Разделы

Бизнес MobileB2B Инвестиции и M&A

Depositphotos: Человек со смартфоном может заработать миллионы

Как за 3 года превратить стартап в успешную компанию, конкурирующую с лидерами индустрии? Что меняется на рынке микростоков с появлением большого количества мобильных девайсов? На какие уступки идут фотобанки, чтобы привлечь авторов? На эти и другие вопросы CNews ответил Дмитрий Сергеев, основатель и председатель совета директоров Depositphotos.

За наш хостинг отвечает Webzilla, сервера расположены в США и Голландии. Эта компания стремительно растет — я рассчитываю, что они будут продвигаться и дальше. У нас щадящие условия на обслуживание серверов и трафик, именно в этом смысле мы отлично оптимизированы. Вообще, наши американские и европейские партнеры часто придумывают для нас новые, удачные и недорогие решения, за счет которых мы можем конкурировать с лидерами рынка.

CNews: Вы следите за соблюдением авторских прав на приобретенный из фотобанка контент? Проверяете ли вы авторскую принадлежность работ их продавцам?

Дмитрий Сергеев: Мы не обладаем правами на изображения и являемся лишь посредником при продаже — это Royalty Free лизензия. По такой модели взаимодействия работают все микростоки. Ответственность за нарушение авторских прав по-прежнему лежит на том, кто загружает к нам контент, однако мы, насколько это возможно, проверяем наших поставщиков и следим за их развитием. При первой регистрации на Depositphotos поставщик проходит экзамен и присылает нам свои документы. Мы тщательно проверяем каждого автора, требуем заполнить налоговые формы, согласиться со всеми условиями, которые мы выдвигаем, и законодательными требованиями тех стран, где мы работаем.

Наша служба работы с поставщиками — это 60 профессионалов, которые ежедневно занимаются работой с авторами, проверяют качество изображений, атрибутируют их. Они обладают огромным опытом, который помогает вычислить мошенника и дать надлежащую оценку тому или иному изображению. Вручную мы принимаем около 1 млн изображений в месяц. Многие присланные файлы отклоняются, в том числе и по подозрению в воровстве, а аккаунты этих поставщиков закрываются. Мы стараемся работать с проверенными поставщиками и отдаем приоритет тем, кто имеет действующее портфолио и много лет работает с каким-либо фотобанком.

Купить изображение на Depositphotos можно по стандартной или расширенной лицензии. Стандартная лицензия подходит для большинства задач, таких как дизайн персональной страницы в сети, оформление деталей меню в кафе, подготовка презентаций. Расширенная лицензия дает право использовать изображение на продуктах, которые будут перепродаваться. Изображение в таких случаях повышает стоимость конечного продукта и придает ему значимости. В качестве примера можно привести использование фотографии на майке с ее последующей продажей.

CNews: Каковы условия сотрудничества Depositphotos с поставщиками изображений/видео? Как вы их привлекаете?

Дмитрий Сергеев: На момент создания Depositphotos у нас не было опыта в работы с поставщиками, что с лихвой компенсировалось другими нашими заслугами — например тем, что удобство нашего сервиса и его возможности не уступали площадкам лидеров рынка. Это было настолько очевидно, что поставщики в определенный момент сами потянулись к нам. До этого момента мы скупали коллекции авторов, оплачивая их собственными средствами.

Индустрия растет, появляется все больше людей с хорошим вкусом. Наравне с поставщиками – звездами, которые в большинстве своем и так представлены у нас — к нам приходят молодые и талантливые ребята. Мы заинтересованы в появлении свежих, качественных фотографий, поэтому делаем все, чтобы мастера оставались с нами: атрибутируем их коллекции, забираем материал на жестких дисках и переливаем его у себя в дата-центрах, иногда не берем свою комиссию и даже переплачиваем, периодически полностью выкупаем коллекции. Авторы получают от 30 до 100% стоимости изображения, которая указана у нас на сайте.

Среди поставщиков фотографий и векторных изображений во все мировые фотобанки на первом месте находятся авторы из России и Украины — очень талантливые и не ленивые фотографы и иллюстраторы. Спасибо им, только из-за них мы имеем то, что имеем.

CNews: На Depositphotos есть возможность продавать фотографии с мобильных устройств. Насколько востребованы такие репортажные фотографии?

Дмитрий Сергеев: Мы готовим сюрприз всему рынку фотобанков. В этом году в режиме тестирования мы запустили проект Clashot — грубо говоря, фотобанк в смартфоне, Google Glass и любом другом девайсе, который фиксирует окружающую действительность.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Каждый человек, который хотя бы раз в жизни делал удачный снимок, не должен хоронить его в архивах на Facebook или Instagram вместе с теми лайками, которые он получил на пике просмотров. В мире миллиарды фотографий, которые хранятся на винтах Facebook’a, Instagram’a и Twitter’a — среди этих миллиардов снимков есть действительно достойные. Мы хотим сказать людям: "Просто помните, что с появлением Clashot ваши фото стали иметь цену". Сейчас ты можешь запостить фотографию, получить пару лайков и уйти в архив, а мы даем возможность заработать на этих снимках. Мы разберем эти завалы и достанем наверх то, что действительно интересно — это наша забота и наши технологии.

Как бы громко это ни звучало, мы имеем возможность представлять интересы всего человечества в вопросах продажи фотографий. Instagram, Facebook, Twitter, Flickr, где крутятся миллиарды интересных фото — это другой бизнес, и их потуги в вопросе продажи изображений чреваты большими скандалами. Помните, что получилось из желания Instagram’a использовать контент пользователей в рекламных целях? Не все фотографии могут быть проданы, но однозначно все имеют цену.

Популярные соцсети и фотохостинги не могут вдруг стать еще и фотобанком, изменить свои правила, организовать поиск по фотографиям, предлагать какие-то новые схемы монетизации. Это просто нереально на том уровне, где они находятся. Приложения для гражданской журналистики — слишком мелкие и играют лишь на желании прославиться. А наши профильные конкуренты заняты решением своих глобальных проблем. Они неповоротливы, им не хочется рисковать. В этом вопросе они нам вообще не конкуренты, так как их технологический уровень все еще значительно ниже.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Clashot разрабатывается под эгидой Depositphotos и, естественно, ему предоставляются все площадки Depositphotos для стартовой реализации фотографий. Если кто-то и пытается торговать мобильными фото, то вряд ли имеет за плечами фотобанк с хорошим именем. В наше время у человека с мобильником действительно есть возможность заработать миллионы, если он оказался в нужное время в нужном месте.

CNews: Какова дальнейшая стратегия развития проекта? Расскажите о планируемых финансовых показателях проекта на ближайшие 3–5 лет.

Дмитрий Сергеев: Сейчас мы в 10 раз меньше чем Shutterstock и в 2 раза меньше нашего ближайшего конкурента в топ-5 лидеров индустрии. За нами еще десятки тысяч мелких агентств и нишевых фотобанков. Я бы не хотел заглядывать на 5 лет вперед, но года через 3 мы планируем конкурировать по обороту с тройкой лидеров на рынке микростоков в их классической модели. При более удачном стечении обстоятельств нам удастся перевернуть рынок целиком с помощью экспериментальных проектов и забрать все.