Спецпроекты

ИТ-апгрейд банков: медленно, но верно

Интеграция ИТ в банках
Российские банки продолжают "голосовать кошельком" за постепенный и планомерный ИТ-апгрейд. Никаких "кавалерийских наскоков" и призывов "ударить мегапроектом по недостатку необходимых сервисов" не наблюдается на банковском рынке с докризисных времен. Такой подход поддерживается интеграторами и признается ими разумным и взвешенным. Масштабная, но постепенная информатизация сегодня характеризуется вполне определенными технологическими предпочтениями. При этом моду на ИТ диктуют банкам как собственные клиенты, так и конкуренты.

Если в докризисные времена банки и их партнеры-интеграторы предпочитали договариваться друг с другом чуть ли не на всю жизнь, подписывая договора о долгосрочном сотрудничестве в рамках проектов тотальной информатизации, то в последние годы ситуация изменилась. Быстро меняющийся рынок вынуждает партнеров эффективно взаимодействовать на коротких дистанциях и не брать на себя слишком длительных обязательств. Впрочем, и у таких отношений может быть долговременная история. Но без излишнего риска.

Руководитель отдела по работе с финансовыми организациями компании Softline Андрей Фураев подчеркивает, что даже небольшие проекты должны развиваться в рамках единой концепции. "Банк не должен метаться из одной крайности в другую, а должен иметь понимание, что он в результате хочет получить на выходе", – отметил он в беседе с CNews.

Причин, по которым и банки, и интеграторы проявляют осторожность, достаточно, преимуществ реализации как крупномасштабных, так и небольших ИТ-проектов – тоже. Руководитель дирекции системной интеграции компании TopS BI Эдуард Лысенко считает, что, с одной стороны, выполнение больших проектов в банках для солидного интегратора всегда интереснее, поскольку предполагает более статусную работу, которая имеет шанс получить заметные отклики на рынке. "С другой стороны, большие проекты сложнее уже потому, что несут в себе намного больше рисков, требуют высочайшей квалификации и накладывают огромную ответственность, – рассказал он CNews. – Если ИТ-компания взялась за 10 маленьких проектов, но 5 из них завершились неудачно, то она, скорее всего, не проиграет, так как у нее останется 5 хороших проектов. Один же крупный долгосрочный проект, который закончится провалом, может поставить крест на всем бизнесе интегратора".

Впрочем, по словам г-на Лысенко, крупные интеграторы нечасто берутся за мелкие проекты: себестоимость их участия высока, и им необходимо соблюдать нормы рентабельности. "Исключением являются те случаи, когда с заказчиком есть долгосрочные отношения. Выполняя ряд крупных проектов, компания может параллельно браться и за мелкие, – отмечает он. – Для заказчика это удобно: предпочтительнее заплатить дороже проверенному партнеру, чем передать контракт нишевому интегратору. В идеале портфолио интегратора включает достаточное количество как крупных, так и небольших проектов. Чтобы этого добиться, нужно уметь работать на высоком корпоративном уровне, постоянно отрабатывать новые компетенции и создавать новые решения".

Основные векторы

Эксперты выделяют несколько направлений развития крупных ИТ-проектов в российских банках, пользовавшихся в 2011–2012 гг. наибольшей популярностью. Первое из них связано с тенденцией повышения требований к качеству данных. "Это очень важно, поскольку у банков появились различные онлайн-сервисы. Как следствие, существенно возрастает нагрузка на инфраструктуру, к чему банки не всегда оказываются готовы, – отмечает г-н Лысенко. – В ситуации, когда качество инфраструктуры не отвечает современным требованиям, правильнее не затыкать дыры, а планомерно повышать уровень имеющихся систем, внедряя системы аналитики, контроля и мониторинга, резервирования и другие решения, направленные на обеспечение отказоустойчивости".

Еще один актуальный тренд банковской информатизации, по оценке г-на Фураева, – это централизация ресурсов. "Банк – это широкая филиальная сеть, и централизация позволяет сократить время на внедрение/модернизацию той или иной части ИТ-инфраструктуры банка, – отмечает он. – Кстати, поэтому и создается впечатление, что крупномасштабные проекты в банках закончились. Но это не так: они лишь перешли в иную плоскость развития. Зато стали актуальны другие проекты, такие, как обслуживание удаленных офисов. Отмечу, что у нас уже есть ряд контрактов обслуживания территориально распределенных банков".

Отчетливая тенденция последних лет – развитие "облаков", констатирует г-н Лысенко. Все знают о главных преимуществах такого способа организации ИТ для клиентов: не надо создавать огромную ИТ-инфраструктуру, нанимать дорогостоящую команду для ее поддержки, "облачная" инфраструктура удобна для предоставления сервисов. Но пока банки очень трепетно относятся к своим данным и предпочитают их хранить у себя.

Однако крупные облачные проекты в банках все-таки стали частью бизнеса российских интеграторов. Так, в Softline отмечают, что перевод ряда клиентов в виртуальную среду с помощью продуктов VMware и Citrix позволил заказчикам получить гибкую систему, обеспечивающую постоянную доступность и бесперебойную работу всех сервисов.

Банки становятся все более клиентоориентированными, они стремятся внедрять ИТ-решения, максимально упрощающие взаимодействие с клиентом и повышающие эффективность этого взаимодействия. Г-н Лысенко отмечает, что основное преимущество банка сегодня – не набор услуг, а уровень сервиса. "Одна из ярких тенденций 2012 г. – переход на новые CRM: банки внедряют более совершенные системы управления взаимоотношениями с клиентами, проводят интеграцию этих систем с контакт-центрами, социальными сетями, – рассказывает он. – В результате банки получают информацию из различных каналов и имеют возможность более адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынке".

Еще два приоритетных направления реализации крупных проектов – внедрение систем электронного документооборота и автоматизированных банковских систем. "Сейчас мы наблюдаем целую волну проектов по замене АБС, – комментирует г-н Лысенко. – Интересно, что на российский рынок пришли зарубежные АБС-вендоры, которые стараются потеснить ЦФТ, "Диасофт" и другие компании".

Большой пласт новых ИТ-проектов в последние годы связан с бизнес-аналитикой. Банки осознают, что возможность оперативной обработки информации и качество данных сильно влияют на работу. На российском рынке работают банки с иностранным капиталом, для которых переход на западные BI-системы по сути является корпоративным стандартом. Еще одно значимое направление, по мнению г-на Лысенко, – модернизация инфраструктуры, в особенности сегмента систем хранения данных. "Предыдущий всплеск интереса к внедрению СХД пришелся на период бурного развития банковского рынка в 2007–2008 гг., но сейчас эти системы устарели и объективно необходима их замена на более мощные, – отмечает он. – Также в 2012 г. в банках реализуется много проектов по замене серверов и сетевого оборудования: то, что внедрялось до кризиса, также уже успело устареть".

"Основные наши крупные проекты в банках связаны с программными продуктами и решениями Microsoft, составляющими значительную долю оборота, – рассказал CNews г-н Фураев. – В 2011–2012 гг. мы реализовали в банковской сфере ряд проектов стоимостью от $1 млн". Среди наиболее значимых он называет создание сервиса восстановления почтовой системы, в результате которого клиент получил возможность восстанавливать свою почту в течение трех часов вместо нескольких дней. Г-н Фураев также отметил, что в прошедшем году очень сильно возрос спрос на проекты в сфере информационной безопасности, в частности - тестирование на проникновения.

И, наконец, важную роль продолжают играть проекты, связанные с обеспечением и развитием мобильного банкинга. Так, в 2011 г. для клиентов стали доступны мобильные банковские приложения на популярных платформах iOS, Android и Windows Phone 7. Количество клиентов мобильного банкинга постоянно растет, поскольку подобное взаимодействие становится все более удобным.

Ни шагу без профессионалов

Банковский сектор традиционно является активным потребителем ИТ-решений и услуг, ведь ИТ для банков – это бизнес образующие технологии. Нелишним будет добавить, что при реализации ИТ-проектов (и крупных это касается в первую очередь) банки давно уже не рассчитывают исключительно на силы внутренних ИТ-подразделений. "Конечно, банки стараются внутри себя развивать необходимые компетенции, чтобы меньше зависеть от ИТ-интеграторов, – отмечает г-н Лысенко. – Но, отдав выполнение ряда функций независимой компании-эксперту, ИТ-директор банка высвобождает ресурсы для решения высокоуровневых задач".

Текущий уровень развития банковского бизнеса предъявляет высокие требования к руководителю ИТ: сегодня он должен не просто разбираться в "железе" и софте. Владея знаниями о технологиях, ИТ-продуктах и корпоративных ресурсах, он должен адекватно решать задачу развития ИТ в интересах бизнеса, уметь обосновать ценность того или иного внедрения. К сожалению, таких людей пока немного, они встречаются даже не в каждом крупном банке. Поэтому банки традиционно заинтересованы в сотрудничестве с высокоуровневыми интеграторами, способными предлагать оптимальные решения, соответствующие задачам банковского бизнеса.

Юлия Аршевская


Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.