Разделы

Документооборот

Станет ли 2011-й "годом CMIS" для рынка СЭД?

Развитие стандартов на рынке ECM в 2010 году было ознаменовано появлением рабочей версии CMIS, нового стандарта, обеспечивающего интероперабельность различных систем. В 2011 году влияние CMIS усилится, и эксперты называют не менее 8 причин, в силу которых данный стандарт будет определять облик отрасли.

Стефан Вальдхаузер, эксперт рынка ECM и генеральный директор консалтинговой компании WeWebU Software, в статье "Восемь причин, почему 2011 год станет "годом" CMIS", отмечает существенное влияние, оказываемое развитием и поддержкой этого стандарта на рынок ECM-решений. По его словам, CMIS по степени значимости можно сравнить с появлением SQL на рынке СУБД 30 лет назад – с его помощью компании сторонние компании в большинстве случаев могут решать вопросы управления до 80% всего контента. Тем не менее CMIS – это не просто "еще один" стандарт: эксперт отмечает, что выпуск первой версии CMIS не обошла стороной ни одна крупная ECM-компания, и у большинства из них к концу 2010 года появились продукты, где он был воплощен. Вместе с тем CMIS был положительно воспринят и заказчиками. Вальдхаузер приводит в качестве примера исследование компании Generis, согласно которому 42% респондентов считают наличие поддержки этого стандарта в ECM-решениях важным обстоятельством для проектов автоматизации управления контентом в 2011 году. Смысл остальных тезисов эксперта сводится к тому, что CMIS поможет "отвязать" компании от конкретных поставщиков ECM-продуктов, упростит создание, консолидацию и поддержку ECM-инфраструктуры, и в отрасли уже сформировалось необходимое лобби со стороны заказчиков, аналитиков и независимых разработчиков, которое может подтолкнуть крупных вендоров к развитию ECM-систем с применением CMIS. Опрос отечественных компаний, работающих на рынке, показал, что отношение к поднимаемым Вальдхаузером проблемам в России не настолько однозначное.

Сергей Курьянов, директор по развитию Docsvision соглашается с приведенными тезисами зарубежного эксперта, отмечая, что в России уже наметилось движение в этом направлении. В качестве доказательств он приводит в пример принятие в 2010 году стандарта взаимодействия СЭД, а также начало разработки некоторыми вендорами соответствующих продуктов. Владимир Панов, главный технолог компании "ИнтерТраст", также соглашается с изложением Вальдхаузера с поправкой на то, что эти тенденции реализуются за гораздо больший срок, чем один год. "Для полноценного использования CMIS 1.0 явно мало - в двух словах это можно описать как работу с контентом примерно на уровне сетевой файловой системы, в чем-то больше, а в чем-то и меньше, - объясняет господин Панов. - В настоящее время идет работа над CMIS 2.0, и если она завершится в течение 2011 года, а главное, если соответствующие реализации выпустят значимые на рынке вендоры, вот тогда 2011 год действительно может стать переломным для судьбы стандарта". Евгений Кочуров, ИТ-аналитик DIRECTUM, полагает, что атмосфера вокруг стандарта CMIS несколько перегрета, и связывает это частично с растущими потребностями в интеграции приложений и с амбициями вендоров по проникновению на новые для себя рынки. Эксперт замечает, что скоро должна начаться работа над следующей версией CMIS, в которой будут учтены некоторые важные замечания к стандарту. "Вообще, обратная совместимость версий стандартов считается хорошим тоном, однако некоторые из разработчиков CMIS были готовы от нее отказаться. Исходя из этого, было бы разумно пока не опираться на опциональные разделы стандарта и на предусмотренные точки его расширения. К сожалению, на нашумевший в свое время язык запросов тоже пока не стоит опираться слишком сильно, поскольку объем модификаций модели данных CMIS в ближайшей версии неясен", - заключает он. Григорий Липич, генеральный директор ABBYY Россия, уверен, что тезис о том, что потребители знают о CMIS и будут требовать от поставщиков совместимости со стандартом, является преувеличением: "Во-первых, самому стандарту есть куда развиваться. Во-вторых, для потребителей стандарты важны, но находятся не в первой линии приоритетов. Для них главное - решение конкретной задачи. С учетом этого вряд ли можно говорить, что в 2011 году мы будем наблюдать бум спроса на этот стандарт, и это касается не только России, но и Запада".

Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink, называет CMIS стандартом "передовых маргиналов", хотя признает, что такие крупные игроки, как IBM, Microsoft, Open Text и Alfresco хотят выглядеть современными и обеспечивать интеграцию своих продуктов с другими востребованными решениями, например, с SAP. "Заказчики, особенно серьезные, обычно внимательно читают прессу и очень заинтересованы в минимизации своих издержек на внедрение новых технологий. И еще они очень не любят быть "подопытными кроликами". Так что до полного принятия CMIS заказчиками, возможно, пройдет еще некоторое количество времени", - не без доли иронии замечает эксперт, добавляя то, что прогноз о превращении ECM в нечто более массовое за счет CMIS, выглядит неправдоподобным. По его словам, неясно, как стандарт избавит компании от необходимости системного анализа проблем заказчика, учета его инфраструктуры, интеграции с основными приложениями, повышения эффективности интерфейсов, оптимизации бизнес процессов, поскольку то, что предлагает CMIS - это только часть задачи внедрения ECM, возможно немаловажная, но пока являющаяся по большей части маркетинговым трюком и громким обещанием. "Не CMIS станет дифференциатором, а надежность, масштабируемость, демонстрируемые позитивные примеры в отрасли заказчика, наличие партнерской сети и – для нашего рынка – локализации. Думаю, что наличие CMIS будет в списке из 50-ти критериев выбора приблизительно третьим от конца", - заявляет господин Бейдер. По его словам, в России практически нет промышленных ECM-систем, а разрабатываются в основном прикладные системы для автоматизации делопроизводства, т.е. СЭД. Для этих последних CMIS не нужен, в то время как для будущей системы, которая может позиционировать себя как ECM, по его словам, такая новация еще долго будет непозволительной роскошью.

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

Схожего мнения придерживается и Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документации компании ЭОС. Она называет высказанную точку зрения Вальдхаузера "слишком оптимистичной": "Стандарт действительно решает проблему интероперабельности ECM-решений от различных поставщиков, а также делает возможным разработку ПО, способного работать с разнообразными хранилищами контента. Эта задача представляет интерес для государственных структур и компаний с хорошо развитой разнообразной информационной инфраструктурой. В то же время для огромного числа малых и средних предприятий эта проблема пока что не является актуальной – если у них и есть ECM-решение, то, как правило, одно". По ее словам, растущая популярность "облачных" вычислений может негативно сказаться на интересе заказчиков к данному стандарту, поскольку применение облачных технологий избавляет их от решения проблем взаимодействия ECM-систем; кроме того, возможна и обратная ситуация, когда к стандарту могут проявить повышенное внимание провайдеры "облачных" услуг. "Представляется, что CMIS может быть в первую очередь интересен компаниям-стартапам, желающим разработать ПО, способное дополнять возможности ECM-систем различных поставщиков. Вполне возможно, что основные игроки рынка предпочтут подождать и посмотреть, насколько успешными окажутся эти проекты", - заключает эксперт.

В целом, российские вендоры СЭД знают о CMIS и следят за его развитием, но указывают на существование нескольких контраргументов против изложенных доводов в пользу концептуального статуса CMIS для рынка ECM в мире и в России.

Михаил Демидов