразу после поглощения PeopleSoft компанией Oracle, SAP приобрела компанию TomorrowNow, специализирующуюся на обслуживании клиентов PeopleSoft и J.D.Edwards. Портфолио TomorrowNow насчитывает около ста крупных компаний, включая Nestle и Lockheed Martin. Представители SAP заявили, что они предложат клиентам TomorrowNow очень выгодные условия для перехода на платформу NetWeaver.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Корпорация Oracle заявляет о своих планах стать «номером один» в мире именно за счет расширения своего присутствия на рынке серверов бизнес-приложений. В сегменте СУБД компания лидирует в мире, но значительно уступает SAP в секторе ПО. В то же время немецкая компания не имеет собственных разработок в области баз данных. Oracle в своей дальнейшей деятельности будет комбинировать собственный рост и покупку других компаний для того, чтобы захватить лидерство и сегменте бизнес-приложений. «Наши размеры позволяют нам вести агрессивную ценовую политику, но мы будем аккуратно использовать этот инструмент», — сказал г-н Эллисон.

«Стратегия слияний и поглощений Oracle не так проста, как заявляет об этом компания, - отмечает аналитик рынка ценных бумаг Тэд Пайпер (Tad Piper) из Piper Jaffray. - Она однозначно мотивирована приобретением клиентов, к которым пока не имеет доступа. По этим причинам Oracle преследовала цель поглощения конкурента PeopleSoft более года. У PeopleSoft практически то же портфолио, но компания поставляла свои решения тысячам мультинациональных корпораций по всему миру, которые были нужны Oracle».

Приобретение PeopleSoft подтверждает мнения аналитиков. За счет этой сделки Oracle в одночасье превратился во второго по величине производителя бизнес-приложений в мире. По оценкам экспертов, после слияния с PeopleSoft Oracle получит контроль над 25% мирового рынка бизнес-приложений, в то время как SAP сохранит свои 39%. Очевидно, что жесткая борьба за рынок продолжится.

Сергей Игнатов / CNews