Спецпроекты

Денис Бушковский, «Галактика ИТ»: Приемная кампания 2020 года стала большим испытанием для технических систем вузов

Интеграция Внедрения Системное ПО

В России завершилась основная часть первой приемной кампании в вузы, в ходе которой весь набор был выполнен дистанционно — в онлайн-режиме. О том, насколько возросла роль информационных систем в образовании и как вузам удалось справиться с небывалой нагрузкой, в интервью CNews рассказал Денис Бушковский, генеральный директор компании «Галактика ИТ» — экспертного центра корпорации «Галактика» по работе с вузами.

CNews: Что вы можете сказать в целом о приемной кампании этого года?

Денис Бушковский: Для меня этот год стал особенным — в то время как возглавляемая мной компания разработала, запустила и обеспечила поддержку информационных систем для проведения приемной кампании в 20 вузах России, мой сын сам поступал в Санкт-Петербурге. Так что я мог наблюдать за ситуацией с разных ракурсов. Что можно сказать — поступление в вузы было сложным и очень неравномерным. В Санкт-Петербурге, например, значительно увеличился средний проходной балл ЕГЭ. Возросла и мобильность абитуриентов — есть данные о том, что 73% поступивших в вузы Санкт-Петербурга — иногородние. Отмечен серьезный прирост количества поступающих иностранцев. Было отмечено и несколько явных перекосов. К примеру, сообщалось о рекордах по конкурсам в медицинские вузы северной столицы. В Первом медицинском университете имени И. П. Павлова на специальность «Педиатрия» на одно место претендовали 425 абитуриентов.

Денис Бушковский: Для нашей компании это была уже одиннадцатая приемная кампания

При этом особенностью приемной кампании этого года в России стало повышенное внимание к региональным вузам, которым впервые за много лет добавили почти 11 500 бюджетных мест. Так что выбор у вчерашних школьников был большой.

Как вы понимаете, всем абитуриентам была предоставлена возможность подавать заявления в 5 вузов на 3 направления подготовки или специальности, при этом активность абитуриентов превзошла все ожидания, что тоже наложило отпечаток на весь процесс.

CNews: Куда непосредственно абитуриенты подавали документы?

Денис Бушковский: В этом году документы в вузы абитуриенты подавали только дистанционно: через информационные системы университетов или через суперсервис «Поступи в вуз онлайн». Скажем пару слов о втором варианте. «Поступи в вуз онлайн» новый централизованный сервис подачи документов в рамках портала «Госуслуги», который в этом году использовали более 50 университетов. Являясь членом экспертной группы министерства науки и высшей школы России по созданию суперсервиса, я пока воздержусь от комментариев по его работе в 2020 году. Это был пилотный проект, результаты которого будут озвучены в ближайшее время.

Теперь о наших системах. Мы разрабатываем комплексные системы, охватывающие управление всей образовательной, научной и финансово-хозяйственной деятельностью вузов. А приемная кампания один из важнейших процессов для учебных заведений, собственно, он и определяет, как вуз себя будет чувствовать экономически в ближайшие годы. Для нашей компании это была уже одиннадцатая приемная кампания, так что опыт накоплен огромный. Именно через информационные системы университетов, в том числе установленные нами, была подана львиная доля заявлений.

CNews: Как прошла приемная кампания с вашей точки зрения как разработчика софта?

Денис Бушковский: Десятки российских вузов успешно используют наши решения в части автоматизации приемной кампании. Последние годы процессы запуска системы на новых объектах и поддержки текущих клиентов сложностей не вызывали, все шло по накатанной, отработанной технологии. Но 2020 год все изменил. Такой приемной кампании за все годы нашей работы еще не было. Это был вызов как для нас — разработчиков, так и для вузов — наших заказчиков.

Конечно, причина очевидна — коронавирус. Вся приемная кампания должна была проходить в дистанционном режиме. Минобрнауки внесло изменения в правила приема, и, конечно, потребовалась модернизация не только ИТ-решений, но и перестройка многих процессов внутри вузов. Сроки были сжатые, времени на раскачку не было, нужно было принимать оперативные решения. И мы решили пройти этот путь единой командой с нашими заказчиками. Была сформирована рабочая группа, состоящая из наших сотрудников и ответственных специалистов из всех вузов-заказчиков. Коллективный разум смог оперативно и, главное, верно сформировать единые требования по доработке программных решений и единые подходы к методам проведения приемной кампании 2020 года.

Денис Бушковский: Десятки российских вузов успешно используют наши решения в части автоматизации приемной кампании

Как уже сообщалось, команда специалистов корпорации «Галактика» разработала и вовремя запустила обновленное решение «Личный кабинет абитуриента» — составную часть комплекса «Галактика: портал учебного заведения». Также была выполнена полная интеграция с системами учета и планирования, как с системой «Галактика ERP. Управление учебным процессом», так и с другими системами.

Несмотря на полную готовность систем к 20 июня (это был первый день подачи заявлений в вузы), в первые же дни стало понятно, что начался настоящий цифровой шторм. Сам процесс настройки и поддержки систем в сложных условиях эпидемиологических ограничений потребовал максимальной отдачи от специалистов нашей компании. Работа шла буквально и днем и ночью, и я чрезвычайно благодарен коллегам за самоотверженный труд.

CNews: Могли бы вы привести какие-то примеры?

Денис Бушковский: Через разработанные нами системы личных кабинетов дистанционно подали свои документы в вузы более 150 тысяч абитуриентов. Среди наших заказчиков лидерами по количеству поданных заявлений стали Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского и Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Все системы нагрузку выдержали.

В разных вузах приемная кампания проходила по-разному, с разной степенью интенсивности. Могу привести примеры: в Санкт-Петербургском Политехе количество поданных согласий достигало 25 в минуту. Это было очень напряженно.

А в МГИМО МИД России, где, кстати, изначально, еще в 2019 году, обкатывалась новая версия «Личного кабинета абитуриента», приемка прошла спокойно, без нервов, и вуз заполучил себе лучших абитуриентов страны, практически 300-балльников.

Летом мы также дистанционно выполняли комплексные проекты настройки «Галактики» на новых объектах — в Нижегородском государственном техническом университете и в Смоленском государственном университете. В этих вузах также успешно провели приемную кампанию в новом формате на базе наших систем. А наши постоянные заказчики — Ульяновский институт гражданской авиации и Алтайский государственный педагогический университет — впервые запустили «Личный кабинет абитуриента».

CNews: Без проблем и сложностей вряд ли обошлось в этом году. Как решались вопросы?

Денис Бушковский: В ряде вузов имеются сложности в организации самого процесса набора — информирования, прохождения документов внутри вуза, акцептования заявлений и итогового рейтингования. И тут, какая бы хорошая информационная система ни была, не обойтись без проблем. Не называя учебные заведения, могу привести примеры, зафиксированные сыном: в одном вузе поданное заявление появилось на сайте через 24 минуты, а в другом — на четвертые сутки. В одном из вузов телефон приемной комиссии, анонсированный на сайте, молчал всю приемную кампанию. Хотя из другого вуза вежливо звонили, спрашивали как дела и интересовались планами по подаче согласия.

Денис Бушковский: Через разработанные нами системы личных кабинетов дистанционно подали свои документы в вузы более 150 тысяч абитуриентов

Если выделять конкретные сложные дни, то сначала это было 18 августа — последний день подачи заявлений, потом 20 и 21 августа — прием заявлений о согласии на зачисление абитуриентов, поступающих без вступительных испытаний и в пределах квот. Основное испытание по нагрузке, когда вал поданных согласий обрушился на компьютерные системы, — вторая половина дня 23 августа — прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, включенных в списки поступающих на основные конкурсные места и желающих быть зачисленными на первом этапе зачисления. А также 25 августа, когда согласия подавали все оставшиеся абитуриенты. Исход процесса поступления для многих абитуриентов решили несколько последних минут последнего дня приемки. Мы с сыном тоже были вовлечены в самую гущу этого процесса — подавали и отзывали заявления, подавали согласие и нервничали на пару.

Разработанные нашей компанией сервисы должны были работать в режиме 24/7, и это потребовало соответствующего уровня нашей поддержки. Как справились с этим потоком данных отдельные вузы — еще предстоит проанализировать экспертным группам. Очевидно, что не все было гладко.

Могу привести примеры типичных проблем приемной кампании этого года. Фиксировались DDoS-атаки на веб-ресурсы вузов: можно предположить, что за некоторыми из них стояли сами продвинутые абитуриенты, проверявшие свою будущую alma mater на прочность. Кроме того, сервера вузов не справлялись, и им пришлось в горячем режиме увеличивать их мощности. Наблюдались ошибки передачи данных из государственной системы в учетные системы вузов. Поток заявлений шел в вузы в очень ограниченное время, приемные комиссии не успевали оперативно провести модерацию документов. Помимо этого, были зафиксированы и дубли согласий от абитуриентов, хотя они имеют право подать только одно согласие.

Но для меня итоги приемной кампании 2020 года заключаются в том, что разработанные нашей компанией информационные системы выдержали нагрузку, а мой сын стал студентом ИТМО. Эта кампания стала стресс-тестом для нашей компании и наших заказчиков, и вместе мы выдержали эту проверку.