Разделы

Бизнес

ИТ в Армении: на евро-американском буксире

В советское время Армения производила почти 30% высокотехнологичного оборудования для оборонной и космических областей. Однако последовавшие за распадом СССР события - землетрясение, война, глубочайший энергетический кризис и экономическая блокада привели в 90-х годах к отставанию от других стран. С 2000 года начался новый этап развития ИТ с информатизации госвласти, которая проводится, в основном, за счет кредитов евро-американских организаций.

Государственное сайтостроительство

Несмотря на заявленную решимость идти по направлению внедрения информационных технологий в госсекторе, пока в республике не разработаны единые стандарты касающиеся, например, таких вопросов, как веб-сайты или веб-порталы государственных структур. В плане развития государственных веб-ресурсов в Армении ситуация крайне неровная. С одной стороны есть развитые ресурсы Правительства, Национального Собрания, МИД, Экономического суда, с другой - у ряда министерств веб-сайты представляют из себя статические страницы, которые не обновляются годами. При этом эти структуры нарушают закон «О свободе информации», обязывающий их размещать на своих веб-ресурсах основную информацию о своей деятельности. Сайт министерства юстиции уже долгие месяцы закрыт на реконструкцию, сайт министерства энергетики обновлялся в последний раз в 2001 году, портал министерства образования и науки с 2003 года не обновляет правовую информацию, многие ведомственные ресурсы просто не открываются. Например, сайт такого важного для Армении ведомства, как Службы по миграции и беженцам.

Кроме того, некоторые интернет-ресурсы сделаны на дилетантском уровне, большинство опций не работают, на некоторых основная информация представлена на армянском языке, на других - на английском, который не является общедоступным для основной части населения страны.

Портал Национального Собрания был обновлен при финансовом содействии USAID, и теперь предоставляет населению развитую систему услуг, начиная от онлайнового доступа к законодательной базе по всем законопроектам, до возможности связи с депутатами.

Был создан удобный для пользования портал Совета гражданской службы РА, предоставляющий всю возможную информацию – от объявлений о конкурсах на вакантные места до консультационных услуг.

Стоит также отметить портал Экономического суда Армении, который был создан в этом году при финансировании Европейской Комиссии в рамках программы по развитию прозрачности судебной системы республики. Ресурс не только предоставляет юридическую консультацию, позволяя хозяйствующим субъектам заранее подготовиться к возможным разбирательствам, но дает возможность следить за ходом процессов, иметь доступ к архивным делам и получать онлайновые консультации. Отметим, что портал стал в этом году победителем всеармянского конкурса электронного содержания «Маштоц-1600» в категории e-government.

На форуме OpenArmenia была информация, что в ближайшее время в свободном доступе в интернете будет выставлена систематизированная база законодательства республики, которая будет регулярно обновляться. Система будет размещена на отдельном ресурсе. Рабочее название системы - ARLIS - Armenian Legal Information System. Проект реализуется совместно с Всемирным Банком. (Отметим, что на сегодняшний день систематизированную законодательную базу в Армении можно приобрести только на компакт-дисках частной компании ИРТЕК).

Таможенная служба Армении публикует на своем веб-ресурсе полную информацию о своей деятельности на армянском, русском и английских языках, однако не предоставляет пока онлайновых услуг. Аналогичная ситуация с налоговой службой.

Сергей Наумов, Timeweb Cloud: Мы строим один из лучших Kubernetes в России
МАРКЕТ

В июне этого года начальник Управления по регулированию процесса закупок Министерства финансов и экономики Карен Брутян сообщил, что в ближайшее время в стране будет введена система электронных закупок. Для этого Всемирный банк выделяет кредит размером $247 тыс.

При финансовом содействии USAID ($300 тыс.) правительство пошло на компьютеризацию системы регистрации юридических лиц, созданию единой информационной базы, был создан портал Государственного регистра. В Армении за счет оптимизации процедуры, регистрация юридических лиц на сегодняшний день длится 3 дня. Портал Госрегистра позволяет также проводить в онлайновом режиме регистрацию, однако эта опция пока не задействована.

Правовая база

Хактивисты или конкуренты зачастую проводят атаки без компрометации ИТ-инфраструктуры
безопасность

Причиной отсутствия онлайновых услуг во всех случаях является неподготовленность правовой базы. Пока не решены вопросы, касающиеся взимания государственных пошлин, предоставления документов юридическим лицом, передачи ему удостоверения и электронной подписи. Первым документом в этом направлении, принятым Национальным Собранием в декабре 2004 года, стал закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Документ регулирует правовые вопросы, возникающие при использовании электронной подписи физическими лицами, также как и использование электронной подписи и электронных документов со стороны государственных структур и органов местного самоуправления. Предусматривается, что для предоставления электронной цифровой подписи будут созданы центры сертификации, деятельность которых будет регулироваться государством. Закон был согласован с директивой Евросоюза, устанавливающей основополагающие принципы в области электронной документации и цифровой электронной почты.

С 1 января 2005 года в Армении также была внедрена система карт социального обеспечения. Система единого стандарта нумерации граждан внедрена Министерством труда и социальных вопросов. Номер социальной карты должен обязательно применяться при получении заработной платы, пенсии, пособии или компенсации. Социальная карта обязательна также при выплатах налогов, пошлин, а также открытии банковских счетов. Введение социальных карт и дальнейшая автоматизация единой системы стала также первым шагом по реформированию пенсионной системы, которая переводится поэтапно на накопительную. Кроме того, система позволит адресно предоставлять льготы безработным и нуждающимся. Введение социальных карт было профинансировано за счет гранта правительства США в размере $1,3 млн., порядка $200 тыс. было израсходовало из бюджетных средств.