Depositphotos: Человек со смартфоном может заработать миллионы
Как за 3 года превратить стартап в успешную компанию, конкурирующую с лидерами индустрии? Что меняется на рынке микростоков с появлением большого количества мобильных девайсов? На какие уступки идут фотобанки, чтобы привлечь авторов? На эти и другие вопросы CNews ответил Дмитрий Сергеев, основатель и председатель совета директоров Depositphotos.CNews: Фотобанк Depositphotos создан несколько лет назад. На чем был сделан акцент при развертывании проекта? Каковы были источники и объемы финансирования Depositphotos на начальном этапе?
Дмитрий Сергеев: С 2003 года я со своими единомышленниками так или иначе искал себя в интернет-проектах и работал над массой интересных и технологичных идей. Какие-то из наших предприятий так и остались за кадром, а другие — «выстрелили» и были успешны. Сфера наших интересов была разнообразна: мы писали и продавали софт, искали пути увеличения скорости передачи данных, совершенствовали код, общались с правообладателями, работали над системами по удалению пиратского контента с файлообменников. Эта работа по всем направлениям очень помогла нам на старте Depositphotos.
Мы запустили Depositphotos в декабре 2009 года. К созданию фотобанка меня подтолкнула жена. Она фотограф и все время продает куда-то свои работы. Среди ее клиентов были и наши сегодняшние конкуренты. Я решил создать еще одно место, куда она могла бы продать свою коллекцию. Был лишь 1 шанс из 100, что в классической модели микростока и очень сложной конкурентной среде этот проект выживет. До нас никто из «новеньких» не смог выйти на этот сложный рынок и просуществовать на нем хотя бы год, не могут и сейчас.
На начальном этапе в разработку проекта я вложил собственные средства. Вливания в проект оказались не такими большими — около $1 млн до прихода инвесторов. Значительная часть этих средств пошла на приобретение работ у авторов, и хорошо, что фотобанк пришел к органической модели приобретения работ на ранней стадии. Нам не пришлось искать дополнительные средства для выкупа коллекций. На момент запуска Depositphotos строили лишь 3 человека, и бюджет проекта определялся их зарплатами. Однако уже в 2010 году в штате Depositphotos было 50 человек. Тогда же пришли первые инвесторы: TMT Investments вложила в ресурс $3 млн и получила часть компании. С того момента как в нашей жизни появился инвестор, мы выросли в 20 раз, а штат сотрудников увеличился втрое.
Компания Depositphotos предоставляет сервис для покупки и продажи высококачественных стоковых фотографий, векторных изображений и видеороликов пользователям из 192 стран, оказывая им поддержку на 14 языках. В марте 2013 г. компания запустила проект Clashot для создания, публикации и продажи мобильной репортажной фотографии.
При запуске микростока мы заявили аудитории, что уже не новички: все бизнес-процессы в сети нам знакомы. Однако с долей скептицизма от фотографов все же столкнулись. Конкуренты тоже не остались в стороне — писали откровенные угрозы и скандалили в тематических коммьюнити. Мы грозили им судами, «дрались» за место на рынке. В итоге все получилось, я считаю. То, что «дело пошло», стало понятно сразу. Любой адекватный предприниматель может уловить эту волну. Это отражается на всех компонентах и процессах бизнеса — трафике, юзабилити, оптимизации. Все эти истории со стартапами, что находятся в переезде из смоленских подвальчиков в небоскребы на Манхэттене, — реальность.
CNews: Скажите, выполнена ли уже монетизация проекта? Если нет, то к какому времени вы планируете вернуть инвестиции и получать чистую прибыль?
Дмитрий Сергеев: Мы стали прибыльны уже через год. За счет хорошей оптимизации процессов (хостинга, менеджмента, цены на технических специалистов) мы продолжаем оставаться прибыльным проектом с высоким органическим ростом — каждый год оборот компании увеличивается в разы. У нас есть возможность увеличить этот рост в 2-4 раза. Мы определяемся с маркетинговой стратегией, ищем деньги, стараемся правильно расходовать тот кэш, который аккумулируем, чтобы конкурировать с «монстрами» в нашей индустрии, у которых есть деньги, но не всегда хватает ума и поворотливости.
Дмитрий Сергеев: Авторы из России и Украины — очень талантливые и не ленивые фотографы и иллюстраторы
Однако быть прибыльным проектом на ранних стадиях развития не всегда хорошо. Я бы не хотел концентрировать наши усилия на формировании большой прибыли. Возможно, если выбранные нами маркетинговые стратегии подтвердятся, во благо роста мы сознательно пойдем на убытки. Все это для того, чтобы догнать лидеров рынка и уже затем задумываться над сохранением и увеличением прибыли. Прибыльность компании очень важна на «последних стадиях», например за 2-3 года до IPO или продажи.
Все инвестиции в Depositphotos я уже вернул. TMT Investments, пришедшая на ранней стадии развития проекта, имеет 27% акций, при продаже которых она не только вернет свои вложения, но и неплохо заработает. Насколько я знаю, продавать акции компания не собирается.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о динамике выручки проекта за эти годы. Были ли нехарактерные скачки динамики, если да, то чем вы их объясняете?
Дмитрий Сергеев: На ранних этапах, в 2009 -2010 год, был взрывной рост выручки на тысячи процентов. В этом году показатель роста около 100%, и я почти уверен, что к концу года он станет выше благодаря смелому и точному применению привлеченных средств.
CNews: Как Depositphotos вышел на международный уровень? Есть ли законодательные особенности продажи изображений в разных странах?
Дмитрий Сергеев: Во время запуска Depositphotos мы не задумывались о каком-то ином уровне, кроме международного. Законодательные особенности существуют, но не играют первостепенную роль — они относятся к операционным процессам, которые стандартно учитываются при работе в том или ином регионе. Все законодательные требования тех стран, где работают наши офисы продаж или разработки, соблюдаются. Мы собираем и платим налоги там, где власти обязывают это делать, требуем заполнять все необходимые документы и отдельно отмечаем в условиях нашего соглашения необходимость соблюдения законов.
Отмечу, что Depositphotos является лишь посредником между авторами работ и покупателями — правами на этот контент мы не обладаем. Вся сопровождающая документация подготовлена для обоюдной выгоды обеих сторон — продавца и покупателя, представителями каких бы стран они ни являлись. При разработке соглашения мы опирались на законодательство США, так как операционная компания зарегистрирована в этой стране. Однако мы адаптируем документацию под особенности регионов. Например, в России до сих пор требуются бумажные накладные и договоры, а в Бразилии все еще очень мало владельцев кредитных карт. По существу же работа в разных странах отличается незначительно.
Сейчас наш сайт переведен на десятки языков, поиск по нему совершенствуется и становится «умнее». Наши инженеры из Украины, а менеджеры — американцы. Служба поддержки из Индии говорит на всех языках. Отдел продаж построен из соображений обслуживания всего мира, а не отдельного сегмента. Я и другие россияне в нашей команде теперь представители глобального рынка микростоков без всяких оговорок.
CNews: Кого вы считаете конкурентами, и что отличает Depositphotos от них?
Дмитрий Сергеев: Мы приближаемся к пятерке лидеров — перед нами только Getty Images с их iStockphoto, Shutterstock, Fotolia и еще два-три микростока. В большом отрыве от нас находятся лишь Shutterstock, который в прошлом году сделал очень успешное IPO и стоит уже около $2 млрд, и Getty Images (iStockphoto), что продал свой бизнес примерно за $4 млрд. Мы стремимся догнать их и имеем несколько сюрпризов для этих ребят в будущем.
Нас от них отличают подвижность и высокая оптимизация всех процессов. У нас нет миллиардов на пустые расходы, которые есть у них. Мы умеем делать новые продукты дешевле и качественнее, а внедрять их быстрее и без бюрократии. Они копируют наши нововведения, и это хороший знак. Наши показатели сейчас намного ниже, чем, например, у iStockphoto, но мы приблизимся к ним очень скоро. В конце концов, им 10-12 лет, а нам — 3, и времена меняются.
Мне кажется, что мы представляем новое поколение микростоков и делаем все правильно. Хотя, очень много таких как я ошибалось и разлеталось в прах. Я отдаю себе в этом отчет, когда делаю такие заявления, и готов проиграть. Но мне очень хочется верить в то, что мы особенные, хотя бы потому, что на последней выставке один из лидеров индустрии фотобанков, отвечая на вопрос журналистов «Как вы видите рынок в будущем?», указал пальцем на нашего CЕО со словами «Им виднее». Это обнадеживает.
CNews: Расскажите, пожалуйста, об ИТ-инфраструктуре проекта. Используете ли вы облачные сервисы для хранения контента?
Дмитрий Сергеев: Нет, мы не используем сторонние «облака» — все сервисы проекта написаны нами. Наши разработки касаются каждой части проекта: поисковой системы, панели администратора, антфрод-системы, хранения и передачи файлов, CDN. В штате работают 50 талантливейших инженеров со всего мира. На ранних стадиях развития проекта мы пытались сотрудничать и с удаленными разработчиками, но это не привело к положительным результатам.