Корпоративный e-mail-архив: обяжут всех
Появление новых и новых законодательных и отраслевых стандартов, рекомендующих или требующих хранить всю электронную почту предприятия, в конце концов приведет к обязательному наличию корпоративных архивов корреспонденции в каждой компании. А почему бы нет? Архивы можно использовать для маркетинговых исследований и выявления инсайдеров. Вот только понравится ли это сотрудникам компаний?Сегодня каждая компания использует электронную почту как одно из основных средств коммуникации. При этом на крупных предприятиях ежедневный объем электронной корреспонденции может составлять десятки и сотни гигабайт. Все эти сообщения хранятся в папках персональных почтовых клиентов служащих. Вследствие постоянного обмена письмами личные ящики сотрудников "разбухают", а программа для работы с корреспонденцией начинает "тормозить". Как результат, персонал просто удаляет сообщения, например, полугодовой давности, так что эти письма можно считать безнадежно утраченными.
Считается, что эффективно функционирующая ИТ-инфраструктура должна обязательно включать средство для создания архива корпоративной корреспонденции. Более того, хранение всех входящих и исходящих сообщений является хорошим стилем менеджмента. Причин тому несколько. Так, законодательные или отраслевые стандарты требуют от компаний создавать и хранить почтовые архивы (стандарт по ИТ-безопасности "Центробанка", Basel II, Акт Сарбаниса-Оксли и т.д.). Кроме того, анализ всех входящих и исходящих сообщений является эффективным методом расследования любых корпоративных инцидентов, особенно в сфере ИТ-безопасности и финансового мошенничества. Централизованный почтовый архив решает проблему резервного копирования электронных сообщений, которую в противном случае каждый сотрудник должен решать самостоятельно. В случае возникновения юридических претензий к компании и после проведения внешнего независимого аудита, аутентичные письма из корпоративного архива могут служить доказательством в суде. Наконец, при хранении всей корреспонденции появляется возможность делать специфические выборки и решать многие деловые задачи в области маркетинга, продаж и т.д. Следует рассмотреть подробнее каждую из этих причин, так как далеко не все из них носят рекомендательный характер.
Требования отраслевых и государственных стандартов
Сегодня существует целый ряд законов, так или иначе регулирующих действия коммерческих компаний и государственных организаций по хранению, архивированию, анализу и аудиту всей обрабатываемой корреспонденции. Можно выделить российские, иностранные и международные нормативные акты, со многими из которых отечественным предприятиям приходится иметь дело.
Соглашение Basel II. Одним из наиболее важных законов является соглашение Basel II ("Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы"), которое предъявляет целый ряд требований к национальным банковским системам и самим кредитно-финансовым организациям. Положения Basel II вступают в силу в 2006 году в большинстве стран, входящих в состав ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Россия намерена присоединиться к этому соглашению в 2009 году.
Данный нормативный акт требует от всех финансовых компаний рассчитать кредитные, рыночные и операционные риски с целью обеспечения резервного капитала, достаточного для покрытия таких рисков. Хотя в соглашении напрямую не говорится о мерах обеспечения ИТ-безопасности и вообще об ИТ-инфраструктуре банков, операционный риск определяется документом как "прямые или косвенные убытки вследствие неадекватных или неудовлетворительных внутренних процессов, действий персонала и систем, либо внешних событий". Таким образом, угрозы ИТ-безопасности и корректное функционирование ИТ-инфраструктуры входят в состав операционных рисков. Помимо этого, соглашение Basel II явно требует от кредитно-финансовых компаний создавать архивы корпоративной корреспонденции. Таким образом, у российских банков есть несколько лет, чтобы успеть подготовиться к вступлению международного закона в силу и модернизировать соответствующим образом свою ИТ-инфраструктуру, обеспечив в частности централизованное хранение электронных писем.
Стандарт ИТ-безопасности от "Центробанка". Требования соглашения Basel II вступят в силу в России лишь в 2009 году, однако уже сейчас отечественным банкам приходится иметь дело со стандартом "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения" (СТО БР ИББС-1.0–2006). Это уже вторая версия данного нормативного акта, которая была принята и введена в действие 26 января 2006 года Банком России.
Особый интерес представляет пункт 8.2.6.4 стандарта Банка России: "Электронная почта должна архивироваться. Архив должен быть доступен только подразделению (лицу) в организации, ответственному за обеспечение информационной безопасности. Изменения в архиве не допускаются. Доступ к информации архива должен быть ограничен". Таким образом, стандарт ЦБ требует от финансовых организаций не только создавать корпоративные архивы, но и обеспечивать аутентичность всей сохраняемой корреспонденции.
Следует отметить, что, несмотря на всю жесткость стандарта Банка России по многим аспектам обеспечения ИТ-безопасности, данный нормативный акт носит все-таки рекомендательный характер, отечественные банки не обязаны реализовывать требования "Центробанка" и проходить соответствующую сертификацию. Несмотря на это, есть все основания полагать, что характер стандарта легко может измениться в самое ближайшее время. В частности, сам документ содержит прямое указание на то, что это может случиться, да и стратегия Центробанка неминуемо приведет к обязательной реализации положений стандарта на практике.
Вдобавок, передовые российские банки уже обеспечили свою совместимость со многими требованиями стандарта ЦБ, а некоторые уже успешно прошли процедуру сертификации. Такая инициативность позволяет повысить привлекательность финансовой компании в глазах инвесторов и клиентов, минимизировать риски ИТ-безопасности и построить эффективно управляемую ИТ-инфраструктуру.
"Реализуя положения стандарта по ИТ-безопасности Банка России, обратите внимание на то, что корпоративный архив должен быть обязательно защищен от любых попыток несанкционированного доступа и фальсификации со стороны инсайдеров, - комментирует Денис Зенкин, директор по маркетингу компании InfoWatch, - Внедряя решение для создания централизованного хранилища во "Внешторгбанке", мы разбили роли пользователей архива так, чтобы гарантировать аутентичность всех сообщений. Наш подход включает выделение трех ролей. Администратор решения – может управлять продуктом и настраивать его, но не может получить доступ к сохраняемым сообщениям. Офицер ИТ-безопасности – не может контролировать продукт, но имеет права доступа к самой корреспонденции (для проведения расследований). Обычный пользователь – может инициировать аналитическое исследование для решения своих деловых задач. Такой подход позволяет обеспечить достаточно высокий уровень безопасности хранилища и удовлетворить всем требованиям стандарта по ИТ-безопасности Банка России и соглашения Basel II".
Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации". Данный закон был подписан 22 октября 2004 года президентом РФ. Согласно его положениям, государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, образовавшихся в процессе их деятельности. Более того, владелец архивных документов, к числу которых относятся входящие и исходящие электронные сообщения, обязан обеспечить финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов. Он также должен ограничить доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.
Таким образом, ИТ-инфраструктура государственной организации должна обязательно соответствовать требованиям федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации". Другими словами, должны быть внедрены соответствующие технические решения, позволяющие создавать архивы корреспонденции и контролировать доступ к ним.