Виктор Сафронов, «Мастертел»: Почему телеком-компании отказываются от классического железа
Компания «Мастертел» в связи с интенсивным развитием облачного бизнеса столкнулась с необходимостью быстро развернуть дополнительные ресурсы. Изначально планировалось закупать дополнительное оборудование, но телеком-оператор, просчитав недостатки такой модели, выбрал другой подход — «ИТ как услуга». О том, как был реализован крупнейший проект компании за последние два года, в интервью CNews рассказал Виктор Сафронов, директор по ИТ «Мастертел».
CNews: Виктор, расскажите, какое оборудование использовала ваша компания и почему было принято решение о его замене?
Виктор Сафронов: Наша компания использовала оборудование, которое покупалось еще при создании бизнеса. Понятно, что с течением времени оно устаревало, приходилось лоскутно докупать новое железо. Развитию бизнеса такой «зоопарк» оборудования разных эпох, конечно же, мешает: необходимо тратить ресурсы на поддержание и интеграцию разных решений между собой. Это приводит к росту расходов. В итоге бизнес получает неэффективную инфраструктуру. Мы поняли, что нужно полностью устранить то негативное влияние, которое устаревающая инфраструктура потенциально способна оказать на качество телекоммуникационных услуг.
Кроме того, несколько лет назад «Мастертел» принял стратегическое решение о развитии облачного направления, в рамках которого мы предоставляем нашим клиентам определенные облачные услуги. Это направление долгое время оставалось заложником существовавшей инфраструктуры, не имея достаточно широкого горизонта развития. Если говорить усредненно, то интенсивный рост облачного бизнеса, достигавший 10% ежемесячно, требовал как можно более оперативного развертывания ресурсов для новых заказчиков.
«Мастертел» — крупный провайдер фиксированных услуг связи в Москве и Санкт-Петербурге. Оператор работает на рынке с 2000 г. Сейчас компания предоставляет полный спектр услуг корпоративным клиентам разного масштаба. В частности, «Мастертел» сотрудничает с другими российскими и зарубежными провайдерами Москвы, так как инфраструктура оператора доступна в 80% объектов коммерческой недвижимости города. Сервисы «Мастертел» используют также арендаторы бизнес-центров столицы, госучреждения, отраслевые холдинги, строительные компании, медиакорпорации и другие предприятия среднего и крупного бизнеса.
CNews: Почему вы решили не покупать оборудование, а использовать модель «ИТ как услуга»?
Виктор Сафронов: Изначально, конечно, мы рассматривали варианты модернизации по классической схеме с закупкой железа. Предпочтительнее была лизинговая модель. Мы приобрели некоторое количество серверов, смонтировали их и начали промышленную эксплуатацию. Уже к этому времени было выявлено несколько недостатков. Например, необходимо вносить предоплату за поставки, что сильно влияет на бюджет компании и увеличивает капитальные расходы. Но при этом разрыв между оплатой и фактическим получением оборудования может быть достаточно значительным.
Кроме того, закупку приходится вести с некоторым слабо прогнозируемым запасом. Многие компании ориентируются на показатель в 20%, но и они могут вскоре быть исчерпаны вследствие стремительного роста клиентской базы.
CNews: А за какой срок окупаются такие инвестиции?
Виктор Сафронов: За несколько лет, но, учитывая то, что я сказал выше, можно смело предполагать, что практически сразу придется потратиться на новую закупку. Вот и получается, что при росте клиентской базы приобретение нового железа может стать неким закольцованным процессом. А что, если спрос на услуги компании по каким-то причинам сократится? Тогда необходимо придумывать оборудованию новое применение, иначе оно будет простаивать. Таким образом, мы оказались в ситуации, когда мы должны тратить серьезные суммы денег, слабо представляя себе конечный результат этих затрат.
Не стану скрывать, свою роль тут играет и некоторая нестабильность курса рубля, из-за которой стоимость оборудования значительно вырастает.
CNews: Как вы выбирали поставщика услуг и конкретное решение?
Виктор Сафронов: На техническом уровне от новой инфраструктуры мы ждали повышения уровня производительности и отказоустойчивости, что позволило соответствовать нагрузке и требованиям заказчиков. Также нам важна была гибкость и масштабируемость, чтобы иметь возможность в кратчайшие сроки масштабировать ИТ-инфраструктуру под текущие бизнес-задачи.
Специалисты Hewlett Packard Enterprise предложили использовать модель «ИТ-как-услуга» на базе решения HPE GreenLake. Преимущества этого подхода именно для нас заключаются в возможности оплаты сервисов из статей операционных расходов, а также наличие опции резервирования не только проектных ресурсов, но и дополнительных 20% на случай резкого роста потребления. При этом платить за резерв не надо, а все в целом доступно по оплате в рассрочку. Таким образом, мы получили максимально гибкую схему и комфортные условия работы.
Помимо этого, в рамках проекта в компании были установлены серверы HPE ProLiant и системы хранения данных HPE 3PAR 8200, которые обеспечили высокий уровень производительности и надежности инфраструктуры. Отказоустойчивость нам гарантировала поддержка HPE Datacenter Care от HPE Pointnext Technology Services. При этом, как я уже упоминал, «Мастертел» платит ежемесячно только за реально потребленные ресурсы. Насколько я знаю, HPE использует подобную схему со всеми своими заказчиками.
Хочу отметить, что эксперты HPE смогли в короткие сроки подобрать наиболее оптимальный для нас вариант, обеспечить комфортные сроки поставки и произвести запуск системы в коммерческую эксплуатацию.
CNews: Возникали ли какие-либо сложности во время внедрения?
Виктор Сафронов: Несмотря на то, что внедрение HPE GreenLake — самый крупный наш проект за последние два года, никаких сложностей в его реализации не возникло. Более того, нам даже не пришлось останавливать бизнес и технологические процессы. Сроки реализации проекта также были соблюдены. Возможно, еще и потому, что представители HPE досконально изучили нашу ИТ-инфраструктуру и, руководствуясь этим, предложили самые эффективные решения.
CNews: Реализация этого проекта открывает какие-то новые направления для вашего бизнеса?
Виктор Сафронов: Конечно! Теперь облачная сторона нашего бизнеса может развиваться практически неограниченно. «Мастертел» предоставляет ресурсы и места в серверных стойках в современных дата-центрах, оснащенных передовыми инженерными системами. При заказе услуг в ЦОД, «Мастертел» предоставляет высокоскоростной канал связи от дата-центра до офиса заказчика.
Также решение HPE GreenLake помогло сократить время вывода продуктов на рынок, избежать единоразовых вложений и оптимизировать финансовые потоки. С обновленной ИТ-инфраструктурой «Мастертел» готов удовлетворить потребности своих существующих и будущих заказчиков. Расчеты показывают, что прирост нашей клиентской базы будет продолжаться весьма серьезными темпами.