ИТ в Армении: на евро-американском буксире
В советское время Армения производила почти 30% высокотехнологичного оборудования для оборонной и космических областей. Однако последовавшие за распадом СССР события - землетрясение, война, глубочайший энергетический кризис и экономическая блокада привели в 90-х годах к отставанию от других стран. С 2000 года начался новый этап развития ИТ с информатизации госвласти, которая проводится, в основном, за счет кредитов евро-американских организаций.Государственное сайтостроительство
Несмотря на заявленную решимость идти по направлению внедрения информационных технологий в госсекторе, пока в республике не разработаны единые стандарты касающиеся, например, таких вопросов, как веб-сайты или веб-порталы государственных структур. В плане развития государственных веб-ресурсов в Армении ситуация крайне неровная. С одной стороны есть развитые ресурсы Правительства, Национального Собрания, МИД, Экономического суда, с другой - у ряда министерств веб-сайты представляют из себя статические страницы, которые не обновляются годами. При этом эти структуры нарушают закон «О свободе информации», обязывающий их размещать на своих веб-ресурсах основную информацию о своей деятельности. Сайт министерства юстиции уже долгие месяцы закрыт на реконструкцию, сайт министерства энергетики обновлялся в последний раз в 2001 году, портал министерства образования и науки с 2003 года не обновляет правовую информацию, многие ведомственные ресурсы просто не открываются. Например, сайт такого важного для Армении ведомства, как Службы по миграции и беженцам.
Кроме того, некоторые интернет-ресурсы сделаны на дилетантском уровне, большинство опций не работают, на некоторых основная информация представлена на армянском языке, на других - на английском, который не является общедоступным для основной части населения страны.
Портал Национального Собрания был обновлен при финансовом содействии USAID, и теперь предоставляет населению развитую систему услуг, начиная от онлайнового доступа к законодательной базе по всем законопроектам, до возможности связи с депутатами.
Был создан удобный для пользования портал Совета гражданской службы РА, предоставляющий всю возможную информацию – от объявлений о конкурсах на вакантные места до консультационных услуг.
Стоит также отметить портал Экономического суда Армении, который был создан в этом году при финансировании Европейской Комиссии в рамках программы по развитию прозрачности судебной системы республики. Ресурс не только предоставляет юридическую консультацию, позволяя хозяйствующим субъектам заранее подготовиться к возможным разбирательствам, но дает возможность следить за ходом процессов, иметь доступ к архивным делам и получать онлайновые консультации. Отметим, что портал стал в этом году победителем всеармянского конкурса электронного содержания «Маштоц-1600» в категории e-government.
На форуме OpenArmenia была информация, что в ближайшее время в свободном доступе в интернете будет выставлена систематизированная база законодательства республики, которая будет регулярно обновляться. Система будет размещена на отдельном ресурсе. Рабочее название системы - ARLIS - Armenian Legal Information System. Проект реализуется совместно с Всемирным Банком. (Отметим, что на сегодняшний день систематизированную законодательную базу в Армении можно приобрести только на компакт-дисках частной компании ИРТЕК).
Таможенная служба Армении публикует на своем веб-ресурсе полную информацию о своей деятельности на армянском, русском и английских языках, однако не предоставляет пока онлайновых услуг. Аналогичная ситуация с налоговой службой.
В июне этого года начальник Управления по регулированию процесса закупок Министерства финансов и экономики Карен Брутян сообщил, что в ближайшее время в стране будет введена система электронных закупок. Для этого Всемирный банк выделяет кредит размером $247 тыс.
При финансовом содействии USAID ($300 тыс.) правительство пошло на компьютеризацию системы регистрации юридических лиц, созданию единой информационной базы, был создан портал Государственного регистра. В Армении за счет оптимизации процедуры, регистрация юридических лиц на сегодняшний день длится 3 дня. Портал Госрегистра позволяет также проводить в онлайновом режиме регистрацию, однако эта опция пока не задействована.
Правовая база
Причиной отсутствия онлайновых услуг во всех случаях является неподготовленность правовой базы. Пока не решены вопросы, касающиеся взимания государственных пошлин, предоставления документов юридическим лицом, передачи ему удостоверения и электронной подписи. Первым документом в этом направлении, принятым Национальным Собранием в декабре 2004 года, стал закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Документ регулирует правовые вопросы, возникающие при использовании электронной подписи физическими лицами, также как и использование электронной подписи и электронных документов со стороны государственных структур и органов местного самоуправления. Предусматривается, что для предоставления электронной цифровой подписи будут созданы центры сертификации, деятельность которых будет регулироваться государством. Закон был согласован с директивой Евросоюза, устанавливающей основополагающие принципы в области электронной документации и цифровой электронной почты.
С 1 января 2005 года в Армении также была внедрена система карт социального обеспечения. Система единого стандарта нумерации граждан внедрена Министерством труда и социальных вопросов. Номер социальной карты должен обязательно применяться при получении заработной платы, пенсии, пособии или компенсации. Социальная карта обязательна также при выплатах налогов, пошлин, а также открытии банковских счетов. Введение социальных карт и дальнейшая автоматизация единой системы стала также первым шагом по реформированию пенсионной системы, которая переводится поэтапно на накопительную. Кроме того, система позволит адресно предоставлять льготы безработным и нуждающимся. Введение социальных карт было профинансировано за счет гранта правительства США в размере $1,3 млн., порядка $200 тыс. было израсходовало из бюджетных средств.