Корпоративный e-mail-архив: обяжут всех
Появление новых и новых законодательных и отраслевых стандартов, рекомендующих или требующих хранить всю электронную почту предприятия, в конце концов приведет к обязательному наличию корпоративных архивов корреспонденции в каждой компании. А почему бы нет? Архивы можно использовать для маркетинговых исследований и выявления инсайдеров. Вот только понравится ли это сотрудникам компаний?Расследование инцидентов ИТ-безопасности
Хотя именно государственное и отраслевое регулирование является основным стимулом к созданию корпоративных архивов, бизнес сам по себе может получить немало преимуществ от такого подхода. Одно из них – возможность провести эффективное расследование практически любого инцидента внутренней ИТ-безопасности, то есть выявить инсайдера и доказать его вину.
На данный момент в российских организациях сложилась порочная практика проведения внутренних расследований, при которой персональные компьютеры подозреваемых служащих арестовываются, сами сотрудники сгоняются со своих рабочих мест, а специалисты по ИТ-безопасности последовательно изучают электронные письма в почтовом клиенте. Недостатки такого подхода очевидны. Во-первых, провести такое расследование незаметно для персонала практически нереально. Это значит, что через несколько минут после начала следственных действий вся организация узнает – в фирме завелся "крот". Не исключено, что в результате сплетен информация дойдет до прессы или конкурентов. Во-вторых, скрыть круг подозреваемых лиц невозможно. Другими словами, каждый сотрудник, чью рабочую станцию арестовали, будет знать, что руководство ему не доверяет. Это особенно плохо отразится на общем климате среди персонала, если окажется, что инсайдера так и не удалось найти. Сотрудники могут чувствовать себя обиженными, что при определенных обстоятельствах приводит к саботажу по принципу: "Обидели незаслуженно – заслужи!". В-третьих, хоть немного подкованный ренегат догадается просто удалить компрометирующие его сообщения из почтового клиента. Так как специалисты по ИТ-безопасности не знают точно, кто из подозреваемых является инсайдером, они не станут тратить время и восстанавливать стертые данные на всех рабочих станциях подряд.
Между тем, если в компании есть централизованный архив корпоративной корреспонденции, то все расследование займет от силы несколько часов, в течение которых офицер безопасности будет спокойно сидеть в своем кресле и делать аналитические выборки из хранилища. Фильтры сообщений, сортировка по группам, поиск ключевых фраз – все эти инструменты позволяют довольно быстро найти любые подозрительные сообщения в общем архиве. При этом никто не беспокоит ни в чем не повинный персонал и портит рабочую атмосферу в офисе. Именно так поступают цивилизованные компании, заботящиеся о себе и своих служащих.
По экспертной оценке компании InfoWatch, специализирующейся на защите конфиденциальной информации от инсайдеров, примерно 80% инцидентов внутренней ИТ-безопасности удается раскрыть путем анализа электронных сообщений. Таким образом, создание централизованного хранилища входящих и исходящих писем позволяет проводить эффективные расследования даже в крупной компании.
Примеры решения типичных задач бизнеса
Очевидно, что архив корпоративной корреспонденции снимает с рядовых служащих заботы о собственном резервном копировании, а при соответствующей защите хранилища аутентичные сообщения могут быть представлены в качестве доказательств в суде. Однако это лишь верхушка айсберга, в то время как под водой скрывается масса бонусов при решении деловых задач. Приведем несколько сценариев такого использования.
Софтверная компания выпустила очередную версию своего продукта. По прошествии нескольких месяцев глава технического департамента решил оценить динамику изменения качества работы программистов и тестеров. Для этого он просит своего подчиненного написать отчет по количеству обращений в службу технической поддержки со стороны пользователей. При этом необходимо отсортировать запросы на категории – отдельно для каждой версии программного продукта, а также предоставить динамику роста числа запросов по времени. Эта задача очень легко решается с помощью архива корпоративной корреспонденции. Служащий технического департамента делает аналитическую выборку, отфильтровывая в начале все запросы в службу технической поддержки, потом разбивая их на различные версии продуктов (фильтрация по ключевым словам), а далее создавая с помощью мощных встроенных средств аналитический отчет (отражающий динамику по времени). Все этой займет не больше 30 минут. Для наглядности в этом примере опущены еще две роли: администратора корпоративного архива (лицо, настраивающего его работу, но не имеющего доступа к самим сообщениям) и офицера безопасности (лицо, имеющего доступ к сообщениям, но не имеющего прав для управления хранилищем). Такое разделение ролей необходимо для обеспечения аутентичности архива. Заметим, что без использования хранилища корпоративной корреспонденции решить поставленную техническим директором задачу будет намного сложнее.
Телекоммуникационная компания запустила новую услугу, например, новый тарифный план для доступа в Интернет или пользования мобильной связью. Директор по маркетингу хочет оценить реакцию потребителей на новинку, сравнив ее с реакцией на услугу, запущенную, скажем, в прошлом году. Он поручает написать соответствующий отчет менеджеру по маркетингу, которому при помощи администратора и офицера безопасности надо просто отфильтровать все сообщения, поступившие на публичные ящики компании и упоминающие новую услугу. Аналогично предыдущему случаю отчет составляется не более чем за 30 минут. В результате руководитель отдела маркетинга может оперировать реальными цифрами, выполняя функции контроля и планирования в деятельности своего подразделения.
Начальник одного из подразделений крупной компании планирует создать экспертную или просто рабочую группу по разрешению конкретного вопроса или разработке нового проекта. Отбирая членов формируемой команды, руководитель сталкивается с вопросом: "А знакомы ли рассматриваемые кандидаты друг с другом?". Вместо того чтобы приглашать к себе более десятка специалистов и спрашивать у них, знают ли они кого-нибудь в комнате, начальник просто просит "пробить" имена кандидатов в почтовом архиве. Практически наверняка люди, хоть немного друг друга знающие и работающие в одной компании, хоть раз обменивались письмами. Между тем, большое количество общих сообщений может свидетельствовать о дружбе между служащими и устойчивых товарищеских отношениях. Таким образом, опытный руководитель может учесть важную межличностную компоненту при формировании команды профессионалов.
Таких примеров можно приводить довольно много, так как аналитические выборки требуются во многих областях корпоративного менеджмента. Их можно использовать для оценки эффективности внутрифирменных коммуникаций, маркетинговых акций, технических решений и т.д.
Итоги
Создание и хранение архивов корпоративной корреспонденции позволяет решить целый ряд важных вопросов, как в сфере совместимости с законодательными актами, так и в области ИТ-безопасности и бизнеса. Такой подход помогает решать эффективно те задачи, которые раньше требовали значительно большего объема работ (например, расследование инцидентов и поиск инсайдеров), а также дает в руки менеджерам эффективный инструмент анализа данных (проведение маркетинговых, технических и других исследований). Таким образом, средства создания корпоративных архивов органично дополняют арсенал информационных процессов, позволяющих бизнесу повысить свою конкурентоспособность.
Дмитрий Антимонов / CNews